г. Москва |
|
20 апреля 2018 г. |
Дело N А40-107630/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Проценко А.И., Алексеевой Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО НИИСА на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2017 г. по делу N А40-107630/17 принятое судьей Дружининой В.Г. (шифр судьи 11-1037)
по заявлению ОАО НИИСА
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании недействительным распоряжения
при участии в судебном заседании:
от истца: Флюгова А.Н., Степанов Ю.А. по доверенности от 09.01.2018 г.;
от ответчика: Ивашурина А.А. по доверенности от 27.12.2017 г.;
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрены заявленные требования к ответчику о признании недействительным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N 17977 от 07.10.2015 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006041:10".
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
На указанный судебный акт стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель процессуального оппонента против доводов жалобы возражал.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как указывает Заявитель в обоснование заявленных требований, Департаментом городского имущества города Москвы (Заинтересованное лицо) было вынесено распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N 17977 от 07.10.2015 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006041:10", которое Заявитель считает недействительным, на основании следующего.
Заявитель является Арендатором земельного участка с кадастровым номером: 77:01:0006041:10, площадью 2 815 кв. м., доля Заявителя - 2 534 кв. м.) предоставленного Заявителю во временное владение и пользование по Договору аренды земли N М-01-009557 от 25.08.1997, заключенному с Московским земельным комитетом, сроком на 49 лет, для эксплуатации части существующего административного здания.
По мнению Заявителя, принятие Департаментом городского имущества города Москвы Распоряжение N 17977 от 07.10.2015 г., нарушает положения п.2 ст. 8 Закона города Москвы "О землепользовании в городе Москве" N 48 от 19.12.2007, в соответствии с которыми, при изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка. Как указано выше, изменения в Договор аренды земельного участка с кадастровым номером: 77:01:0006041:10, ни в судебном порядке, ни во внесудебном - не вносились.
Заявитель полагает, что изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только с соблюдением порядка изменения условий действующего договора аренды, установленного гражданским законодательством. Статьями 450 и 451 ГК РФ определено, что договор может быть изменен по соглашению сторон, либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка предполагает внесение изменений в договор аренды, и в ином порядке невозможно, указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 г. N 1756/13. Соответственно, поскольку в рассматриваемой ситуации вид разрешенного использования арендуемого Заявителем земельного участка установлен пунктом 1.1 Договора аренды, изменение его (вида разрешенного использования) путем принятия Департаментом городского имущества оспариваемого Заявителем Распоряжения, без внесения соответствующих изменений в Договор аренды, противоречит действующим нормам гражданского законодательства. До настоящего момента Департамент городского имущества города Москвы с предложением о внесении изменений в Договор аренды, применительно к разрешенному виду использования, к Заявителю не обращался, равно, как не предпринимал никаких действий для внесения изменений в Договор аренды в судебном порядке.
В связи с тем, Заявитель полагает, что распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N 17977 от 07.10.2015 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006041:10", принято с нарушением норм действующего законодательства, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Как указывалось выше, на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006041:10, расположенный по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д.2 между Департаментом и Обществом оформлен договор аренды от 25.08.1997 N М-01- 009557 для эксплуатации прочих административно-управленческих учреждений и общественных организации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьями 7, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы" вынесено распоряжение от 07.10.2015 N 17977 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006041:10".
Согласно указанному Распоряжению было установлено разрешенное использование земельного участка: деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7).
Департамент является полномочным органом по принятию распорядительных актов в отношении разрешенного использования земельных участков.
На основании п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департаменту представлены полномочия по принятию решений:
Пункт 4.2.7. Об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Пункт 4.2.3. О внесении изменений в договоры аренды земельных участков, договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками (за исключением изменений, связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства) по вопросам изменения их срока действия, а также по вопросам уточнения (изменения) разрешенного использования, площади и границ земельных участков и по другим вопросам.
В соответствии с п.5 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным у регламентом, соответствующий фактическому использованию.
Данная позиция подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N ВАС-12651/11, где судом указано на необходимость соответствия фактического использования земельного участка установленному виду его разрешенного использования, а также на идентичность сведений, внесенных в кадастр.
В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы было принято постановление Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве" (действовавшее на момент вынесения распоряжения).
В соответствии с фактическим использованием строений принадлежащих Заявителю и согласно перечню видов разрешенного использования был установлен вышеуказанный вид разрешенного использования.
Функциональное назначение объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, имеет определяющее значение при установлении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст.4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" вид использования земельного участка устанавливается из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а в соответствии с п.3.1 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке.
Согласно данным МосгорБТИ, имеющимся в Департаменте, на участке расположено учрежденческое здание.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание цель предоставления участка в аренду "для эксплуатации прочих административно-управленческих учреждений и общественных организации", в рамках налогообложения Департаментом было выпущено распоряжение от 07.10.2015 N 17977 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006041:10", устанавливающее участку разрешенное использование: деловое управление (4.1).
С 24.12.2014 вступил в силу новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Согласно данному классификатору с учетом фактического использования здания рассматриваемому земельному участку распоряжением от 07.10.2015 N 17977 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006041:10" было установлено разрешенное использование участка - деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)).
В соответствии с п. 2.1 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка. В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости.
Кроме того, пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Ввиду изложенного, Заявителем не доказано нарушение прав и законных интересов со стороны Департамента. В настоящем случае имеет экономическое желание Общества изменить вид разрешенного использования земельного участка, при этом, не указывая каким образом, распоряжение Департамента нарушает права и законные интересы Общества.
В рамках межведомственного взаимодействия Департаментом получен Акт обследования N 9012576 фактического использования здания с кадастровым номером 77:01:0006041:1046, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006041:10, согласно которому в здании V расположены помещения общего пользования и офисы с приложением фотоматериалов.
Кроме того, согласно публичным сведениям сайтов по аренде недвижимости сети Интернет, а именно https://ardera.ru/volgogradskiy-2 на спорном земельном участке расположены офисы, которые сдаются в аренду.
Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что установленный вид разрешенного использования, а именно: деловое управление (4.1) соответствует фактическому использованию земельного участка и функциональному назначению зданий.
Таким образом, доказательств того, что оспариваемое распоряжение Департамента нарушает права и законные интересы Заявителя в материалы дела не представлено, а данное распоряжение вынесено полномочным органом и в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного требования ОАО НИИСА по заявленному основанию удовлетворению не подлежат.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, подробно изложены в судебном акте суда первой инстанции и оснований не согласиться с ними апелляционный суд не усматривает.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения требований подлежат отклонению, поскольку не нашли своего документального подтверждения с учетом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов судебного акта суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2017 по делу N А40-107630/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.