г. Вологда |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А44-10057/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 мая 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Новгородская Лесопромышленная компания "Содружество" Фомина В.Е по доверенности от 15.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 января 2018 года по делу N А44-10057/2017 (судья Киселева М.С.),
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (место нахождения: 173002, Великий Новгород, бул. Воскресенский, д. 13а; ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новгородская Лесопромышленная компания "Содружество" (место нахождения: 174755, Новгородская обл., Любытинский р-н, рп. Неболчи, ул. Ленинградская, д. 2; ОГРН 1025301987402, ИНН 5306006249; далее - Общество) о взыскании 1 514 340 руб. 56 коп. задолженности по договору аренды лесного участка от 14.06.2010 N 264.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29.01.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к следующему:
- данное решение нарушает права истца, поскольку лишает возможности взыскания долговых обязательств, а именно неналоговых доходов за использование лесных ресурсов;
- суд ошибочно включил в ряд случаев чрезвычайных ситуаций ветровал;
- соглашение от 26.11.2012 о внесении в договор аренды изменений относительно объема заготовленной древесины и размера арендной платы является ничтожным.
Ответчик в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании возражали относительно ее удовлетворения.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил. Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области и Общество на основании протокола от 02.06.2010 по итогам аукциона заключили договор N 264 аренды лесного участка от 14.06.2010 площадью 10 444 га с целью заготовки Обществом древесины (л.д. 8 - 25).
Пунктом 6 договора ежегодный размер арендной платы определен в сумме 1 762 441 руб. в год, в том числе 1 101 525,60 руб. минимальный размер арендной платы. При этом, пунктом 5 договора ежегодный объем заготовки древесины установлен 18 192 куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 4674 куб.м.
Соглашением сторон от 26.11.2012 в договор внесены изменения, в том числе относительного ежегодного объема заготовки древесины и размера арендной платы.
По условиям соглашения от 26.11.2012 ежегодный объем составил 18 190 куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 4632 куб.м., размер арендной платы уменьшился до 1 366 212,71 руб. (л.д. 26 - 29).
Договор и соглашение зарегистрированы в установленном порядке.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по арендной плате за период с 2015 по 2017 годы, представляющую собой разницу между арендной платой, начисленной по договору, и арендной платой, начисленной и уплаченной по соглашению.
Суд первой инстанции признал требования не обоснованными и отказал в их удовлетворении.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
В силу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, в редакции действующей на момент заключения соглашения), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Частью 7 статьи 53.http://10.114.10.3:8080/20a?doc&nd=840653271&nh=0&c=7&spack=010LogLeng th%3D0%26LogNumDoc%3D840653268%26listid%3D010000000700%26listpos%3D0%26ls z%3D6%26nd%3D840653268%26nh%3D0%26 - C27 ЛК РФ предусматривалось, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Статья 9 ЛК РФ содержала отсылочную норму о возникновении и прекращении права аренды лесных участков по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, законодательство, действующее в момент заключения соглашения к договору (26.11.2012), предусматривало возможность изменения договора по соглашению сторон в случае если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ, ЛК РФ дополнен статьей 74.1, согласно которой установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанная статья 74.1 ЛК РФ введена в действие с 01.10.2015 и применяется к правам и обязанностям, возникшим после вступления ее в действие.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Любытинского муниципального района от 30.07.2010 N 166-рг на территории Любытинского муниципального района с 30.07.2010 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с прошедшим на территории района ураганом, повлекшим за собой, в том числе массовые лесные завалы.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В лесохозяйственный регламент Любытинского лесничества 04.02.2011 внесены изменения, в том числе по ежегодному допустимому объему изъятия древесины, расчетной лесосеке, а также допустимому объему изъятия древесины при уходе за лесом (л.д. 80 91).
Позднее, в 2013 году на основании лесоустроительного отчета по лесопатологическому обследованию в проект освоения лесов на лесном участке, арендуемом Общество, внесены изменения в объемы выборочных рубок (л.д. 72 - 75, 77 - 79).
Согласно части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 утвержден Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, согласно которому к первичной документации, являющейся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр, являются, в том числе лесохозяйственные регламенты (изменения в них), заключения экспертизы проекта освоения лесов, лесоустроительная документация, первичные документы лесопатологического обследования.
Таким образом, произошедшие в результате чрезвычайной ситуации существенные изменения в состоянии лесных участков, повлекшие внесение изменений в лесохозяйственный регламент, проект освоения лесов, послужили основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Судом первой инстанции установлено и сторонами договора не отрицалось, что основанием для внесения в договор аренды лесного участка изменений относительного ежегодного объема заготовки древесины и соответственно размера арендной платы послужили изменения лесохозяйственного регламента Неболчского лесничества, произведенные в связи с последствиями чрезвычайной ситуации, что, в свою очередь, повлекло внесение изменений в государственный лесной реестр.
При таких обстоятельствах, наличие перечисленных в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ условий внесения изменений в договор аренды лесного участка, в том числе существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, свидетельствует о правомерности внесения арендной платы в размере, определенном соглашением от 26.11.2012.
На основании изложенного оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 января 2018 года по делу N А44-10057/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.