г. Москва |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А40-69116/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
И.А. Чеботаревой, П.В. Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.01.2018 по делу N А40-69116/17, принятое судьей Махалкина М.Ю. (16-404)
по заявлению ОАО "МТО "ЛАЗУРЬ"
к 1) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве; 2) Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения, об обязании
при участии:
от заявителя: |
Крючков К.С. по дов. от 26.10.2017; |
от ответчика: |
1.Жирнова М.А. по дов. от 21.09.2015; 2.Колмыкова М.Ю. по дов. от 21.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО МТО "Лазурь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Росреестр) N 77/601/16-467786 от 30.12.2016 г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений собственника здания, расположенного по адресу: Москва, ул.Ивана Франко, д.46, а также об обязании органа кадастрового учёта осуществить государственный кадастровый учёт изменений собственника здания, расположенного по адресу: Москва, ул.Ивана Франко, д.46 с кадастровым номером 77:07:0004006:2398 в соответствии с ранее представленным истцом заявлением и техническим планом здания.
Решением арбитражного суда 24.01.2018 указанные требования удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ является незаконным и необоснованным, данное решение нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Росреестр обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционные жалобы не поступали.
Представитель Росреестра в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.12.2016 г. заявитель обратился в орган кадастрового учёта (ФГБУ "ФКП Росреестра") с заявлением N 77-0-1-22/3003/2016-34348 о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости в части уточнения местоположения контура нежилого здания, расположенного по адресу: Москва, ул. Ивана Франко, д. 46 с кадастровым номером 77:07:0004006:2398, на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0004006:16, к которому был приложен технический план.
По итогам проведенной проверки на соответствие Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости", Приказу Минэкономразвития от 04.02.2010 г. N 42 установлено, что в представленнм с заявлением N 77-0-1-22/3003/2016-34348 техническом плане отсутствуют сведения о саморегулируемой организации, членом которой является кадастровый инженер.
Учитывая изложенное, в проведении кадастрового учёта изменений, было отказано на основании п.7 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением.
Срок на обжалование ненормативных актов, установленный п.4 ст.198 АПК РФ заявителем не пропущен.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Федеральным законом от 30.12.2015 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" (далее - Закон N 452-ФЗ) с 01.07.2016 г. введено обязательное членство кадастровых инженеров в саморегулируемой организации кадастровых инженеров (далее - СРО КИ).
Согласно ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) (в редакции Закона N 452-ФЗ) кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом СРО КИ.
Согласно п.31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. N 42 (далее - Порядок), сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с п.7 ч. 2 ст.27 Закона о кадастре (в редакции Закона N 452-ФЗ) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если межевой план, технический план, акт обследования или карта-план территории заверены подписью лица, не являющегося кадастровым инженером в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 29 Закона о кадастре.
Таким образом, указанному основанию для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета корреспондирует обязанность органа кадастрового учета в силу вышеуказанного п. 31 Порядка осуществлять соответствующую проверку.
Согласно ч.4 ст.4 Закона N 452-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность в установленном Законом о кадастре (в редакции Закона N 452-ФЗ) порядке с 01.07.2016 г. При этом до 01.12.2016 г. кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, имевшие на день вступления в силу Закона N 452-ФЗ действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера. К отношениям с участием таких лиц при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются правила Закона о кадастре (в редакции Закона N 452-ФЗ) в части выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 Закона о кадастре (в редакции Закона N 452-ФЗ), или юридическим лицом, указанным в статье 33 Закона о кадастре (в редакции Закона N 452-ФЗ). Положения Закона о кадастре (в редакции Закона N452-ФЗ) применяются к таким лицам постольку, поскольку иное не вытекает из существенных правоотношений.
Между тем, действующими до 01.01.2017 г. требования к подготовке межевого плана, технического плана помещения, сооружения, здания, объекта незавершенного строительства, утвержденными приказами Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, от 29.11.2010 N 583, от 23.11.2011 N 693, от 01.09.2010 N 403, от 10.02.2012 N52, акта обследования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 627, не предусматривали включение сведений о СРО КИ, членом которой является подготовивший соответствующий документ кадастровый инженер.
Кроме того, ссылаясь отсутствие в техническом/межевом плане, акте обследования сведений о наименовании СРО КИ, членом которой является кадастровый инженер, подготовивший соответствующий документ, органа кадастрового учета не обосновал отсутствие возможности осуществления поиска сведений в реестре членов СРО КИ.
В силу ч.6 ст.16 Закон о кадастре орган кадастрового учета при поступлении заявления о кадастровом учете и представлении заявителем необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для кадастрового учета документов самостоятельно запрашивает иные необходимые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона для кадастрового учета документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе и обязанность по представлению таких документов не возложена на заявителя в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.06.2016 г. N 419 "Об утверждении дополнительных требований к составу сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров, порядка ведения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и размещения содержащихся в таком реестре сведений на официальном сайте саморегулируемой организации кадастровых инженеров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", порядка представления в орган государственного надзора сведений о внесении в реестр членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров сведений о физическом лице, принятом в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров, а также объема, сроков и порядка представления в орган государственного надзора информации о внесении изменений в реестр членов саморегулируемой организации и об основаниях внесения таких изменений" (далее - Приказ МЭР РФ N 419 от 30.06.2016 г.) утвержден порядок предоставления в орган государственного надзора сведений о кадастровых инженерах и размещения указанных сведений в сети Интернет на официальном сайте.
Согласно п.3 Приложения 2 Приказа МЭР РФ N 419 от 30.06.2016 г. предоставление доступа заинтересованным лицам к сведениям, содержащимся в Реестре и подлежащим размещению на официальном сайте в соответствии с Законом N 221-ФЗ, осуществляется посредством официального сайта. При этом пользовательский интерфейс официального сайта должен позволять любому пользователю официального сайта осуществлять поиск сведений Реестра по любой их совокупности.
В соответствии с ч.17, ст.30.5 Закона о кадастре государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом государственного надзора в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и носит информационный характер.
Порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 420 от 30.06.2016 г. "Об утверждении порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров" (далее - Приказ МЭР РФ N 420 от 30.06.2016 г).
Согласно п.3 Приказа МЭР РФ N 420 от 30.06.2016 г. сведения Реестра являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, указанных в подпунктах 3, 8-14 пункта 8 настоящего Порядка, и подлежат размещению на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт). При этом пользовательский интерфейс официального сайта должен позволять любому пользователю официального сайта осуществлять поиск сведений Реестра по любой их совокупности, а также посредством электронного сервиса, размещенного на официальном сайте, формировать запрос на предоставление общедоступных сведений Реестра, указанных в подпунктах 1, 2, 4 - 7, 16 - 19 пункта 8 настоящего Порядка, в форме электронного документа, направляемого на электронную почту пользователя.
В соответствии с п.9 Приказа МЭР РФ N 420 от 30.06.2016 г. в Реестре также содержатся ведения о лицах, имевших на день вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера.
При этом, согласно п.10. Приказа МЭР РФ N 420 от 30.06.2016 г., внесение в Реестр сведений, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, осуществляется с использованием программных и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие Реестра с государственным реестром саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Взаимодействие Реестра с государственным реестром саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, сведения из которого вносятся в Реестр, обеспечивается Росреестром.
В этой связи, в соответствии ч.6 ст.29, ч.17 ст.30.5 Закона о кадастре, Приказом МЭР РФ N 419 от 30.06.2016 г., Приказом МЭР РФ N 420 от 30.06.2016 г. установлены: порядок направления в орган государственного надзора сведения о внесении в реестр членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров; порядок размещения соответствующих сведений о кадастровых инженерах на официальном сайте Росреестра; порядок предоставления доступа заинтересованным лицам к сведениям реестра кадастровых инженеров, членов саморегулируемых организаций. Указанными актами, сведения о физических лицах, в том числе, о лицах, имевших на день вступления в силу Федеральный закон N452 от 30.12.2015 г. действующие квалификационные аттестаты кадастровых инженеров и принятых в члены саморегулируемых организаций, направляются в орган государственного надзора непосредственно самой саморегулируемой организацией в течении одного рабочего дня после принятия указанных лиц в члены саморегулируемой организации. Сведения о кадастровых инженерах, в том числе, лицах, имеющих право осуществлять кадастровую деятельность после 1 декабря 2016 г размещаются на официальном сайте Росреестра в сети интернет. Сведения являются открытыми и общедоступными. При этом взаимодействие Реестра с государственным реестром саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, сведения из которого вносятся в государственный Реестр, обеспечивается непосредственно самим Росреестром. То есть, актуальные сведения о кадастровых инженерах, имеющих право осуществлять кадастровую деятельность, в том числе, о лицах, имеющих действующие квалификационные аттестаты кадастровых инженеров и являющихся членами саморегулируемых организаций размещаются в онлайн режиме в сети интернет на официальном сайте Росреестра.
Ввиду изложенного, орган кадастрового учета, при поступлении заявления о кадастровом учете и представлении заявителем необходимых в соответствии с Законом о кадастре для кадастрового учета, не вправе требовать у заявителя документы, иные необходимые в соответствии со статьей 22 настоящего закона для кадастрового учета документы,
Вместе с тем, с запросом в порядке межведомственного взаимодействия кадастровый орган не обращался, обоснования невозможности получения таких сведений не представлено.
Помимо этого, сведения о наименовании СРО КИ, членом которой является кадастровый инженер, подготовивший соответствующий документ являются общедоступными.
Согласно ч.6 ст.29 Закона о кадастре (в редакции Закона N 452-ФЗ) СРО КИ в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о приеме физического лица в члены СРО КИ вносит сведения о таком физическом лице в реестр членов СРО КИ.
С целью проведения проверки на соответствие кадастрового инженера требованиям ч.1 ст.29 Закона о кадастре, как указано в письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27 декабря 2016 г. N 10-4707-КЛ, орган кадастрового учета должен обращаться к информации, содержащейся в реестре членов СРО КИ, размещенном на официальном сайте СРО КИ.
В силу пункта 3 Приложения N 2 к Порядку ведения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и размещения содержащихся в таком реестре сведений на официальном сайте саморегулируемой организации кадастровых инженеров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.06.2016 г. N 419 (далее - Порядок ведения реестра), предоставление доступа заинтересованным лицам к сведениям, содержащимся в реестре и подлежащим размещению на официальном сайте в соответствии с Законом о кадастре, осуществляется посредством официального сайта. При этом пользовательский интерфейс официального сайта должен позволять любому пользователю официального сайта осуществлять поиск сведений реестра по любой их совокупности.
Вместе с этим, возложение на орган кадастрового учета обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений здания, расположенного по адресу: Москва, ул. Ивана Франко, д. 46, с кадастровым номером 77:07:0004006:2398 в соответствии с ранее предоставленным собственником здания ОАО МТО "Лазурь" заявлением от 27.12.2016 г. N 77-0-1-22/3003/2016-34348 и техническим планом здания, является преждевременным, поскольку в ходе рассмотрения дела, как указал заявитель, им установлено, что в настоящее время в ЕГРН содержаться сведения о спорном объекте с двумя кадастровыми номерами 77:07:0004006:1012 и 77:07:0004006:2398. Однако, в выписке 77:07:0004006:1012 сведения о правообладателе отсутствуют. В судебном заседании Управление пояснений не представило.
Помимо "задвоенности" кадастровых номеров, имеет место и разночтение в площади объекта.
Вероятно, при формировании ЕГРН и включении туда сведений о спорных объектах, ответчиком не были сопоставлены сведения из ЕГРП со сведениями государственного кадастра недвижимости, в результате чего образовалось "задвоенность" кадастровых номеров.
При таких данных, учитывая конкретные исключительные обстоятельства спора, появление в ходе рассмотрения спора, после вынесения оспариваемого отказа, реестровой ошибки, которая вносит правовую неопределенность, принимая во внимание, что заявитель не может нести ответственность за исполнение органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них обязанностей, с целью недопущения последующих споров, по мнению суда, надлежащим способом восстановления нарушенного права общества будет возложение на Управление обязанности повторно рассмотреть заявление общества с одновременным устранением допущенной Управлением реестровой ошибки.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку указанное решение нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.01.2018 по делу N А40-69116/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.