г. Хабаровск |
|
04 мая 2018 г. |
А04-8212/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива": Мусенко А.Б. представитель по доверенности от 24 июля 2017 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоком"
на решение от 31 января 2018 года
по делу N А04-8212/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Лисовской Г.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива"
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоком"
о признании незаконными действий и обязании произвести выставление счетов,
и встречное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Теплоком"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива"
о взыскании 1 223 103, 58 рубля
установил: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" (далее - истец, ООО "УК "Перспектива") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоком" (далее - ответчик, ООО "Теплоком") о признании незаконными действий по выводу из эксплуатации общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах N 255/А, N 255/В, 298, 300, 302, 308 по улице Кирова в г. Белогорске, об обязании произвести выставление счетов и актов оказания услуг за тепловую энергию за январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года, май 2017 года в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета тепловой энергии.
В свою очередь ООО "Теплоком" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с встречным исковым заявлением к ООО "УК "Перспектива" о взыскании долга в размере 1 223 103,58 рублей, возникшего в результате ненадлежащего исполнения обязательства по оплате поставленной тепловой энергии за период с января 2017 по май 2017 (разница между показаниями приборов учета и данными, полученными расчетным путем).
Встречный иск принят судом к рассмотрению совместно с первоначальным иском.
Решением от 31 января 2018 года требования основного иска ООО "УК "Перспектива" удовлетворено, на ООО "Теплоком" возложена обязанность произвести выставление счетов ООО "УК "Перспектива" и оформление актов оказание услуг за поставленную тепловую энергию по договору теплоснабжения и нагрева воды N 1/2016 от 1 ноября 2016 года за январь 2017 год, февраль 2017 год, март 2017 год, апрель 2017 год, май 2017 год по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах N 255/А, N 255/В, 298, 300, 302, 308 по улице Кирова в г. Белогорске. В удовлетворении встречного иска отказано.
ООО "Теплоком" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении основного иска отказать, встречный иск удовлетворить.
В обоснование указал неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, неправильное применение судом норм материального права.
Представитель ООО "Теплоком", надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Представитель ООО "УК "Перспектива" в судебном заседании и в письменных возражениях на жалобу просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обжалуемое решение оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Перспектива" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, находящимися на территории города Белогорска, в том числе: по адресам: ул. Кирова, 255/А; ул. Кирова, 255/В; ул. Кирова, 298; ул. Кирова, 300, ул. Кирова, 302; ул. Кирова, 308.
С 1 ноября 2016 теплоснабжающей организацией в отношении указанных многоквартирных домов является ООО "Теплоком".
1 ноября 2016 года между ООО "УК "Перспектива" (теплоснабжающая организация) и ООО "Теплоком" (потребитель) заключен договор теплоснабжения и нагрева воды N 1/2016, из которого у теплоснабжающей организации возникло обязательство подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель.
Потребитель обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в установленные сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать режим их потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Согласно пункту 5.2 договора коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если настоящим договором теплоснабжения не определена иная точка учета.
Начиная с 18 мая 2017 года, ООО "Теплоком" производило начисления и предъявляло ООО "УК "Перспектива" счета и акты для оплаты тепловой энергии по расчетным нормативам, установленным договором, полагая, что установленные общедомовые приборы учета тепловой энергии не соответствуют Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Не согласившись с таким начислением и выводом о несоответствии общедомовых приборы учета тепловой энергии Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, ООО "УК "Перспектива" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Таким образом, спор между сторонами возник по поводу пригодности к эксплуатации общедомовых приборы учета тепловой энергии и, соответственно, правильности расчета стоимости ресурса.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно статье 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190 "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета, устанавливаемым по общему правилу в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. В случае отсутствия в точках учета приборов учета допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем. Обязанность по организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета лежит на потребителях, не имеющих таких приборов.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, применение приборов учета при определении количества энергетических ресурсов рассматривается в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии.
Соблюдение потребителем требований законодательства об установке прибора учета гарантирует ему наиболее точное определение объема обязательств перед теплоснабжающей организацией. Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации. Процедура введения в эксплуатацию предполагает удостоверение ресурсоснабжающей организацией пригодности вводимого прибора к учету.
В силу пункта 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
В соответствии с пунктами 68, 73 названных Правил акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей.
Согласно пункту 62 Правил N 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Пунктом 67 Правил N 1034 установлено, что при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Данный акт служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68 Правил N 1034).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность приборов учета; в) нарушение установленных договором сроков предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
На основании указанных положений пригодным для коммерческого учета тепловой энергии может быть прибор учета, имеющий соответствующий допуск в эксплуатацию энергоснабжающей организации.
Из материалов дела усматривается, что вышеназванные жилые многоквартирные дома оснащены приборами коммерческого учета тепловой энергии и горячей воды. О допуске их в эксплуатацию имеются следующие акты: по адресам: ул. Кирова, 255/А - 31 июля 2015 года; ул. Кирова, 298 - 25 мая 2015 года; ул. Кирова, 300 - 01 сентября 2015 года; ул. Кирова, 302 - 31 мая 2015 года; с ООО "Ресурс" по ул. Кирова, 255/В - 30 августа 2016 года; с ООО "Котельная" по ул. Кирова, 308, - 30 мая 2014 года. Проекты на монтаж и установку общедомовых приборов учета прошли согласование с ранее действовавшими теплоснабжающими организациями.
Судом установлены фактические даты выпуска и межповерочные периоды работы приборов учета и входящих в их состав комплектующих. Срок эксплуатации, установленный заводами изготовителями, как по состоянию на 1 января 2017 года, так и по состоянию на 31 мая 2017 года, не истек. У всех комплектующих (за исключением комплекта термометров сопротивления зав N 48988 в МКД N 308 по улице Кирова) не вышел и межповерочный период. Комплектующие приборов учета тепловой энергии находились в исправном рабочем состоянии.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (пункт 6 Правил N 1034).
По истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки, как в новых, так и существующих узлах учета (пункт 7 Правил N 1034).
Начало действия Правил N 1034 - 29 ноября 2013 года, соответственно до 29 ноября 2016 года любые установленные приборы учета соответствующие действующему законодательству во время их установки могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что приборы учета в вышеназванных многоквартирных домах, допущенные к использованию до 29 ноября 2016 год, введены в эксплуатацию в предусмотренном законом порядке.
Нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения сторон, не предусмотрено требование о переактировке, перепломбировке или повторном вводе исправных ОДПУ с не истекшим поверочным сроком и сроком эксплуатации, при смене владельца оборудования, на котором осуществляется производство и снабжение потребителей коммунальным ресурсом (котельной и магистральных теплосетей).
В части истечения срока межповерочного периода комплекта термометров сопротивления зав. N 48988, входящего в состав прибора учета тепловой энергии в МКД N 16 по улице Кирова, суд, руководствуясь пунктами 14, 17 Правил N 1034, обоснованно исходил из того, что истечение срока поверки прибора не означает неработоспособность прибора учета, не прекращает срок его службы, а является основанием для проведения проверки его соответствия метрологическим требованиям.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела ведомостей учета параметров, специалист Марченко В.А., обслуживающий прибор учета подтвердил корректную работу прибора учета в спорный период, иное отражалось бы в ведомостях учета в виде технических ошибок с определенным кодом.
Достоверность приборного способа учета энергоресурсов достигается соблюдением совокупности нормативных требований, касающихся приборов (узлов) учета, в том числе:
- места установки (пункт 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении);
- технических требований (пункт 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, Методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, утверждены приказом Минпромторга Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 57);
- ввода в эксплуатацию (пункты 52 - 59 Правил N 1034);
- надлежащей эксплуатации, включая снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (пункт 6 статьи 19 Закона о теплоснабжении).
Судом установлено, что названные требования управляющей организацией при монтаже и эксплуатации общедомовых приборов учета выполнены, что в частности, подтвердил специалист Марченко В.А., устанавливавший спорные приборы учета в указанных домах и контролировавший их работу.
Пунктами 5.25, 5.26 заключённого между сторонами договора предусмотрено, что стороны не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяют работоспособность узла учета.
Результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.
Такие акты в материалах дела отсутствуют.
Проверка приборов учета проводилась теплоснабжающей организацией без участия и уведомления представителей управляющей компании и без их фактического обследования.
Судом также установлено, что весь комплект документов для паспортов готовности к отопительному периоду в отношении вышеназванных многоквартирных домов, передан в орган местного самоуправления, при этом замечаний по поводу неудовлетворительной подготовки домов к отопительному периоду не имелось.
Отсутствие у управляющей компании актов периодической проверки готовности узлов учета тепловой энергии (поверенных, признанных годными) к эксплуатации перед очередным отопительным сезоном само по себе не является основанием для отказа в использования приборов учета в качестве расчетных.
В пункте 83 Правил N 1034 предусмотрено, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.
Пунктом 84 Правил N 1034 установлено, что при возникновении разногласий между сторонами договора по корректности показаний узла учета владелец узла учета по требованию другой стороны договора в течение 15 дней со дня обращения организует внеочередную поверку приборов учета, входящих в состав узла учета, с участием представителя теплоснабжающей организации и потребителя.
Доказательств технического осмотра приборов учета, и, как следствие, подтверждения факта недостоверности их показаний в установленном порядке, в материалы дела не представлено.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие фактов несанкционированного вмешательства в работу спорных приборов учета, либо механического повреждения приборов и элементов узла учета, либо иных фактов, на основании которых узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя.
В силу вышеназванных положений применяемых нормативных правовых актов пока не доказано иное, прошедшее проверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.
Дав надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, правильно применив подлежащие применению нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, полностью соответствующему обстоятельствам дела, о незаконности действий ООО "Теплоком" и принял законный судебный акт об удовлетворении первоначального иска.
Удовлетворение первоначального иска исключает удовлетворение встречного иска ООО "Теплоком".
Апелляционная жалоба содержит доводы, направленные на переоценку доказательств, выводы, вступающие в противоречие с применимыми нормами материального права. Обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 31 января 2018 по делу N А04-8212/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.