г.Москва |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А40-52612/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Б.С. Веклича,
судей: Т.Ю. Левиной, Г.Н. Поповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.А. Сасюком,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы АО "ГУ ЖКХ", Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.02.2018 по делу N А40-52612/17, принятое судьей Гусенковым М.О. (шифр 162-480)
по иску АО "ГУ ЖКХ"
к Министерству обороны РФ
о взыскании задолженности,
по встречному иску Министерства обороны РФ
к АО "ГУ ЖКХ"
о взыскании неустойки,
при участии в судебном заседании:
от истца: Грудева Е.А. по доверенности от 02.04.2018;
от ответчика: Шетова Л.А. по доверенности от 10.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
АО "ГУ ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Министерству обороны РФ о взыскании 109 750 руб. 15 коп. долга.
Министерство обороны РФ обратилось в Арбитражный суд г.Москвы со встречным иском к АО "ГУ ЖКХ" о взыскании неустойки в размере 84 141 694 руб. 20 коп.
Решением суда от 06.02.2018 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, стороны обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Стороны возражают против доводов апелляционных жалоб друг друга, просят отказать в удовлетворении жалобы оппонента.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом (исполнитель) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт N 4-ВКХ от 21.09.2015 на оказание услуг по поставке, передаче холодной воды и отведению сточных вод.
Истец ссылается на то, что обязательства по условиям государственного контракта N 4-ВКХ по оказанию услуг на территории Краснодарского края и Республики Адыгея за период с 11.01.2015 по 31.12.2015 им исполнены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими актами, в которых государственным заказчиком подтверждены фактические объемы оказанных услуг.
30.01.2017 Министерством обороны Российской Федерации письмом N 370/2/944 подтвержден объем оказанных АО "ГУ ЖКХ" услуг по поставке, передаче холодной воды и отведению сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации, однако оплачивать эти услуги ответчик отказался, задолженность составляет 109 750 руб. 15 коп.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Встречный иск мотивирован тем, что, по мнению ответчика, истцом услуги по государственному контракту оказывались ненадлежащим образом, в связи с чем ответчиком начислена сумма неустойки в размере 84 141 694 руб. 20 коп.
Отказывая в удовлетворении первоначального и встречного исков, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность в пользу истца взысканию не подлежит, определение размера задолженности за поставленный ресурс в отсутствие установленного тарифа является необоснованным, с учетом требований законодательства о недопущении увеличения (возможного) размера платы за потребленные коммунальные услуги, у ответчика оснований для начисления неустойки не имеется.
Доводы жалобы истца подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
От подписания актов сдачи-приемки оказанных истцом услуг по поставке, передаче холодной воды и отведению сточных вод и от оплаты фактических объемов энергоресурсов ответчик отказался в связи с отсутствием установленного уполномоченными органами тарифного регулирования для АО "ГУ ЖКХ" тарифов на территории Краснодарского края и Республики Адыгея на поставку холодной воды и отведению сточных вод за период с 01.11.2015 по 31.12.2015, причем факт того, что тарифы для АО "ГУ ЖКХ" установлены Приказами РЭК-ДЦТ Краснодарского края от 24.12.2015 N 112/2015-окк и Приказом РЭК по Республике Адыгея от 16.12.2015 N 213-П на поставку холодной воды, водоотведения и подвоза воды только на 2016 год, истцом не отрицается.
Согласно ч.8 ст.31 Федерального закона о водоснабжении, регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
При этом перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанный в ч.8 ст.31 Закона о водоснабжении, является исчерпывающим.
Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат (ч.10 ст.31 Закона о водоснабжении).
В соответствии с ч. 11 ст. 31 Закона о водоснабжении, при установлении тарифов организации, осуществляющей водоотведение, тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этой организацией при водоотведении, не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг.
Согласно п.6 Основ ценообразования, орган регулирования устанавливает для гарантирующей организации тарифы на водоотведение, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг в сфере водоотведения (тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения); для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию.
В силу ст.5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности. Из материалов дела следует, что в соответствии с п.4.2 контракта цена контракта устанавливается в российских рублях и включает в себя стоимость услуг.
При этом под стоимостью услуг понимается произведение цены единицы услуги (тарифы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) и объема оказываемых услуг в соответствии с условиями контракта (объемы договорных величин потребления, в соответствии с Приложением N 1 к контракту).
Пунктом 4.3 контракта предусмотрено, что цена единицы услуги устанавливается в российских рублях. Под ценой единицы услуги подразумеваются утвержденные тарифы.
Оплата оказываемых услуг осуществляется заказчиком по утвержденным тарифам, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 1.1.1 контракта, услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые исполнителем на условиях, установленных контрактом, а именно: холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения; холодное водоснабжение с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения (подвоз воды, кроме бутилированной); подвоз воды осуществляется в случае отсутствия централизованных систем холодного водоснабжения, а также в случае невозможности использования централизованных систем водоснабжения ввиду их аварийного состояния; водоотведение сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод).
Исходя из положений ст. 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", тарифы на водоснабжение и водоотведение подлежат обязательному государственному регулированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом порядок утверждения тарифов определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с п.12 названного постановления, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
Пунктом 13 постановления N 406 предусмотрено, что открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 16 Правил, предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов.
Пунктом 17 Правил установлен перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению, в который включены и копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоры водоснабжения, водоотведения, договоры о подключении (технологическом присоединении), или реестр таких договоров - в случае, если такие договоры утверждаются по единой форме, в том числе в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.
Согласно п.20 Правил, в случае отсутствия полностью или частично обосновывающих материалов организации направляется уведомление о необходимости представления указанных в п.17 Правил регулирования материалов в полном объеме.
Согласно п.1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р, в соответствии с п.2 ч.1 ст.93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых Министерству обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, установление и регистрация тарифов на водоснабжение и водопотребление зависит исключительно от действий регулируемой организации, то есть непосредственно от АО "ГУ ЖКХ". Таким образом, истец обязан был осуществить в спорный период регистрацию тарифов по видам деятельности, подлежащим обязательному государственному регулированию. При этом государственная регистрация тарифов не зависит от действий Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
В соответствии с п.15 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Причем в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из материалов дела следует, что ответчик приобретал энергоресурсы с целью оказания коммунальных услуг населению, проживающему в жилых домах, расположенных на территории военных городков Министерства обороны Российской Федерации, то есть приобретал услуги в интересах населения, однако согласно представленным в материалы дела документам, в спорный период тариф на поставку, передачу холодной воды и отведению сточных вод не был установлен.
В уполномоченный орган с заявлением об установлении тарифов на поставку, передачу холодной воды и отведению сточных вод в спорный период АО "ГУ ЖКХ" не обращалось.
Применение к спорным отношениям тарифа, установленного на тот же период для другого юридического лица, не является обоснованным и не соответствует действующему гражданскому законодательству.
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2017 N 305-ЭС17-17386.
Также отклоняются доводы ответчика о необходимости привлечения истца к ответственности.
Как указывает ответчик, истцом ненадлежащим образом оказывались услуги на объектах военного городка N 1 (Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре-31, войсковая часть 52015).
Военный городок N 1 (Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре-31) включен в число точек поставки услуг водоснабжения (водоотведения) дополнительным соглашением от 01.03.2017 N 7 к контракту.
Услуги на объектах, указанных в приложениях N N 1 - 4, оказываются с даты включения (исключения) точки поставки согласно п.4 дополнительного соглашения от 01.03.2017 N 7 к контракту.
Дата включения точки поставки военный городок N 1 (Хабаровский край, Комсомольск- на-Амуре-31) - 01.11.2015.
В указанном дополнительном соглашении сторонами не урегулирован вопрос предъявления претензий по качеству услуг, оказанных с 01.11.2015 по 31.10.2016.
Согласно п.2 ст.425 Гражданского кодекса РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Такого указания дополнительное соглашение N 7 не содержит.
Следовательно, в порядке п.1 ст.425 Гражданского кодекса РФ соглашение вступило в силу и стало обязательным для сторон с момента его заключения - 01.03.2017.
Оснований для иного толкования норм материального права и условий дополнительного соглашения у суда не имеется.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2018 по делу N А40-52612/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.