город Москва |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А40-143115/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бондарева А.В., судей Панкратовой Н.И., Валюшкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 января 2018 года по делу N А40-143115/17, принятое судьей Рыбиным Д.С., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Кредо-Стиль" (ОГРН 1027739463333) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на применение льготной ставки арендной платы
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Дубчак Р.В. по доверенности от 18.01.2018 г.;
от ответчика: Рыбалко А.В. по доверенности от 14.10.2017 г.;
от третьего лица: Дубчак Р.В. по доверенности от 27.12.2017 г.;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кредо-Стиль" (далее по тексту также - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением, с учетом применения требований ст. 49 АПК РФ, о признании за истцом права на применение ставки арендной платы по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 12.10.2007 N 03-00600/07 в соответствии с п.п.1, 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы" в размере 3 500 рублей в год за 1 кв.м. помещения с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. и в размере 4 500 рублей в год за 1 кв.м помещения с 01.01.2017 г. по 31.12.2018 г.
Судом по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением суда от 19.01.2018 г. иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и третье лицо обратились с апелляционной жалобой, в которой просят обжалуемое решение суда отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика и третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным.
Представитель истца против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, приходит к выводу о частичной отмене судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках исполнения обязательств по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 12.10.2007 N 03-00600/07 с учетом дополнительных соглашений к нему (далее по тексту также - договор) Департамент имущества города Москвы (арендодатель, правопредшественник ответчика) предоставил истцу (арендатору) во временное пользование нежилое помещение площадью 196,3 кв.м, расположенное в здании по адресу: г.Москва, ул.Кибальчича, д.4/6.
Договор был заключен на срок до 30.06.2025.
Дополнительным соглашением от 29.10.2015 сторонами с 29.10.2015 была установлена ставка арендной платы в размере 8 798 рублей за 1 кв.м. по результатам оценки рыночной стоимости нежилого фонда.
Уведомлением от 19.12.2016 N 33-6-96859/16-(0)-1 арендодатель известил арендатора о том, что в соответствии с Постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" с 01.01.2017 по договору действует ставка арендной платы, равная 9 936 рублям 52 копейкам за 1 кв.м в год (предыдущая ставка 9 033 рубля 20 копеек).
В соответствии с п.6.1 договора за объект аренды величина арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения договора и не может быть снижена.
Согласно п.6.6 договора в случае изменения условий, размера, порядка оплаты арены стороны договора пришли к соглашению, что ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным сторонами с даты, указанной в нормативном акте.
Согласно дополнительному соглашению от 23.10.2012 к договору в случае принятия решения Правительством Москвы о централизованном изменении ставки арендной платы стороны пришли к соглашению о том, что ставка арендной платы считается измененной в одностороннем порядке.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать следующее. Акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.
Между тем если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Как верно указал суд первой инстанции, Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", являются нормативными актами, на основании которых устанавливаются права и обязанности сторон.
В соответствии с п.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
Из материалов дела следует, что занимаемое истцом по договору нежилое помещение находится в имущественной казне города Москвы и передано ответчику без проведения торгов, а площадь арендуемого объекта нежилого фонда до 300 кв.м.
Судом первой инстанции было удовлетворено требование истца о признании за истцом права на применение ставки арендной платы по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 12.10.2007 N 03-00600/07 в соответствии с п.п.1, 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы" в размере 3 500 рублей в год за 1 кв.м. помещения с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.
Между тем, на период спорных взаимоотношений действовало данное Постановление Правительства Москвы в редакции от 20.10.2015 г., от 24.05.2016 г., а также от 01.07.2016 г.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Москвы в указанных редакциях с 1 января 2014 г. предоставлена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв. м в год, в том числе, субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.1.).
При этом, пунктом 1.1. было установлено, что в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
В силу требований п. 2.1. ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Дополнительным соглашением к Договору аренды от 29.10.2015 г. была установлена ставка арендной платы за 1 кв.м. в год в размере 8 798 руб.
При этом указанная ставка была установлена с 29.10.2015 г. по результатам оценки рыночной стоимости права пользования на условиях Договора аренды (п.2, л.д. 26).
Заключение Межведомственной комиссии о наличии оснований для предоставления истцу имущественной поддержки суду не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что в период с 1 января по 31 декабря 2016 года в отношении истца автоматически подлежит применению ставка арендной платы в размере 3 500 рублей за 1 кв.м. в год является несостоятельным.
В остальной части судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку действительно редакция Постановления Правительства Москвы начиная от 02.12.2016 г. и действующая не содержит требований о представлении в межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы в части, касающейся необходимости обращения в Межведомственную комиссию в период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. для установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за 1 кв.м. в год, признаются судом апелляционной инстанции обоснованными.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части, касающейся признания за истцом права на применение ставки арендной платы по договору аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в размере 3 500 рублей в год за 1 кв.м помещения за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 270, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 января 2018 года по делу N А40-143115/17 в части, касающейся признания за ООО "Кредо-Стиль" (ОГРН 1027739463333) право на применение ставки арендной платы по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 12.10.2007 N 03-00600/07 в соответствии с п.п.1, 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы" в размере 3.500 рублей 00 копеек в год за 1 кв.м помещения с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. - отменить.
В остальной части решение суда - оставить без изменения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Кредо-Стиль" государственную пошлину в размере 3 000 рублей за подачу апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Бондарев А.В. |
Судьи |
Панкратова Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.