г. Владивосток |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А51-24393/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 мая 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беатон",
апелляционное производство N 05АП-2312/2018
на решение от 27.02.2018
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-24393/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Беатон" (ИНН 2538100912, ОГРН 1062538088315)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (ИНН 2543000014, ОГРН 1122539000011)
о признании незаконным решения от 07.07.2017 N 14284 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения
при участии:
от ООО "Беатон" - Стовбун Ю.С., доверенность от 29.11.2016 сроком на 3 года, паспорт,
от МИФНС N 12 по Приморскому краю - Берецки К.В., доверенность от 29.11.2017 сроком на 1 год, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Беатон" (далее - общество, налогоплательщик, ООО "Беатон") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) от 07.07.2017 N 14284 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 27.02.2018 суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с указанным судебным актом, налогоплательщик обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что для целей определения объекта налогообложения земельным налогом следует руководствоваться данными государственного кадастра недвижимости.
Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), общество настаивало на том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки (после раздела земельного участка) не свидетельствует об отсутствии у общества такого права.
По мнению апеллянта, вновь образованные земельные участки приобрели статус объектов налогообложения земельным налогом с момента внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (23.04.2012), соответственно, земельный участок, из которого (при разделе) образовались данные участки, перестал существовать как объект налогообложения. Таким образом, общество правомерно исчислило к уплате земельный налог за 2014 год исходя из вновь образованных земельных участков как объектов налогообложения указанным налогом.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы налогоплательщика опроверг по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
01.08.2013 ООО "Беатон" по договору купли-продажи приобретен земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:673, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2013 сделана запись регистрации N 25-25-01/19/2013-379 и 10.09.2013 выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АВ N 001346.
01.02.2016 обществом подана первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой по земельному участку с кадастровым номером 25:28:040006:673 (кадастровая стоимость 37 202 294 руб.) был исчислен земельный налог в сумме 558 034 руб.
Далее, 15.11.2016 налогоплательщиком в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой уменьшен земельный налог за 9 месяцев 2014 года по земельному участку с кадастровым номером 25:28:040006:673, исчислен налог по данному участку за 3 месяца 2014 года в сумме 139 509 руб., а также за 9 месяцев 2014 года по земельным участкам с кадастровыми номерами 25:28:040006:835 в сумме 62 663 руб. и 25:28:040006:836 в сумме 112 050 руб.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, а также сведениям государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:673 был разделен на два участка с кадастровыми номерами 25:28:040006:835 и 25:28:040006:836.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 29.01.2014 по делу N А51-37830/2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:835 установлена в размере 5 570 000 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:836 - в размере 9 960 000 руб.
Согласно данным уточненной налоговой декларации по земельному налогу общество произвело расчет земельного налога на основании кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Приморского края от 29.01.2014 по делу N А51-37830/2013, полагая, что указанные новые земельные участки как объекты налогообложения возникли с момента постановки их на кадастровый учет.
В ходе проверки уточненной налоговой декларации инспекцией установлено нарушение обществом положений пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), выразившееся в занижении коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данные земельные участки находились в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:673. При этом сведения оправах ООО "Беатон" на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040006:835 и 25:28:040006:836 в инспекцию не поступали.
Так, инспекцией установлено, что обществом занижен земельный налог, исчисленный по земельному участку с кадастровым номером 25:28:040006:673 на сумму 418 525 руб., а также необоснованно исчислен земельный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 25:28:040006:835 и 25:28:040006:836 в общей сумме 174 713 руб., что привело к занижению суммы подлежащего уплате земельного налога на 243 812 руб.
Указанные нарушения нашли отражение в акте камеральной налоговой проверки от 03.03.2017 N 50991.
По результатам рассмотрения акта проверки, письменных возражений налогоплательщика, материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в присутствии представителя общества, заместителем руководителя инспекции принято решение от 07.07.2017 N 14284 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым налогоплательщику доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 243 812 руб., начислены пени в сумме 180,35 руб.
Не согласившись с решением инспекции об отказе в привлечении к ответственности, ООО "Беатон" обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Приморскому краю 07.09.2017 N 13-09/31517@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа и результатами его обжалования, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040006:835 и 25:28:040006:836 приобрели статус объекта налогообложения по земельному налогу только с момента регистрации права собственности на них - 01.06.2017, в связи с чем основания для исчисления и уплаты земельного налога за 2014 год за указанные земельные участки у общества отсутствовали; до регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки общество обязано исчислять земельный налог исходя из тех данных, которые основаны на существовавшем до 01.06.2017 праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:673.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Пунктом 3 статьи 391 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 7 статьи 396 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), действовавшей до 01.01.2017, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
До 01.01.2017 статьей 22.2 указанного Закона регулировался порядок регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, когда основанием для государственной регистрации прав является факт образования нового земельного участка.
Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. В случае если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, зарегистрировано в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременений) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.
Согласно пункту 1 Постановления от 23.07.2009 N 54 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 названного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу части 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшей до 01.01.2017, в случаях, установленных данным Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Таким образом, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о прекращении права/ права иного лица на соответствующий земельный участок.
Сведения о земельных участках, в отношении которых обществом исчислен земельный налог, носят временный характер.
До момента государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в установленном порядке, использование обществом в качестве налоговой базы их кадастровой стоимости является необоснованным.
Как установлено судом, право собственности общества на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040006:835, 25:28:040006:836 зарегистрировано в установленном законом порядке 01.06.2017.
Учитывая, что государственная регистрация права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040006:835, 25:28:040006:836 осуществлена обществом только 01.06.2017, следовательно, вопреки доводам общества, земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:673 не прекратил свое существование с 23.04.2012 (с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости).
Право собственности на вновь созданные земельные участки налогоплательщиком в 2014 году не зарегистрировано, следовательно, в силу прямого указания статьи 388 НК РФ, ООО "Беатон" в указанном периоде не являлось плательщиком земельного налога в отношении двух вновь созданных участков, а обязано было исчислять налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:673, собственником которого оно являлось.
Следовательно, общество, неправомерно исчислило земельный налог за 3 месяца 2014 года по земельному участку с кадастровым номером 25:28:040006:673 и за 9 месяцев 2014 года исходя из кадастровой стоимости указанных участков с кадастровыми номерами 25:28:040006:835, 25:28:040006:836, поскольку основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на указанные земельные участки, а основанием прекращения взимания налога, документ подтверждающий прекращение прав на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:673.
Таким образом, налоговый орган в оспариваемом решении сделал правильный вывод о том, что действия общества привели к неверному определению подлежащей уплате суммы земельного налога за 2014 год.
Учитывая изложенное, инспекция обоснованно начислила обществу 243 812 руб. земельного налога за 2014 год, исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014 (37 202 293,70 руб.) земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:673.
Ссылка общества на необходимость применения положений пунктов 1, 2 статьи 11.4, ЗК РФ судебной коллегией отклоняется, поскольку указанные нормы регулирует земельные правоотношения, а порядок налогообложения при разделе земельных участков установлен пунктом 7 статьи 396 НК РФ. Тот факт, что общество являлось собственником и первоначального и вновь образованных земельных участков не может служить основанием для не применения положений пункта 7 статьи 396 НК РФ, поскольку речь идет о налогообложении разных земельных участков, являющихся самостоятельными объектами недвижимого имущества.
Учитывая, что право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации, а документом, подтверждающим регистрацию права на земельный участок, является свидетельство о регистрации права в ЕГРП, а не запись в земельном кадастре, доводы общества о необходимости руководствоваться исключительно информацией из государственного кадастра недвижимости, также не могут быть приняты во внимание. Кроме того, согласно данной логике налогоплательщика налог в данном случае должен быть исчислен по трем объектам, поскольку в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения по всем трем спорным участкам.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ООО "Беатон" о признании недействительным решения инспекции от 07.07.2017 N 14284 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае обществом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При принятии решения суд первой инстанции исследовал и дал оценку всем документам, представленным как налогоплательщиком, так и налоговым органом в подтверждение своей позиции. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2018 по делу N А51-24393/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.