г. Москва |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А40-239583/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Суминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 14 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2018 по делу N А40-239662/17, принятое судьей Махлаевой Т.И. в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Альфа-Сервис Компани" к ИФНС России N 14 по г. Москве
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Альфа-Сервис Компании" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекция ФНС России N 14 по г. Москве N 23/234 от 09.11.2017 г.
Решением от 08.02.2018 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС России N 14 по г. Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель жалобы полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2018 г. подлежит отмене, по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что постановлением N 23/234 от 09.11.2017 г. общество привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде назначения штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования путем подписания резолютивной части решения.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования постановлением N 23/234 от 09.11.2017 г. ООО "АЛЬФА-СЕРВИС КОМПАНИ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Исполнение Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами осуществляются в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина России от 04.10.2011 N 123н.
В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный законом 173-ФЗ) определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закон N 173-ФЗ, и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И) утвержден Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.
В соответствии с п.п. 9.2.2 п. 9.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в банк в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
ООО "АЛЬФА-СЕРВИС КОМПАНИ" (резидент) заключило с Компанией 000 "ЛИДКОМ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД" (Республика Кипр -нерезидент) (далее - Заказчик), являющимся застройщиком многофункционального торгово-развлекательного комплекса "7ЕЛЕН0ПАРК", договор от 15.12.2015 N БН на оказание услуг по комплексной уборке территории указанного комплекса.
В соответствии с подпунктом 5.8 пункта 5 "Цена услуг и работ и порядок расчетов" договора от 15.12.2015 N БН оплата Заказчиком (ООО "ЛИДКОМ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД") цены Услуг и Работ Исполнителя (ООО "АЛЬФА-СЕРВИС КОМПАНИ" производиться ежемесячно в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Сторонами Акта об оказании услуг и выполнении работ за соответствующий месяц и получения счета, счета фактуры Исполнителя.
По данному контракту в банке ПАО Сбербанк оформлен паспорт сделки от 16.12.2016 N 16120124/1481/1948/3/1.
На основании Акта выполненных работ от 30.04.2016 N 265, 289 Заявитель оказал услуги Заказчику на общую сумму 1 600 198,00 руб.
Согласно условиям договора, денежные средства должны были поступить на счет общества в уполномоченном банке не позднее 18.05.2016. В соответствии с ведомостью банковского контроля по ПС N 16120124/1481/1948/3/1, ожидаемый срок уплаты суммы 1 600 198,00 руб. определен Обществом не позднее 30.06.2016 г. включительно.
Согласно выписке по расчетному счету Общества N 40702810638000016447 денежные средства в сумме 141 246,00 руб. поступили на счет Общества 18.05.2016 г.
Следовательно, справку об указанной валютной операции и подтверждающие ее проведение документы Обществу надлежало представить в уполномоченный банк не позднее 08.06.2016 г.
На дату составления протокола об административном правонарушении справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, в уполномоченный банк Обществом не представлены.
С учетом положения п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных нарушениях", если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Таким образом, Общество не выполнило обязанность по соблюдению требований органа валютного регулирования, то есть не представило в установленный срок документы в уполномоченный банк в нарушении п. 3.8. Инструкции N 138-И.
Согласно ст. 25 Федерального закона 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 с т. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что Общество при необходимой внимательности и предусмотрительности имело реальную возможность для соблюдения правил и норм актов органов валютного регулирования по обеспечению своевременного представления в уполномоченный банк справки о валютной операции и подтверждающие ее проведение документы, однако не сделало этого, нарушив п. 8.3 Инструкции N 138-И.
Статьей 15 Конституции РФ закрепляется общеправовой принцип, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Лицо, вступая в какие-либо отношения, должно знать о наличии обязанностей, возложенных на него государством. Кроме этого, лицо должно обеспечить их выполнение в точном соответствии с законом, что подразумевает под собой соблюдение той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для исполнения правил и норм, установленных законом.
Таким образом, в действиях Общества установлено наличие состава административного правонарушения.
Федеральным законом от 05.04.2016 N 89-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" (вступил в силу 16.04.2016) срок давности привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения увеличен с одного года до двух лет.
Частью 1 статьи 4.8 КоАП РФ предусмотрено, что сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 14) разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Согласно представленным Инспекцией доказательствам, предельным сроком представления Справки о подтверждающих документов являлось 08.06.2016 г. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 09.06.2016 г., в связи с чем, в соответствии с внесенными изменениями в Кодекс об административных правонарушениях РФ от 16.04.2016 г., срок привлечения к административной ответственности составляет два года и истекает 09.06.2018 г.
С учетом изложенного требование заявителя не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2018 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2018 г. по делу N А40-239583/17 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Альфа-Сервис Компани" отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-239583/2017
Истец: ООО Альфа-сервис компани
Ответчик: ИФНС N14 по г. Москве, ИФНС N14 ПО ГОРОДУ МОСКВЕ В ЛИЦЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ИФНС РОССИИ N14 ПО Г.МОСКВЕ СОВЕТНИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РФ 2 КЛАССА ОРЛОВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ