город Самара |
|
3 мая 2018 г. |
Дело N А65-15229/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шадриной О.Е.,
судей Балашевой В.Т. и Деминой Е.Г.,
протокол судебного заседания вела секретарь Хурина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2 дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.01.2018, принятое по делу NА65-15229/2017 судьей Коноваловым Р.Р.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН, 1051801824876, ИНН 1833037470), г. Ижевск, к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" (ОГРН 1091838001639, ИНН 1838006813), г. Менделеевск, о взыскании процентов и пени,
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" об обязании произвести перерасчет стоимости предоставленной услуги ГВС, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Энергосбыт Плюс", общество с ограниченной ответственностью "Единый Расчетный Центр",
с участием:
от ООО "Удмуртские коммунальные системы" - Чирков А.П., представитель (доверенность от 25.12.2017 N 51400-04-23/131),
от ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" - Пузанова И.Р., представитель (доверенность от 15.02.2018),
от ОАО "Энергосбыт Плюс" - Чирков А.П., представитель (доверенность от 25.12.2017)
от ООО "Единый Расчетный Центр" - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", город Ижевск, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула", город Менделеевск, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 691 326 руб. 22 коп. процентов.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.04.2017, дело передано по подсудности в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан дело принято к производству с присвоением номера А65-15229/2017.
До принятия судебного акта по существу истец заявил об увеличении исковых требований - о взыскании процентов за период с 16.11.2015 по 27.01.2016 в сумме 43 411 руб. 82 коп. в связи с нарушением оплаты основного долга за октябрь 2015 года и пени за период с 16.12.2015 по 24.11.2016 в сумме 1 177 148 руб.72 коп., что принято судом.
До принятия судебного акта по существу ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" обратилось со встречным исковым заявлением о взыскании с ООО "Удмуртские коммунальные системы" убытков в сумме 6 625 189 руб. 66 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2017 встречное исковое заявление ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" к ООО "Удмуртские коммунальные системы" о взыскании убытков в сумме 6 625 189 руб. 66 коп. принято к производству.
ООО "Удмуртские коммунальные системы" обратилось в суд с самостоятельными исками о взыскании с ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" долга и процентов за период с июля по декабрь 2016 года (А65-18625/2017), с января по февраль 2017 года (А65-18691/2017), за март 2017 года (А65-25029/2017), за апрель 2017 года (А65-19589/2017), за май 2017 года (А65-25111/2017).
По делам N N А65-19589/2017, А65-25111/2017, А65-25029/2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Энергосбыт Плюс" и ООО "Единый Расчетный Центр".
По делам N N А65-18691/2017, А65-19589/2017 ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с встречными исками к Обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" об обязании Общества произвести перерасчет.
ООО "Удмуртские коммунальные системы" заявлено ходатайство об объединении дел А65-15229/2017 (октябрь 2015 - июнь 2016 года), А65-18625/2017 (июль- декабрь 2016 года), А65-18691/2017 (январь-февраль 2017 года), А65-25029/2017 (март 2017 года), А65-19589/2017 (апрель 2017 года), А65-25111/2017 (май 2017 года), указав, что начальное сальдо и правильное зачисление платежных поручений без назначения платежа установлено на 01.10.2015 судебным актом, принятым по делу N А71-15734/2015 (выводы подтверждены постановлением семнадцатого апелляционного суда от 28.11.2016 N 17АП-14043/2016-ГК, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2017 NФ09-788/17).
Представитель ответчика не возражал против объединения дел.
Ссылаясь на статью 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан, исходя из того, что рассматриваются требования за период с октября 2015 по май 2017 года, объединил в одно производство дела за N N А65-15229/2017, А65-18625/2017, А65-18691/2017, А65-25029/2017, А65-19589/2017, А65-25111/2017, присвоив делу NА65-15229/2017.
До принятия судебного акта по существу спора ООО "Удмуртские коммунальные системы" заявило об уточнении исковых требований с учетом объединения дел, предъявив к взысканию 41 006 руб. 81 коп. процентов за период с 16.11.2015 по 26.01.2016, пени за период с 16.12.2015 по 07.09.2017 в сумме 2 257 456 руб. 67 коп.
ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" по встречному иску заявило ходатайство об обязании ООО "Удмуртские коммунальные системы" произвести перерасчёт стоимости предоставленной услуги ГВС за период с октября 2015 по май 2017 на сумму 16 111 024 руб. 26 коп. путем уменьшения суммы на эту сумму услуги ГВС за календарный месяц, следующий за месяцем вступления в законную силу решения суда.
Суд первой инстанции принял заявленные уточнения по основному и встречному искам.
До принятия судебного акта по существу ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" заявило об отказе от исковых требований в части взыскания с ООО "Удмуртские коммунальные системы" убытков в сумме 6625 189 руб. 66 коп. за период с октября 2015 по июнь 2016 года и заявило ходатайство об уточнении встречных исковых требований, в котором просит суд обязать ООО "Удмуртские коммунальные системы" произвести перерасчёт стоимости представленной услуги ГВС за период с октября 2015 по май 2017 на сумму 12 673 635 руб. 97 руб. путем уменьшения оказанной услуги ГВС за календарный месяц следующий за месяцем вступления в законную силу решения суда на сумму 12 673 635 руб. 97 коп.
Суд первой инстанции принял отказ ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" от встречных исковых требований, и уменьшение суммы исковых требований по встречному иску.
ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" вновь уточнил встречные исковые требования и просит обязать ООО "Удмуртские коммунальные системы" произвести перерасчет стоимости предоставленной услуги ГВС за период с октября 2015 по май 2017 года на сумму 12 671 313 руб. 65 коп. путем уменьшения оказанной услуги ГВС за календарные месяцы следующие за месяцем вступления в законную силу решения суда на сумму 12 671 313 руб. 65 коп.
Суд первой инстанции принял заявленные уточнения встречных исковых требований.
ООО "Удмуртские коммунальные системы" уточнило исковые требования, заявив о взыскании процентов за период с 16.11.2015 по 26.01.2016 в сумме 41 006 руб. 81 коп. и пени за период с 16.12.2015 по 07.09.2017 в сумме 2 056 211 руб. 05 коп.
Уточнение исковых требований истца по первоначальному иску принято судом первой инстанции.
ООО "Удмуртские коммунальные системы" в судебном заседании, состоявшемся 09.01.2018, уточнил исковые требования о взыскании процентов за период с 16.11.2015 о 26.01.2016 в сумме 40 704 руб. 44 коп. в связи с нарушением срока оплаты основного долга за октябрь 2015 года, и пени за период с 16.12.2015 по 07.09.2017 в сумме 2 048 101 руб. 13 коп., сообщив суду, что не применяет двойную меру ответственности. Проценты и пени начисляются на разные суммы долга. Пени начисляются только после вступления соответствующих изменений в закон "О водоснабжении и водоотведении". Кроме того, ООО "Удмуртские коммунальные системы" отказалось от иска в части взыскания долга, который взыскивался по всем объединенным делам.
Заявленные уточнения ООО "Удмуртские коммунальные системы" и отказ от взыскания долга приняты судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.01.2018 (т. 38 л.д. 98) принят отказ "Удмуртские коммунальные системы" от взыскания 31 722 657 руб. 62 коп. долга, производство по делу в указанной части прекращено.
С ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" в пользу ООО "Удмуртские коммунальные системы" взысканы проценты в сумме 40 704 руб. 44 коп., пени в сумме 2 048 101 руб. 13 коп., и в возмещение расходов по государственной пошлине 33 444 руб.
В части требования ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" к ООО "Удмуртские коммунальные системы" принят отказ от иска о взыскании 6 625 189 руб. 66 коп. убытков и производство по делу прекращено.
В удовлетворении встречного иска отказано.
ООО "Удмуртские коммунальные системы" выдана справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 259 718 руб.
Обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" выдана справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 62 126 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований, ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в указанной части и удовлетворить заявленные встречные исковые требования, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и неверный метод снижения платы за тепловую энергию ненадлежащего качества по посуточным показаниям температуры горячей воды в точках водоразбора многоквартирного дома, примененного истцом.
В заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца и привлеченного к участию в деле ОАО "Энергосбыт Плюс" с доводами жалобы не согласился, изложив свои возражения в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на отмене судебного акта в части отказа в удовлетворении встречного иска.
ООО "Единый Расчетный Центр", надлежащим образом извещенное о дне и месте судебного разбирательства, явку представителя в суд не обеспечило.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствии представителя ООО "Единый Расчетный Центр".
Из материалов дела следует, что 01.01.2015 ООО "Удмуртские коммунальные системы" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) в лице ОАО "Энергосбыт Плюс", действующее от имени и в интересах ООО "Удмуртские коммунальные системы", и ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" (абонент) подписали договор горячего водоснабжения N 1087-ГВС с протоколом разногласий.
При этом договор между сторонами в окончательной редакции не подписан.
Обращаясь с иском в суд, ООО "Удмуртские коммунальные системы" указало, что между сторонами сложились фактические отношения по поставке горячей воды для многоквартирных домов, находящихся в городе Сарапул Удмуртской Республики.
В период с октября 2015 года по май 2017 года ответчику поставлялась тепловая энергия, что подтверждается актами приема-передачи за указанный период, счетами на оплату, имеющимися в материалах дела, представленными ООО "Удмуртские коммунальные системы".
С учетом заявленных уточнений ООО "Удмуртские коммунальные системы" предъявило к взысканию проценты за период с 16.11.2015 по 26.01.2016 в сумме 40 704 руб. 44 коп. в связи с нарушением срока оплаты долга за октябрь 2015 года, и пени за период с 16.12.2015 по 07.09.2017 в сумме 2 048 101 руб. 13 коп.
Взыскание процентов обусловлено тем, что договор N 1087 01.01.2015 сторонами фактически не заключен, часть 6.4. статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" вступила в законную силу лишь 05.12.2015.
Истец начислил пени на основании части 6.4. статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" с 1 по 30 день - 1/300 ставки, с 31 по 90 - 1/170 ставки, с 91 и далее - 1/130 ставки.
Встречные исковые требования ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" мотивированы тем, что ООО "Удмуртские коммунальные системы" горячая вода поставлялась ненадлежащего качества, в связи с чем просит обязать организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, произвести перерасчет стоимости предоставленной услуги ГВС за период с октября 2015 по май 2017 года на сумму 12 671 313 руб. 65 коп., уменьшив на указанную сумму стоимость услуг ГВС за календарные месяцы, следующие за месяцем вступления в законную силу решения суда, принятого в рамках данного дела.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы права, обязанность по оплате потребленной энергии возложена на лицо, фактически ее потребившее.
Отсутствие договора не освобождает абонента от обязанности по оплате поставленного в спорный период времени коммунального ресурса.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Кодекса, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, что установлено частью 1 статьи 541 Кодекса.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, что установлено частью 1 статьи 544 Кодекса.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения, что установлено частью 1 статьи 542 Кодекса.
В связи с тем, что приобретение ресурса ответчиком связано с предоставлением коммунальных услуг гражданам, отношения сторон регулируются Правилами "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В пункте 1 указано, что Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 31 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, указаны в приложении N 1 к Правилам "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 градусов (в угловых комнатах +20 градусов); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (-31 градус и ниже) - в жилых помещениях - не ниже +20 градусов (в угловых комнатах - +22 градуса). Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 градусов, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
При снижении температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений Правила N 354 устанавливают порядок изменения размера платы за отопление.
При этом, за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15 % размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры с учетом положений раздела IX Правил.
Согласно пункту 5 приложения N 1 к Правилам N 354 за каждые 3°C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 % размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Согласно пункту 2.4. постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия.
Пунктом 1.2. названного постановления определено, что указанные Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 101 Правил N 354, при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к указанным Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Исходя из положений данной нормы размер платы за месяц, в котором поставлялись услуги ненадлежащего качества, определяется как разность между платой за коммунальную услугу в расчетном периоде и платой, исчисленной суммарно за каждый день предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Следовательно, исходя из изложенного, при расчете снижения размера платы в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества расчетным периодом является день.
Согласно пунктам 5 и 15 приложения N 1 к Правилам N 354, при определении доли снижения и процента снижения в определенном периоде (а именно в дне - согласно пункту 101 Правил N 354), необходимо применять рассчитанный процент снижения за тот же период, а не иной. Размер платы и размер снижения определяется за такой же период, в котором установлены часы отклонения.
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.01.2015 N 203-ОД/04, случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов и Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определены разделами IX и X разделами Правил N 354.
При снижении температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за расчетный период снижается на 0,1 % за каждые 3 градуса отклонения. При этом размер платы снижается за каждый час в течение расчетного периода, в котором происходило отклонение температуры горячей воды от установленных параметров.
В соответствии с пунктами 111 и 112 раздела X Правил перерасчет платы производится с даты и времени, указанных исполнителем в журнале учета фактов нарушения качества коммунальных услуг, до даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, указанных исполнителем в соответствии с п. 104 Правил в журнале регистрации. Далее приведен пример с применением показателя количества часов подачи горячей воды ненадлежащего качества.
Примененный ответчиком метод снижения платы, согласно которому снижение следует производить за некачественно поставленный ресурс суммарно за расчётный период, т.е. за месяц, не соответствует содержанию пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354, тогда как расчет истца учитывает соответствующий процент снижения за некачественно поставленный ресурс в день.
Расчет истца произведен с учетом верного толкования норм действующего законодательства, согласно которым расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один день, и позволяет учитывать исчисляемые в часах сопоставимые величины; при этом расчет ответчика фактически может привести к полному освобождению от внесения платы за поставленный ресурс.
Пунктом 6 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что к качеству горячего водоснабжения предъявляется требование о постоянном соответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09); отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается. При несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Анализируя представленные сторонами доказательства, в том числе акты отбора проб, протоколы количественного химического анализа воды, Арбитражный суд Республики Татарстан установил соответствие поставленной воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" документально не подтвердила, что коммунальный ресурс не соответствовал установленным параметрам качества в спорный период, ходатайство о фальсификации представленных истцом документов не заявлено.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Требование ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" об обязании ООО "Удмурдские коммунальные системы" произвести перерасчет стоимости предоставленной услуги ГВС за период октябрь 2015 по май 2017 года уменьшением на сумму 12 671 313 руб.65 коп. оказанной услуги ГВС за календарные месяцы, следующие за месяцем вступления в законную силу решения суда, являются необоснованными.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, ответчик не представил.
Довод жалобы ООО "Городская Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" о применении им иной методики расчета снижения платы за поставленную ГВС ниже установленной температуры, детально исследован в мотивировочной части решения обжалуемого судебного акта по каждому упоминаемому ответчиком адресу.
Истцом при расчете использовалась формула в соответствии с требованиями пункта 101 Правил "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354.
Процент снижения складывается за сутки и применяется к объему потребленного ресурса за данные сутки.
Ответчик складывает процент не за сутки, а за месяц, применяя его к объему за месяц, что приводит к неоднократному снижению за весь период некачественности, и даже при небольших отклонениях по температурному показателю практически приводит к освобождению ответчика от оплаты за поставленную истцом ГВС.
Ссылка ответчика, что по ряду многоквартирных домов истцом не произведен расчет на оснований почасовых показаний прибора учета, необоснованна.
Судом установлено, что анализ по качеству предоставляемой ГВС по указанным заявителем жалобы многоквартирным домам производился на основании предоставленных ответчиком суточных отчетов о потреблении ГВС, почасовые отчеты ответчиком не предоставлялись ни в адрес истца, ни в адрес суда.
По многоквартирному дому по адресу Азинский, 2 в рамках разрешаемого спора новые доказательства ответчиком не представлялись. Вступившим в законную силу решением суда по делу N А71-15734/2015 на основании представленных доказательств, в том числе и протокола химического анализа проб воды от 29.07.2014, судом установлено соответствие поставляемой ГВС санитарным нормам и правилам.
Истцом предоставлено новое доказательство, подтверждающее факт поставки ГВС надлежащего качества - протокол химического анализа воды от 02.11.2015 N 5271, являющимся надлежащим доказательством по делу.
Акты отбора проб от 29.10.2015 и от 29.10.2015 по многоквартирному дому по улице Пролетарской подтверждает факт поставки ГВС надлежащего качества. В протоколе лабораторных исследований от 02.11.2015 N 5268, выполненным ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в УР", указан адрес отбора проб. Исследование проводится отобранной пробы воды ГВС на вводе по адресу: улица Интернациональная, 55 "а", в протоколе от 02.11.2015 N 5270 указано, что исследование проводится отбора проб воды горячего водоснабжения, взятого на вводе по адресу: улица Пролетарская, 34.
В ходе судебного разбирательства по делу N А71-15734/2015 предоставлены результаты отбора проб, произведенных ООО "УКС" (акты отбора проб, протоколы количественного химического анализа воды, в отношении многоквартирного дома N 3 по улице Мельникова - 29.07.2014, многоквартирного дома N 78 по улице. Ленина - 28.01.2014), вода, отобранная на вводе в спорные многоквартирные дома соответствует требованием СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03.
Указанные факты имеют преюдициальное значение при рассмотрении данного спора.
Довод ответчика сводится к переоценке обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением, так как ответчик в расчетах снижения по многоквартирному дому N 3 по улице Мельника ссылается на протокол отбора проб воды от 09.07.2013 N 3627, по многоквартирному дому N 78 по улице Ленина на протокол отбора проб воды 28.03.2014 N 3627.
Ссылка ответчика на протокол химического анализа воды от 28.11.2016 N 1-4896/16, противоречит позиции ответчика в суде первой инстанции и представленным ответчиком в суд первой инстанции материалам дела.
Согласно ведомости расчета суммы уменьшения платы за поставленную в ноябре 2016 года ГВС на основании протоколов лабораторных испытаний протокол химического анализа воды от 28.11.2016 N 1-4896/16 по мнению ответчика является основанием для снятия требований об уменьшении суммы исковых требований в связи с нормализацией и поставкой воды соответствующей санитарным нормам и правилам.
За период декабрь 2016 - май 2017 ответчиком требования о снижении по многоквартирному дому N 78 по улице Ленина в связи с поставкой ГВС несоответствующей санитарным нормам и правилам, не предъявлялись.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик такие доказательства не представил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя и возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.01.2018, принятое по делу N А65-15229/2017, в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Сарапула" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Е. Шадрина |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.