3 мая 2018 г. |
А43-33058/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Белышковой М.Б., Кириловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (ОГРН 1025203035351, ИНН 5260070633, г. Нижний Новгород, ул. Верхне-Волжская наб., д.5)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.01.2018
по делу N А43-33058/2017,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород"
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 01.09.2017 N 515-07-159/2017,
без участия лиц,
и установил:
акционерное общество "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 01.09.2017 N 515-07-159/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена Катышева Надежда Владимировна (далее - Катышева Н.В.).
Решением от 19.01.2018 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения, а также заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 19.01.2018 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, на основании обращения Катышевой Н.В., проживающей по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с. Гагино, ул. Западная, д.3, кв.1, и приказа Инспекции от 17.07.2017 N 515-07-159/2017 должностным лицом Инспекции в период с 07.08.2017 по 01.09.2017 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом обязательных требований, установленных к предоставлению коммунальной услуги по газоснабжению.
Инспекцией было выявлено, что Общество является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, производит начисление и взимание платы за газ гражданам, проживающим по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с. Гагино, ул. Западная, д.3, кв.1.
03.05.2017 Катышевым Н.А. в адрес Общества направлено заявление о проведении проверки для опломбирования счетчика газа.
10.05.2017 Обществом проведена проверка жилого помещения по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с. Гагино, ул. Западная, д.3, кв.1, по итогам которой Обществом по лицевому счету N 013000005468, принадлежащему Катышевой Н.В., произведено доначисление платы за газ за период с 10.11.2016 по 10.05.2017, исходя из норматива потребления газа, как в случае выявления поставщиком газа повреждения пломб, а не собственником помещения.
По результатам проверки составлен акт от 01.09.2017 N 515-07-159/2017 и Обществу выдано предписание от 01.09.2017 N 515-07-159/2017, которым ему предписано в срок до 02.10.2017 устранить выявленные нарушения, а именно произвести перерасчет размера платы за газ, исходя из показаний прибора учета газа Катышевой Н.В., проживающей по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с. Гагино, ул. Западная, д.3, кв.1.
Посчитав указанное предписание Инспекции незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ (пункт 10 Положения).
При этом в силу пункта 7 Положения государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 ЖК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
На основании Положения о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885, Инспекция входит в систему органов исполнительной власти Нижегородской области и является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Нижегородской области посредством: организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в том числе обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Должностные лица Инспекции, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном действующим законодательством, имеют право в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (пункт 4.2.3 Положения).
В части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ также установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально- бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549).
В соответствии с пунктом 21 Правил N 549 абонент обязан: а) оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме; б) незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа; в) обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки; г) сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором; д) устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования; е) уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах: изменение количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан; изменение размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений; изменение количества и вида сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве; изменение вида потребления газа; ж) обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации; з) незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом; и) обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки; к) обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно подпункту "б" пункта 22 Правил N 549 поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Пунктом 24 Правил N 549 установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии (пункт 25 Правил N 549).
Согласно пункту 27 Правил N 549 определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.
Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.
Из пункта 28 Правил N 549 следует, что в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
В пункте 55 Правил N 549 установлено, что поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки.
Таким образом, Правила N 549 разграничивают два вида проверок, проводимых поставщиком газа, и устанавливают различные последствия обнаружения в ходе них повреждений пломб и неисправностей приборов учета.
В рассматриваемом случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что между Обществом и Катышевой Н.В. заключен публичный договор газоснабжения от 01.06.2006.
По адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с. Гагино, ул. Западная, д.3, кв.1, открыт лицевой счет N 013000005468 на имя Катышевой Н.В. и установлено газовое оборудование: плита, АГВ, прибор учета газа СГБ G4-1, заводской N 66020 (срок проверки до 12.05.2017).
03.05.2017 в адрес Общества поступило заявление о проведении проверки для опломбирования счетчика газа от абонента, проживающего по вышеуказанному адресу.
10.05.2017 в результате проверки Обществом обнаружено нарушение пломбы на приборе учета газа, о чем отражено в акте от 10.05.2017 N 505.
По итогам проверки, проведенной Обществом, по лицевому счету N 013000005468 произведено доначисление платы за газ за период с 10.11.2016 по 10.05.2017, в связи с чем у абонента образовалась задолженность в размере 7420 рублей 02 копейки.
Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение целостности пломб на приборе учета Катышевой Н.В. установлено сотрудниками Общества в связи с его уведомлением потребителем о необходимости опломбировки прибора учета, а не в ходе самостоятельной проверки спорного прибора учета, процедура которой установлена в соответствующем разделе Правил N 549 (пункты 55-62).
В этой связи у Общества отсутствовали основания для доначисления за период с 10.11.2016 по 10.05.2017 платы за газ по нормативу потребления, поскольку данное обстоятельство является последствием выявления факта повреждения пломб самим поставщиком газа.
При этом начисление задолженности в размере 7420 рублей 02 копейки Общество мотивировало тем, что, по его мнению, поставщик газа не был надлежащим образом уведомлен о проверке прибора газа абонента, не присутствовал при демонтаже прибора учета газа и был лишен возможности убедиться в сохранности пломб на приборе учета газа на момент демонтажа.
Суд обоснованно отклонил доводы Общества как несостоятельные.
Так, материалами дела подтверждается, что в связи с обращением Катышевой Н.В. представитель ООО "ГазПоверка" 27.04.2017 направил заявителю уведомление о произведении работ по поверке индивидуального прибора учета по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с. Гагино, ул. Западная, д.3, кв.1.
02.05.2017 ООО "ГазПоверка" проведены работы по поверке прибора учета газа по вышеуказанному адресу, о чем составлен акт приемки выполненных работ от 02.05.2017, который свидетельствует о том, что на момент начала проведения поверки прибора учета установленный на нем стикер не поврежден, по итогам проверки стикер N 0000439636 был снят.
При этом материалами дела подтверждается факт поступления на электронную почту сотрудника Общества письма от лица, проводившего поверку, ООО "ГазПоверка", о необходимости присутствия представителя поставщика газа при поверке. Данное письмо суд обоснованно признал допустимым доказательством извещения о поверке, поскольку Правила N 549 не устанавливают требования к способу извещения поставщика газа.
Необоснованным является и довод Общества о том, что поверка индивидуального прибора учета произведена неуполномоченным лицом.
Как следует из акта от 02.05.2017 приемки выполненных работ по проведению поверки индивидуального прибора по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с. Гагино, ул. Западная, д.3, кв.1, ООО "ГазПоверка" проведены работы по организации проведения периодической поверки бытового счетчика газа, расчет с заказчиком; ООО "Газсервисцентр" произведена поверка бытового счетчика газа; ИП Филатовым А.С. произведено снятие и установка счетчика.
Согласно свидетельству от 15.11.2013 N 6353 о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ИП Филатов А.С. осуществляет работы по техническому обслуживанию, ремонту внутридомового и внутриквартирного оборудования.
Свидетельством от 10.03.2016 N 0972.08-2010-1645015385-С-014 о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, аттестатом аккредитации в области обеспечения единства измерений от 07.06.2013 N РОСС RU.0001.310168 подтверждается, что ООО "Газсервисцентр" является специализированной организацией по проведению поверки приборов учета газа.
Поскольку поверка прибора учета осуществлена специализированной организацией, Обществу предоставлен акт приемки выполненных работ от 02.05.2017, в котором ООО "ГазПоверка" зафиксировало, что стикер не поврежден, по итогам поверки снят стикер N 000439636, как верно указал суд, Общество не было лишено возможности убедиться в сохранности пломб на приборе учета газа.
С учетом изложенного у Инспекции имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предписания.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что предписание вынесено уполномоченным органом, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на него незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.01.2018 по делу N А43-33058/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.