г. Москва |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А40-209713/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетова,
судей: |
С.Л. Захарова, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Компания "Азимут"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2018 по делу N А40-209713/17, принятое судьей Поляковой А.Б. (17-1829)
по заявлению ООО "Компания "Азимут"
к УФАС по г. Москве
третье лицо: ООО "Транснефть-технологии"
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Айнутдинов Р.Ф. по дов. от 26.12.2017; |
от третьего лица: |
Морозова А.А. по дов. от 07.09.2017, Чистобаев С.А. по дов. от 17.01.2018. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Компания "Азимут" обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения УФАС по г. Москве от 02.10.2017 по делу N 1-00-2170/77-17 об оставлении жалобы заявителя без рассмотрения, а также о возложении обязанности рассмотреть жалобу компании по существу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2018 по делу N А40-209713/17, в удовлетворении заявления ООО "Компания "Азимут" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 02.10.2017 г. N 1-00-2170/77-17 и о возложении обязанности рассмотреть жалобу по существу, отказано.
С решением не согласился заявитель ООО "Компания "Азимут", подал апелляционную жалобу, в которой просит, отменить решение и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Ответчик и третье лицо возражали на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2018 по делу N А40-209713/17 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, обществом с ограниченной ответственностью Транснефть-Технологии" (далее - заказчик) был проведен открытый запрос предложений в электронной форме (далее - Торги) по закупке: Лот N ТТ-2017-67 "Аренда автомобилей с экипажем", номер процедуры на площадке
http://www.roseltorg.ru/: СОМ 17081700066.
В Торгах принимало участие ООО "Компания "Азимут".
Протоколом N ТТ-2017-67/И от 08.09.2017 конкурсной комиссией Заказчика Торги были признаны состоявшимися, победителем Торгов был признан индивидуальный предприниматель Обручникова Е.В.
Не согласившись с порядком определения победителя по итогам торгов, ООО "Компания "Азимут" 15.09.2017 была подана жалоба в Московское УФАС России на действия заказчика.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров 02.10.2017 рассмотрела жалобу ООО "Компания "Азимут" и приняла решение по делу N 1-00-2170/77-17 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, которым оставила жалобу заявителя без рассмотрения в связи с тем, что жалоба поступила в Московское УФАС России 25.09.2017, то есть по истечении десятидневного срока на обжалование, предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Посчитав указанное решение Московского УФАС России от 02.10.2017 г. по делу N 1-00-2170/77-17 незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В заявлении общество указывает на то, что результаты торгов были подведены 08.09.2017, а протокол размещен в сети "Интернет" 11.09.2017. Таким образом, по мнению заявителя, срок на подачу жалобы подлежал исчислению с 12.09.2012 и окончился 21.09.2017, в то время как жалоба и дополнение к ней были направлены в адрес антимонопольного органа 15.09.2017 и 18.09.2017 соответственно посредством заказных писем.
Обществом с ограниченной ответственностью "Транснефть-Технологии" (далее - заказчик) был проведен открытый запрос предложений на право заключения договора на аренду автомобилей с экипажем (реестровый номер извещения 31705434537).
Обращаясь с жалобой в антимонопольный орган, ее податель указывал на неверное определение победителя торгов.
Вопреки доводам заявителя, оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, материалам дела и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Заявитель настаивает на том, что он вправе обратиться с жалобой, направив ее любым способом в пределах десятидневного срока, установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, как следует из текста поданной компанией жалобы, она была подана именно в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции со ссылкой на нарушения положений Закона о закупках, жалобы на которые рассматриваются в порядке, установленном названной нормой права.
Таким образом, подав жалобу в антимонопольный орган в установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции порядке, заявитель, в контексте ч. 1 ст. 8 ГК РФ, принял на себя и все обязательства, предусмотренные этой нормой права к порядку подачи такой жалобы.
Предусмотренный ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции десятидневный срок на подачу жалоб необходим для выявления лиц, несогласных с результатами закупочных процедур, в целях предоставления им возможности защитить свои права и законные интересы в случае их нарушения действиями заказчиков либо организаторов закупки.
Действие ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции направлено не только на защиту прав и законных интересов участников закупочных процедур от необоснованных действий заказчиков в ходе их проведения, но, в то же самое время, и на защиту прав самих заказчиков, в том числе их права на своевременное удовлетворение своих потребностей в товарах, работах, услугах и защиту от возможного необоснованного затягивания закупочной процедуры со стороны недобросовестного участника закупки.
С учетом специфики регулируемых приведенной нормой права отношений, при необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, под обжалованием действий действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в контексте ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции следует понимать именно поступление жалобы в антимонопольный орган. При этом, исходя из буквального толкования названной нормы права, указанный десятидневный срок является пресекательным, и по его истечении антимонопольный орган утрачивает право на рассмотрение жалобы.
Доводы заявителя об обратном, обоснованные ссылками на положения ст. ст. 191, 194 ГК РФ, подлежат отклонению, поскольку ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в частности, равно как и правопорядок, предусмотренный приведенной статьей закона, носят специальный характер по отношению к общим положением ГК РФ об исчислении сроков.
Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган следующие действия заказчиков: 1) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с названным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 2) предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; 3) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; 4) неразмещение или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как указано в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592 и от 02.10.2017 по делу N 309-КГ17-7502, положения ч. 10 ст. 3 Закона о закупках носят императивный характер и приведенный в них перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения ст. 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Основанием для обращения с жалобой в антимонопольный орган являются такие нарушения, которые связаны с несоблюдением принципа информационной открытости закупок, проводимых заказчиками со специальной правосубъектностью.
Оценивая содержание поступившей в антимонопольный орган жалобы, а также дополнений к ней, следует признать, что они не отвечали ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, поскольку в них ставился вопрос о неверном определении победителя, не связанного с нарушением принципа информационной открытости.
В этой связи антимонопольный орган имел правовые основания оставить жалобу компании без рассмотрения, как не соответствующую ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
Исходя из системного толкования ст. ст. 2, 4 АПК РФ, целью обращения в суд является защита или восстановление нарушенного или оспариваемого права.
Избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
Заявителем не доказан факт нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, равно как и не конкретизировано, какое его право подлежит восстановлению путем удовлетворения требования о признании решения антимонопольного органа недействительным.
Правовое положение заявителя после удовлетворения его требования не изменится, поскольку антимонопольный орган не имеет правовых оснований рассматривать по существу жалобу, не отвечающую ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
В то же время, заявителю надлежит использовать надлежащий способ защиты нарушенного (оспариваемого) права и обратиться с заявлением в суд в порядке, установленном ч. 9 ст. 3 Закона о закупках, учитывая, что для этого установлен иной срок, установленный главой 12 части ГК РФ.
В этой связи при рассмотрении дел об оспаривании соответствующих ненормативных актов антимонопольного органа следует учитывать, содержит ли жалоба доводы о нарушениях ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
Как установлено судом, оценивая содержание поступившей в антимонопольный орган жалобы, а также дополнений к ней, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что они не отвечали ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, поскольку в них ставился вопрос о неверном определении победителя, не связанного с нарушением принципа информационной открытости и в этой связи орган имел правовые основания оставить жалобу заявителя без рассмотрения как не соответствующую ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
Также исходя из системного толкования ст. ст. 2, 4 АПК РФ, целью обращения в суд является защита или восстановление нарушенного или оспариваемого права.
Избранный заявителем стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
Между тем судом установлено, что заявителем не доказан факт нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, равно как и не конкретизировано, какое его право подлежит восстановлению путем удовлетворения требования о признании решения антимонопольного органа недействительным.
Таким образом, в данном случае, отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта антимонопольного органа недействительным.
Судом первой инстанции правомерно проверены и оценены все доводы заявителя, однако, отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2018 по делу N А40-209713/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.