г. Челябинск |
|
04 мая 2018 г. |
Дело N А34-12431/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 12.02.2018 по делу N А34-12431/2017 (судья Лунева Ю.А.),
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Юргамышский детский сад "Улыбка" (далее - заинтересованное лицо) финансовых санкций в сумме 35 000 руб. за представление неполных и недостоверных сведений страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) (с учётом принятого судом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 12.02.2018 (резолютивная часть решения объявлена 07.02.2018) в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель считает, что при принятии решения судом были неправильно применены нормы материального права. Податель жалобы указывает, что первоначально представленные сведения являются неполными, а сведения о пяти застрахованных лицах представлены обществом впервые за пределами срока, установленного ст.11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
До начала судебного заседания заинтересованное лицо представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в которых отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представителей не направили, при этом заявитель направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
Сведения по Форме СЗВ-М (исходная) за июль 2016 года в отношении 66 застрахованных лиц представлены Учреждением 01.08.2016, т.е. в установленный срок (л.д. 126-127).
11.07.2017 заинтересованное лицо представило в Управление сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль 2016 года в отношении 1 застрахованного лица, в отношении которого сведения первоначально не представлялись.
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль 2016 года, в ходе которой установлен факт представления заинтересованным лицом неполных и недостоверных сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
По данному факту Управлением 12.07.2017 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18170002482 фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) (л.д. 16, том 1).
По результатам рассмотрения акта от 12.07.2017 и иных документов Управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.08.2017 N 055S19170002651, которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
Решение направлено страхователю заказным почтовым отправлением (л.д. 18-19, т.1).
Требованием от 15.09.2017 N 055S01170137791, направленным страхователю заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 03.10.2017 (л.д. 20-22, том 1).
Как следует из материалов дела, 08.09.2016 заинтересованное лицо представило в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (исходная) (далее - СЗВ-М) за август 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.
10.07.2017 заинтересованное лицо представило в Управление сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2016 года в отношении 67 застрахованных лиц, в отношении которых сведения первоначально не представлялись (л.д. 83, 84, т.1).
11.07.2017 заинтересованное лицо представило в Управление сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2016 года в отношении 1 застрахованного лица (л.д. 85, т.1).
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2016 года, в ходе которой установлен факт представления заинтересованным лицом неполных и недостоверных сведений по форме СЗВ-М за август 2016 года.
По данному факту Управлением 11.07.2017 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18170002432 фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (л.д. 25-26, т.1).
По результатам рассмотрения акта от 11.07.2017 и иных документов Управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.08.2017 N 055S19170002643, которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 33500 руб.
Решение направлено страхователю заказным почтовым отправлением (л.д. 27-28, т.1).
Требованием от 14.09.2017 N 055S01170137745, направленным страхователю заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 03.10.2017 (л.д.29-30, том 1).
Как следует из материалов дела, 10.07.2017 заинтересованное лицо представило в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (дополняющая) за август 2016 года в отношении 67 застрахованных лиц, в указанной форме отсутствовали сведения на одно застрахованное лицо, что подтверждается дополняющей формой СЗВ-М за август 2016 г., предоставленной в УПФР - 10.07.2017.
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2016 года, в ходе которой установлен факт представления заинтересованным лицом неполных и недостоверных сведений по форме СЗВ-М за август 2016 года.
По данному факту Управлением 12.07.2017 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18170002480 фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (л.д. 32-33, т.1).
По результатам рассмотрения акта от 12.07.2017 и иных документов Управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.08.2017 N 055S19170002649, которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
В решении указано, что страхователь представил неполные и (или) недостоверные сведения за август 2016 г. В дополняющей форме СЗВ-М за август 2016 г., представленной в УПФР - 10.07.2017 на 67 застрахованных лиц, отсутствовали сведения на одного застрахованного лица (Либец Л.К.), что подтверждается дополняющей формой СЗВ-М за август 2016 г., представленной в УПФР -10.07.2017, извещение о доставке 11.07.2017.
Решение направлено страхователю заказным почтовым отправлением (л.д. 34-35, т.1).
Также суд отмечает, что в названном решении нет указания на то, когда страхователем были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за август 2016 года.
Требованием от 15.09.2017 N 055S01170137789, направленным страхователю заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 03.10.2017 (л.д. 36-37, т.1).
Как следует из материалов дела, 05.10.2016 заинтересованное лицо представило в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (исходная) за сентябрь 2016 года в отношении 68 застрахованных лиц.
11.07.2017 заинтересованное лицо представило в Управление сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица (л.д. 38 т.1).
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года, в ходе которой установлен факт представления заинтересованным лицом неполных и недостоверных сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года.
По данному факту Управлением 12.07.2017 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18170002483 фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (л.д. 39-40, т.1).
По результатам рассмотрения акта от 12.07.2017 и иных документов Управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.08.2017 N 055S19170002650, которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
Решение направлено страхователю заказным почтовым отправлением (л.д. 41-42, т.1).
Требованием от 15.09.2017 N 055S01170137790, направленным страхователю заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 03.10.2017 (л.д. 43-44, т.1).
Неисполнение названных требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из необоснованности требований.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу условий части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Общество зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ, законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ, данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (п. 1 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ).
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (редакция, действовавшая на момент представления сведений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. Форма представления сведений в форме электронного документа определяется Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ к правам страхователя отнесено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2010 N 16440), утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), действовавшая в рассматриваемом периоде вплоть до издания Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
В силу пункта 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно пункту 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
С учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из материалов дела следует, что Учреждение первоначально представило в Управление сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль, август, сентябрь 2016 года 01.08.2016, 08.09.2016, 05.10.2016 соответственно, то есть в установленный законом срок. Документы не были приняты Пенсионным фондом, и в адрес заинтересованного лица было направлено уведомление о необходимости устранения в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений. При этом, общество устранило недочеты в связи с самостоятельным обнаружением неполноты представленных сведений в исходной отчетности подав форму СЗВ-М "дополняющая" за июль, август, сентябрь 2016 (т.1 л.д. 77-80, 82-85, 90-94).
Доводы подателя апелляционной жалобы о неполном и несвоевременном представлении сведений учреждением по форме СВЗ-М отклоняются судом апелляционной инстанции. Указанные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 12.02.2018 по делу N А34-12431/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.