город Ростов-на-Дону |
|
03 мая 2018 г. |
дело N А32-50003/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Невретдиновым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 по делу N А32-50003/2017 (судья Грачев С.А.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Выбор-Транзит"
о взыскании штрафа,
при участии:
от истца - Сокол К.П. по доверенности от 04.01.2018;
от ответчика - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российский железные дороги", в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Выбор-Транзит" о взыскании штрафа за искажение транспортной железнодорожной накладной наименования груза в размере 723870 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 по делу N А32-50003/2017 в удовлетворении иска отказано.
Отказывая в иске суд, исходил из того, что ответчик с учетом свойств груза при отсутствии иного подходящего наименования в алфавитном списке Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов обоснованно отнес плиты бетонные тротуарные к группе "материалы, изделия строительные промышленного производства, кроме стеновых и кровельных" и применил при оформлении товарно-сопроводительных документов наименование "изделия бетонные, не поименованные в алфавите", истец не доказал соответствия спорного груза наименованию "плиты и плитки бетонные" и, следовательно, факта искажения наименования груза в транспортной железнодорожной накладной.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, отказ в удовлетворении его требований о взыскании штрафа за искажение наименования груза в транспортной железнодорожной накладной является необоснованным. В подтверждение своей позиции дорога ссылается на то, что наименование груза, указанного ответчиком в названном перевозочном документе как "изделия бетонные, не поименованные в алфавите", не соответствует характеристике данного груза, подпадающего под категорию "плиты и плитки бетонные". Апеллянт полагает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что ответчик может своим решением выбирать и изменять наименование и классификацию товара для целей перевозки, при отсутствии необходимого в алфавитном списке Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик доводы жалобы оспорил, полагает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении. Также представитель истца представил в материалы дела оригинал платежного поручения об уплате пошлины по жалобе, приобщенный судом.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя не направил, в связи с чем, суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителя апеллянта, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 03.04.2017 г. ответчиком со станции Курганная СКЖД на станцию Иркутск ВСЖД в адрес грузополучателя ООО "Строй Арсенал" по накладной ЭВ200781 был отправлен вагон N 56157738 с грузом - 2 изделия бетонные, не поименованные в алфавите.
Погрузка груза в вагон производилась силами и средствами ответчика. Статьей 27 УЖТ РФ закреплено право перевозчика проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
Истцом 18.04.2017 г. на станции Челябинск была проведена комиссионная проверка вагона. В результате проведенного осмотра, было установлено, что фактически перевозимый груз не соответствует сведениям о грузе, указанным в документах.
По данному факту в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 45) истцом были составлены акт общей формы от 09.04.2017 N 80000-2-г/4808, от 10.04.2017 N 80000-4-Д/592, 18.04.2017 N 3/5791, от 19.04.2017 N 3/5842, от 27.04.2017 N 24192 и коммерческие акты от 18.04.2017 N ЮУР1702055/7, от 27.04.2017 N ВСБ1700806/117.
В данных актах отражено, что в вагоне оказался груз - плиты и плиты бетонные, а по документам значился груз - изделия бетонные, не поименованные в алфавите, что привело к снижению стоимости перевозки груза, поскольку указанные наименования груза относятся к разным тарифным классам.
Согласно Сборнику правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта N 407 "Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов" (приложение к прейскуранту N 10-01) груз изделия бетонные, не поименованные (код груза 264150) относится к 1 тарифному классу, а груз плиты и плитки бетонные (код 251220) относится ко 2 тарифному классу.
По мнению истца, допущенное ответчиком искажение наименования груза, повлекло снижение стоимости перевозки груза, что является основанием для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 98 УЖТ РФ.
В порядке досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 16.06.2017 N 476/СКТЦФТОМЮ с требованием в добровольном порядке оплатить сумму начисленного штрафа в размере 723870 рублей.
Ответчик, начисленный истцом штраф не оплатил, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Проверяя законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
При рассмотрении иска суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и подлежащие применению нормы материального права.
Спорные отношения сторон вытекают из договора перевозки и регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (статья 784 ГК РФ).
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (статья 785 ГК РФ).
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта, при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно пункту 2.17. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" (далее по тексту - Правила заполнения перевозочных документов), в графе "Наименование груза" указывается в соответствии с тарифным руководством наименование груза и его код.
Согласно пункту 2.25. Правил заполнения перевозочных документов, за правильность внесения сведений в транспортную железнодорожную накладную отвечает грузоотправитель.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно статье 98 Устава железнодорожного транспорта, за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Согласно пункту 2.2.1. Постановления ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги 5 инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)" (далее по тексту - Тарифное руководство), наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ (единая тарифно-статистическая номенклатура грузов).
Истец представил в материалы дела оформленную ответчиком железнодорожную накладную, согласно которой, переданный истцу для перевозки груз определен как "изделия бетонные, не поименованные в алфавите" код груза - 264150, акт общей формы от 09.04.2017 N 80000-2-г/4808, от 10.04.2017 N 80000-4-Д/592, 18.04.2017 N 3/5791, от 19.04.2017 N 3/5842, от 27.04.2017 N 24192 и коммерческие акты от 18.04.2017 N ЮУР1702055/7, от 27.04.2017 N ВСБ1700806/117, согласно которым, в вагоне оказался груз - плиты и плиты бетонные, а по документам значился груз - изделия бетонные, не поименованные в алфавите.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ответчик организовывал доставку плиты бетонной тротуарной, производства ООО "Выбор-С", что подтверждается заявкой исх. N 112-1-ГО от 31.03.2017 г.
На основании железнодорожной накладной N ЭВ200781 ООО "Выбор-Транзит" 03.04.2017 г. передан для перевозки в вагоне N 56157738 20 со станции Курганная СКАВ ж.д. на станцию назначения Иркутск-Сортировочный ВСиб ж.д. ОАО "РЖД" груз - изделия бетонные, не поименованные в алфавите, код 2641450, первого тарифного класса, а именно: плиты бетонные тротуарные. Провозная плата составила 81976 рублей.
Пунктами 2.2.1, 2.2.2. Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, установлено, что наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ (Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ) опубликована в сборнике N 407 Правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта (Москва, 1997), с последующими изменениями и дополнениями), перечень позиций которой представлен в приложении 2 настоящего Тарифного руководства, с указанием отличительных признаков груза (в твердом или жидком состоянии, в свежем или охлажденном виде и другие сведения о грузе и его свойствах), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в алфавитном списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованные в алфавите".
Плата за перевозку грузов, не поименованных в алфавитном списке ЕТСНГ, определяется: а) если они могут быть отнесены к какой-либо позиции данной группы - по тарифному классу, установленному для этой позиции; б) если они подходят под какую-либо группу, но не могут быть отнесены к определенной позиции этой группы - по высшему из тарифных классов, имеющихся в этой группе.
Строительные грузы в ЕТСНГ классифицированы в зависимости от функционального назначения, в том числе на группу 25 "Материалы стеновые, кровельные" и группу 26 "Материалы, изделия строительные промышленного производства, кроме стеновых и кровельных".
В алфавитном списке ЕТСНГ отсутствует наименование "Плита бетонная тротуарная".
Как следует из представленных в материалы дела ТУ 5746-001-53432515-2003 изм. 1,2,3,4,5 "Плиты бетонные тротуарные", разработанных ООО "Выбор-С" (Завод-изготовитель), плиты бетонные тротуарные применяются для устройства сборных покрытий тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных площадей и посадочных площадок общественного транспорта.
Согласно указанным техническим условиям плиты под названием "Листопад" изготавливаются методом вибропрессования с использованием цемента, щебня из гравия и валунов, песка для строительных работ, песка гранитного обогащенного из отсевов дробления, пигментов. Средний вес одной плиты составляет 1,8 кг.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что тротуарная плитка не относится к определяемому истцом разделу ЕТСНГ, указанные истцом наименование и код груза не должны применятся ответчиком при составлении транспортных железнодорожных накладных к перевозимой тротуарной плитки
В связи с изложенным, требование истца о взыскании с ответчика штрафа, на основании статьи 98 Устава железнодорожного транспорта за неверное указание наименование груза, повлекшее снижение стоимости перевозок грузов железнодорожным транспортом, верно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Аналогичный правовой подход поддержан в постановлениях АС Северо-Кавказского округа от 07.10.2013 по делу N А32-25794/2012, АС Уральского округа от 11.09.2014 по делу N а60-2585/2014.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик имеет право своим решением выбирать и изменять наименование и классификацию товара для целей перевозки, при отсутствии необходимого в алфавитном списке Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, не находит своего подтверждения.
Отказывая в иске суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец не доказал соответствия спорного груза плитки бетонной тротуарной, наименованию "плиты и плитки бетонные" и, следовательно, факта искажения наименования груза в транспортной железнодорожной накладной.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, и понесенные по ней судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 по делу N А32-50003/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления его полного текста, через суд первой инстнации.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50003/2017
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО РЖД
Ответчик: ООО Выбор-Транзит