г. Ростов-на-Дону |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А53-35837/2017 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2018 по делу N А53-35837/2017
по заявлению акционерного общества "Тандер",
заинтересованное лицо: Административная комиссия Администрации г.Волгодонска Ростовской области,
принятое в составе судьи Чернышовой И.В.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии администрации города Волгодонск (далее - заинтересованное лицо, административная комиссия, администрация) от 11.10.2017 N 1551 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС в виде наложения административного штрафа в размере 20000 рублей.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой инстанции без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 18.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Полный текст решения изготовлен 31.01.2018.
Решение суда мотивировано доказанностью события и состава вмененного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Акционерное общество "Тандер" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие события вмененного правонарушения и наличие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений гражданского процессуального кодекса российской федерации и арбитражного процессуального кодекса российской федерации об упрощенном производстве" разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не применяются.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.08.2017 уполномоченным должностным лицом отдела муниципальной инспекции администрации города Волгодонск Федосеевой С.В. в ходе обследования территории города Волгодонск обнаружено, что в нарушение требований "Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденных решением Волгодонской городской Думы от 24.05.2012 N 51 акционерным обществом "Тандер" на ограждающей конструкции (перила) при входе-выходе в магазин "Магнит Косметик" по адресу: Ленина, 104, размещена вывеска данного общества. Вывеска имеет следующее содержание "-20% на все товары. Последняя суббота каждого месяца".
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного нарушения N 657 от 21.08.2017.
Извещением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 31.08.2017 общество вызвано на составление протокола об административном правонарушении на 18.09.2017 в 16 час. 30 мин. Данное извещение направлено по юридическому адресу общества и получено им 07.09.2017, что подтверждается имеющимся в деле почтовым уведомлением о вручении (л.д. 48-49).
18.09.2017 старшим инспектором отдела муниципальной инспекции администрации города Волгодонск Федосеевой С.В. в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного общества составлен протокол N 1324 об административном правонарушении по части 1 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 1425/1324/2017 от 21.09.2017 рассмотрение дела назначено на 27.09.2017.
27.09.2017 вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрение дела назначено на 11.10.2017.
06.10.2017 оператору общества Суровцевой И.Е. под роспись вручена повестка от 06.10.2017 о вызове 11.10.207 в 15 час. 00 мин. на рассмотрение дела об административном правонарушении (л.д. 56).
10.10.2017 от общества поступили объяснения по делу об административном правонарушении и ходатайство о прекращении производства по делу и доверенность от 10.10.2016 на представителя Ревенко А.В., что свидетельствует о надлежащем извещении общества (л.д. 57-62).
11.10.2017 административной комиссией города Волгодонск в составе председательствующего Потапова В.П., членов комиссии Литвинюка А.Л., Маркулеса А.М., Тараскиной Е.С., Цепковой Т.С., Шайтана А.А., в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного общества вынесено постановление N 1551 об административном правонарушении по делу N1425/1324/2017, которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС"Об административных правонарушениях", назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (постановление).
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (принят Законодательным собранием Ростовской области 08.10.2002) (далее - Закон N 273-ЗС) (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4 названного Областного закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 50000 рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Решением Волгодонской городской Думы от 24.05.2012 N 51 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "Город Волгодонск" (далее - Правила благоустройства).
Правила благоустройства устанавливают требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству, содержанию и уборке территорий и периодичность их выполнения, организации благоустройства территории города Волгодонска (включая содержание зеленых насаждений, элементов благоустройства при проведении строительных работ, малых архитектурных форм, нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов сферы услуг и элементов внешнего благоустройства), содержанию городских лесов.
Под благоустройством территории в правилах понимается комплекс предусмотренных названными Правилами мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Владельцем объекта благоустройства (является физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обладающий на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или иных правах, переданных ему по договору, зданием, строением, сооружением, объектом благоустройства, и (или) обладающий правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды на земельный участок, на котором расположено здание, строение, сооружение или объект благоустройства.
Под содержанием объекта благоустройства понимается обеспечение надлежащего физического и (или) технического состояния и безопасности объекта благоустройства в процессе его создания, размещения, эксплуатации и демонтажа.
В силу части 1 статьи 20.1 Правил благоустройства названные Правила размещения и содержания информационных конструкций на территории муниципального образования "Город Волгодонск" определяют виды информационных конструкций, устанавливают требования к указанным информационным конструкциям, их размещению и содержанию.
В соответствии с частью 2 статьи 20.1 Правил благоустройства информационная конструкция представляет собой объект благоустройства, выполняющий функцию информирования населения и соответствующий требованиям, установленным названными Правилами.
В силу части 3 статьи 20.1 Правил благоустройства на территории города Волгодонска осуществляется размещение информационных конструкций следующих видов:
1) указатели наименований улиц, площадей, проездов, переулков, набережных, скверов, тупиков, бульваров, аллей, путепроводов, а также указатели номеров домов, картографической информации, маршрутов (схемы) движения и расписания городского пассажирского транспорта;
2) вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины, а также на внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие:
а) сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя;
б) сведения, размещаемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно части 4 статьи 20.1 Правил благоустройства информационные конструкции должны быть безопасны, спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов, не нарушать внешний архитектурно-художественный облик города Волгодонска и обеспечивать соответствие эстетических характеристик информационных конструкций стилистике объекта, на котором они размещаются.
В соответствии с частью статьи 20.1 Правил благоустройства запрещается размещение вывесок:
1) на ограждающих конструкциях (шлагбаумах, перилах, турникетах);
2) в виде отдельно стоящих сборно-разборных (складных) конструкций - штендеров;
3) на ограждающих конструкциях сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания, за исключением информационных табло 0,50 кв. м.
Актом об обнаружении признаков административного нарушения N 657 от 21.08.2017, протоколом от 18.09.2017 N 1324 об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, постановлением от 11.10.2017 N 1551 об административном правонарушении по делу N1425/1324/2017 подтверждается вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил благоустройства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, в связи с чем, вина общества в совершении вмененного ему правонарушения имеет место быть.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, является правомерным и обоснованным.
На основании изложенного отклоняется довод подателя жалобы об отсутствии события административного правонарушения.
Довод о том, что при составлении протокола представителем общества заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, однако данное ходатайство не рассмотрено административной комиссией, является голословным, не подтверждается материалами дела. Ходатайство о прекращении производства по делу заявлено 10.10.2017, то есть после составления протокола, данное ходатайство административным органом рассмотрено, 11.10.2017 вынесено определение об отказе в удовлетворении указанного ходатайства.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.
Административный штраф назначен в пределах санкции вмененной статьи.
Протокол и постановление о привлечение к административной ответственности вынесены уполномоченными должностными лица при надлежащем уведомлении общества.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пунктом 18.1 названного постановления установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В пункте 18.1 вышеуказанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений (в том числе, формальным), предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормами действующего законодательства порядок общественных отношений в сфере обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности человека, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, от его соблюдения зависит здоровье и нормальная жизнедеятельность населения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении к требованиям правил благоустройства при осуществлении своей деятельности. Кроме того, общество не обосновало исключительность случая совершенного им правонарушения.
Кроме того, общество не обосновало исключительность случая совершенного им правонарушения. При этом, суд учитывает, что согласно части 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вмененное обществу правонарушение характеризуется умышленной виной.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется. Совершенное обществом правонарушение было выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, как то предписано в статье 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а имело место непосредственного обнаружение административного правонарушения при осуществлении своих должностным лицом своих обязанностей. Кроме того, общество ранее многократно было привлечено к административной ответственности за аналогичные правонарушения по частям 1 и 2 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС, на момент совершения и выявления вмененного правонарушения (21.08.2017) имелись вступившие в силу постановления административных органов (дела NN 53-12917/2016, А53-32820/2016, А53-1140/2017,А53-5032/2017 и т.д.).
Поскольку характер и содержание вменяемого правонарушения свидетельствует об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2018 по делу N А53-35837/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 названного Кодекса.
Судья |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35837/2017
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: Административная комиссия Администрации г. Волгодонска Ростовской области, АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ВОЛГОДОНСКА