г. Санкт-Петербург |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А56-90838/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Колосовой Ж.В., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: Казначеева В.О.
при участии:
от истца (заявителя): Кузьминой А.Н.по доверенности от 08.01.2018,
от ответчиков: Алексеевой Г.Н. по доверенности от 21.12.2017, от 22.09.2017,
от 3-го лица: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-7778/2018, 13АП-7779/2018) Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, Совета депутатов Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2018 по делу N А56-90838/2017 (судья Васильева Н.В.), принятое
по иску Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лужскому району Ленинградской области
к 1. Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области,
2. Совету депутатов Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области
3-и лица: 1.Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и
Ленинградской области, 2.Департамент государственной охраны, сохранения и
использования объектов культурного наследия Ленинградской области, 3.Комитет по
культуре Ленинградской области
об обязании передать в федеральную собственность объект нежилого фонда
установил:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лужскому району Ленинградской области обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации Лужского Муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании передать в федеральную собственность Российской Федерации объект нежилого фонда - используемое для обеспечения деятельности полиции нежилое помещение, общей площадью 401,9 кв.м (на первом этаже: помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - 176,7 кв.м, на втором этаже: помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - 145,5 кв.м, подвальное помещение: помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - 79,7 кв.м), расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Луга, пр. Кирова, д. 24.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущества), Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Ленинградской области, Комитет по культуре Ленинградской области.
Решением от 12.02.2018 суд обязал Администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области, Совет депутатов Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области передать в федеральную собственность Российской Федерации нежилое помещение общей площадью 401,9 кв.м (на первом этаже: помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - 176,7 кв.м, на втором этаже: помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - 145,5 кв.м, подвальное помещение: помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - 79,7 кв.м), расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Луга, пр. Кирова, д. 24.
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению Администрации, суд первой инстанции не дал надлежащую оценку доводам ответчиков о невозможности передачи спорных помещений в федеральную собственность.
Совет депутатов Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы указывает на то, что суд первой инстанции не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, не дал надлежащей оценки представленным в деле доказательствам.
Комитет по культуре Ленинградской области в отзыве поддерживает доводы апелляционных жалоб.
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лужскому району Ленинградской области представило письменные возражения на апелляционные жалобы, в которых просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом, на основании договора от 12.07.2016 N 02/16 безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, находящимся в муниципальной собственности, заключенного на основании Постановления администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 06.07.2016, администрацией Лужского муниципального района Ленинградской области истцу в безвозмездное пользование предоставлена часть нежилого помещения общей площадью 401,9 кв.м (на первом этаже: помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - 176,7 кв.м, на втором этаже: помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - 145,5 кв.м, подвальное помещение: помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - 79,7 кв.м) по адресу: Ленинградская область, г. Луга, пр. Кирова, д. 24 для размещения подразделений полиции, сроком на пять лет, до 27.06.2021.
На основании Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лужскому району Ленинградской области обратился в Администрацию (12.10.2016 N 96/8163) и к главе Лужского городского поселения, исполняющему полномочия председателя Совета депутатов (12.10.2016 N 96/8163), с просьбой о передаче занимаемого помещения в федеральную собственность, однако решением Совета депутатов от 28.02.2017 N 153 в удовлетворении данного обращения отказано со ссылкой на невозможность выделения доли в здании, являющемся выявленным объектом культурного наследия.
Ссылаясь на то, что отказ в передаче помещения в федеральную собственность является незаконным, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лужскому району Ленинградской области обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения виде следующего.
В силу части 9 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ). На основании вышеуказанных норм находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции", от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", Положению об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лужскому району Ленинградской области, утвержденному приказом ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 11.08.2017 N 444, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лужскому району Ленинградской области является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, входит в состав органов внутренних дел.
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Проверка законности и обоснованности конкретных решений арбитражных судов относится к компетенции их вышестоящих инстанций. При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П). Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в рассматриваемом случае - Законом о полиции, в отношении имущества, используемого органами полиции).
Материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимого имущества используется истцом для обеспечения публичных функций.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам ответчиков о том, что здание является выявленным объектом культурного наследия и не подлежит разделу. Как правомерно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае требования истца не направлены на раздел памятника или выдел собственником его доли в натуре; в случае признания права собственности Российской Федерации на спорное нежилое помещение, раздела здания, относящегося к объектам культурного наследия, не произойдет. Действующее законодательство не содержит запрета на нахождение объекта культурного наследия в собственности нескольких лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования обоснованно удовлетворены судом.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2018 по делу N А56-90838/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.