г. Вологда |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А05-13331/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 мая 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гуляевой О.Н. по доверенности от 23.12.2016, от акционерного общества "Котласский АБЗ" Болтушкиной И.А. по доверенности от 23.04.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 января 2018 года по делу N А05-13331/2017 (судья Сметанин К.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; место нахождения: 107174, Москва, улица Новая Басманная, дом 2; далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Котласский АБЗ" (ОГРН 1112904000208, ИНН 2904022957; место нахождения: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Первомайская, дом 6; далее - АО "Котласский АБЗ") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 08.07.2016 N 6-101 "на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Котласский АБЗ", являющегося контрагентом общества с ограниченной ответственностью "Автодом", по станции Ядриха Северной железной дороги" (далее - договор), а именно истец просил изложить пункт 9.5 договора в предложенной им редакции.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 января 2018 года по делу N А05-13331/2017 пункт 9.5 исключен из договора.
ОАО "РЖД" не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на вступившие в законную силу изменения в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2014 N 503 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", согласно которым взимание платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, является обязательным и устранены существовавшие ранее пробелы правового регулирования.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы жалобы.
АО "Котласский АБЗ" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционного суда с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей ОАО "РЖД" и АО "Котласский АБЗ", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истец является владельцем пути необщего пользования протяженностью 534 метра, расположенного в районе станции Ядриха Северной железной дороги.
Истец (ОАО "РЖД", перевозчик) направил ответчику (контрагент) проект договора, в котором пункт 9.5 имел следующее содержание: "Контрагент уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 0,534 км. в размере 1590 руб. 53 коп. Плата определена с учётом ставки 3065 руб. за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 23.12.2015 N 50. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утверждённого распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС.
Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4 настоящего договора;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцем железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатации. железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатации. железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатации. железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения".
Ответчик подписал договор с протоколом разногласий от 29.07.2016 N 1, в котором, в частности, предусматривалось исключение из текста договора пункта 9.5.
При подписании протокола согласования разногласий от 18.10.2016 стороны не пришли к единому мнению относительно пункта 9.5 договора.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, исключив пункт 9.5 из текста договора.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу статей 445 и 446 ГК РФ, статьи 64 УЖТ и пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при недостижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах не общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
В редакции, действующей с 01.04.2015, статья 58 УЖТ предусматривает право перевозчика взимать с владельцев других железнодорожных путей не общего пользования сбор, который, включает в себя две платы: за работу локомотива и плату за использование железнодорожного пути не общего пользования, а не две самостоятельные платы.
В соответствии с частью 6 статьи 58 УЖТ размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (далее - Перечень).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Перечня к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и не общего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
В Перечне отсутствуют такие работы (услуги), как предоставление в фактическое пользование железнодорожного пути не общего пользования.
По смыслу приведенных норм права размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути не общего пользования, как составляющих сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях не общего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом.
При таком положении установление в договоре платы за использование путей не общего пользования в качестве самостоятельной платы, рассчитанной по ставке, утвержденной внутренним документом ответчика, не обладающим силой нормативного акта, с учетом монопольного положения ОАО "РЖД", не могло быть принято в качестве обязательного условия для включения в договор.
Поскольку содержание спорного условия договора не предписано законом или иным правовым актом, Федеральной службой по тарифам не установлена ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем не общего пользования на условиях, предложенных истцом, ответчик был вправе требовать исключения из текста договора пункта 9.5 в предложенной истцом редакции.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об исключении пункта 9.5 из текста договора является правомерным, сделан при правильном применении норм материального права.
Доводы истца, приведенные в жалобе, не опровергают правильность выводов суда, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В жалобе ОАО "РЖД" не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба ОАО "РЖД" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 января 2018 года по делу N А05-13331/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13331/2017
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "Котласский АБЗ"
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9606/19
14.08.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13331/17
11.09.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9311/18
03.05.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1460/18
04.01.2018 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13331/17