г. Москва |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А40-200304/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
И.А. Чеботаревой, П.В. Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Самарская региональная энергетическая корпорация" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2018 по делу N А40-200304/17, принятое судьей Ласкиной С.О. (33-1838)
по заявлению АО "Самарская региональная энергетическая корпорация"
к Министерству природных ресурсов и экологии РФ
о признании незаконным отказа, об обязании
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Осипова Н.В. по дов. от 24.01.2018; |
УСТАНОВИЛ:
АО "СамРЭК" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.07.2017 N 12-47/19310 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов: "Газопроводы высокого и низкого давления для газоснабжения ул. Ново-Набережная, Луговая, Островского, Родниковая, Песочная, Берег Воложки, Лесная, Овражный переулок с. Рождествено муниципального района Волжский. Первая очередь"; "Газопроводы высокого и низкого давления для газоснабжения с. Торновое муниципального района Волжский; об обязании министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" путем выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекты: "Газопроводы высокого и низкого давления для газоснабжения ул. Ново-Набережная, Луговая, Островского, Родниковая, Песочная, Берег Воложки, Лесная, Овражный переулок с. Рождествено муниципального района Волжский. Первая очередь"; "Газопроводы высокого и низкого давления для газоснабжения с. Торновое муниципального района Волжский.
Решением арбитражного суда от 26.01.2018 требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда не соответствую обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствии.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию ответчика, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - Общество) осуществляло строительство объектов: "Газопроводы высокого и низкого давления для газоснабжения ул. Ново-Набережная, Луговая, Островского, Родниковая, Песочная, Берег Воложки, Лесная, Овражный переулок с. Рождествено муниципального района Волжский. Первая очередь" (далее - объект N 1); "Газопроводы высокого и низкого давления для газоснабжения с. Торновое муниципального района Волжский" (далее - объект N 2).
Строительство объекта N 1 осуществлялось на основании разрешения на строительство от 06.08.2015 N 63-507308-161-2015 на земельных участках общей площадью 39929,0 кв.м. с кадастровыми номерами 63:17:0000000:5480 и 63:17:0000000:5479, предоставленными Администрацией муниципального района Волжский Самарской области Заявителю в аренду по договору N 7/15/000208/2015 от 26.01.2015.
Строительство объекта N 2 осуществлялось на основании разрешения на строительство от 24.12.2015 N 63-507308-356-2015 на земельных участках общей площадью 37170,6 кв.м. с кадастровыми номерами 63:17:0000000:5861, 63:17:0000000:5432, 63:17:0208002:1230, 63:17:0208003:703, предоставленными Администрацией муниципального района Волжский Самарской области Заявителю в аренду по договору N15/000566/2015 от 21.09.2015.
По окончании строительства Заявитель обратился в министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Министерство) с заявлением о выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, с приложением необходимых документов на оба объекта.
Письмом от 27.07.2017 N 12-47/19310 министерство отказало в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Заявитель полагал, что оспариваемым письмом министерство отказало в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с отсутствием у администрации Волжского района Самарской области правовых оснований в выдаче разрешений на строительство объектов.
При этом заявитель указал, что указанные разрешения на строительство не отменены и не признаны не действительными, следовательно, получены Заявителем в соответствии с действующим законодательством РФ.
Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Из материалов дела видно, Разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, расположенных в границах национальных парков, выдает Минприроды России.
При сопоставлении сведений публичной кадастровой карты и карты-схемы функционального зонирования национального парка "Самарская Лука", утвержденной приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69 (далее - Положение о национальном парке), следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:5480, 63:17:0000000:5479, 63:17:0208002:1230, 63:17:0208003:703, 63:17:0000000:5432, 63:17:0000000:5861 расположены в границах национального парка "Самарская Лука".
Национальный парк "Самарская Лука" образован постановление Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161.
В соответствии с п.1 указанного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда.
Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Общая площадь национального парка составила 134 тыс. га.
Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР, в ведение которого был передан национальный парк, было поручено уточнить границы национального парка.
Согласно п.5 Положения о национальном парке, границы национального парка определены в системе координат МСК-63Г и представлены в приложении 1 к Положению.
В силу п.5 ст.2, п.1 ст.12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об ООПТ) национальные парки относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с п.6 ч.5 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, строительство которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р национальный парк "Самарская Лука" отнесен к ведению Минприроды России.
В силу положений п.5.17 Положения о Минприроды России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, Минприроды России выдает разрешения на строительство объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
В этой связи, Минприроды России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, планируемых на территории национального парка "Самарская Лука".
Вместе с тем, Градостроительный кодекс Российской Федерации не предоставляет федеральному органу исполнительной власти полномочия по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого осуществлено на основании разрешения на строительство, выданного органом местного самоуправления.
АО "СамРЭК" письмами от 26.06.2017 N 691 (вх. 044748/47 от 14.07.2017) и от 10.07.2017 N 733 (вх. N 044746/47 от 14.07.2017) обратилось в Минприроды России с заявлениями о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию следующих объектов: "Газопроводы высокого и низкого давления для газоснабжения ул. Ново-Набережная, Луговая, Островского, Родниковая, Песочная, Берег Воложки, Лесная, Овражий переулок, с. Рождественно муниципального района Волжский.Первая очередь", "Газопроводы высокого и низкого давления для газоснабжения с. Торновое муниципального района Волжский".
Как подтверждается материалами дела, разрешения на строительство спорных объектов от 06.08.2015 N 63-507308-161-2015, от 24.12.2015 N 63-507308-356-2015 были выданы Администрацией муниципального района Волжский Самарской области.
Согласно ч.2 ст. 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство.
В силу п.3 ч.3 ст.55 ГрК РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщиком при обращении в орган выдавший разрешение на строительство представляется, в том числе выданное этим органом разрешение на строительство.
Согласно ч.5 ст.55 ГрК РФ орган выдавший разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в ч.3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Исходя из указанных положений ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается исключительно органом, выдавшим разрешение на строительство.
В связи с этим, у Министерства отсутствуют полномочия на выдачу разрешения на ввод спорных объектов в эксплуатацию на основании разрешения на строительство, выданного Администрацией муниципального района Волжский Самарской области.
Вид разрешенного использования земельных участков, на которых осуществлено строительство объектов заявителя, не установлен в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 1 ст.55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющим, в том числе соответствие построенного объекта разрешенному использованию земельного участка, установленному градостроительным планом на дату выдачи разрешения на строительство.
В силу ч.3 ст.44 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент утверждения градостроительных планов) в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента (пункт 3), либо информация о разрешенном использовании земельного участка в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент (пункт 4).
Согласно ч.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий.
Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ч. 7 ст.36 ГрК РФ).
Согласно п.1 ст.15 Закона об ООПТ режим использования земельных участков в границах национального парка определяется в процессе функционального зонирования его территории.
Таким образом, в национальных парках выделяются особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зона хозяйственного назначения и зона традиционного экстенсивного природопользования.
Общая дифференциация допускаемой и необходимой деятельности в каждой функциональной зоне, а также порядок использования расположенных в соответствующей зоне земельных участков, установлен п. 1 ст. 15 Закона об ООПТ.
Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769 "Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации" установлено, что дифференцированный режим охраны территории национальных парков определяется положением о соответствующем национальном парке.
Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится (п. 4 ст. 12 Закона об ООПТ).
Приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69 утверждено Положение о национальном парке "Самарская Лука" (зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 N 37255).
Разделом III указанного Положения установлен режим особой охраны территории национального парка, в Приложении N 2 приведены состав и описание границ функциональных зон национального парка, а в Приложении N 3 - карта функционального зонирования.
Ввиду изложенного, разрешенное использование земельных участков в границах национальных парков определяется на основании того, в границах какой функциональной зоны национального парка расположен данный земельный участок. Конкретный вид разрешенного использования земельного участка устанавливается Минприроды России в порядке, установленном п. 4 ст. 15 Закона об ООПТ (согласование социально-экономической деятельности и проектов развития населенных пунктов).
Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах национального парка, устанавливается не градостроительным регламентом, а в порядке, определенном Законом об ООПТ.
Как усматривается из представленных Заявителем градостроительных планов, вид разрешенного использования земельных участков, на которых осуществлено строительство газопроводов, установлен на основании Правил землепользования и застройки сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области от 27.12.2013 N 42.
В связи с изложенным, возведенные АО "СамРЭК" объекты не соответствуют разрешенному использованию земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0000000:5480, 63:17:0000000:5479, 63:17:0208002:1230, 63:17:0208003:703, 63:17:0000000:5432, 63:17:0000000:5861.
Согласно п.5 ч.6 ст.55 ГрК РФ самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом.
Поскольку действие градостроительных регламентов не распространяется на земли национальных парков вид разрешенного использования земельных участков заявителя подлежал установлению Минприроды России в порядке п. 4 ст. 15 Закона об ООПТ.
Ввиду изложенного, заявитель не доказал факт нарушения своих прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, ввиду своей необоснованности и недоказанности.
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2018 по делу N А40-200304/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.