г. Чита |
|
3 мая 2018 г. |
Дело N А19-22821/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 мая 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Ангарского городского округа "Ангарский водоканал" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2018 года по делу N А19-22821/2017 (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие Ангарского городского округа "Ангарский водоканал" (ОГРН 1033800517398; ИНН 3801006828, далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания службы государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715; ИНН 3808171877, далее - административный орган, служба) N 1852/17 от 01.09.2017 года об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2018 года по делу N А19-22821/2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Предприятие обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.03.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области N 1852/17 ср-п от 17.08.2017 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении муниципального унитарного предприятия Ангарского городского округа "Ангарский водоканал" с целью проверки исполнения предписания от 09.03.2017 N 407/17.
На основании распоряжения руководителя службы от 06.02.2017 N 407/17 ср-п проведена внеплановая документарная проверка.
Внеплановая проверка проведена с целью осуществления жилищного надзора, с целью проверки информации, содержащейся в обращении, поступившей в службу 09.12.2016 N 86-38-25570/16, по адресу: г. Ангарск, квартал 206, дом 3, кв. 48.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения.
Показания индивидуального прибора учета холодного водоснабжения, расположенным в квартире 48, многоквартирного дома 3, квартала 206 города Ангарска (далее - ИПУ) за период с декабря 2012 года по январь 2015 года собственником данного жилого помещения в МУП АГО "Ангарский Водоканал" не передавались.
При анализе платежных документов на данное жилое помещений и период установлено, что плата за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению осуществлялась по нормативу.
В феврале 2015 года собственником представлены показания ИПУ.
Таким образом, после предоставления собственником показаний ИПУ МУП АГО "Ангарский Водоканал" должно осуществлять начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и водоотведению исходя из показаний ИПУ, а не по нормативу.
При анализе платежных документов за март 2015 года установлено, что МУП АГО "Ангарский Водоканал" произведен перерасчет платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение за февраль 2015 года по показаниям ИПУ на сумму 340,03 рублей в сторону уменьшения, перерасчет платы за коммунальную услугу водоотведение за период с декабря 2012 года по февраль 2015 года не произведен, перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению за период с декабря 2012 года по февраль 2015 года произведен не в полном объеме в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации.
На основании распоряжения руководителя службы от 17.08.2017 N 1852 ср-п, в отношении МУП АГО "Ангарский Водоканал" проведена внеплановая документарная проверка исполнения выданного предписания N407/17 от 09.03.2017.
По результатам проверки установлено, что предписание службы исполнено не в полном объеме, а именно.
Согласно информации, представленной МУП АГО "Ангарский Водоканал" показания ИПУ от собственника жилого помещения поступали несвоевременно.
За период с января 2016 года по февраль 2017 года, когда показания ИПУ не передавались, начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению производилось первые 6 месяцев, начиная с расчетного периода, за который показания ИПУ не представлены исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления, в дальнейшем исходя из нормативов потребления, без применения повышающего коэффициента.
В феврале 2017 года, после переданных показаний ИПУ МУП АГО "Ангарский Водоканал" произвело перерасчет платы за период с января 2016 года по февраль 2017 года за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и водоотведению в сторону уменьшения.
Таким образом, МУП АГО "Ангарский Водоканал" произвело перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению не в полном объеме.
По результатам проверки составлен акт N 1852/17 от 01.09.2017 года и выдано предписание. Предписанием N 1852/17 от 01.09.2017 года предприятию надлежит устранить выявленные нарушения и предоставить в службу подтверждающие документы. Срок исполнения указанного предписания 22.11.2017 года.
Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2014 г. N 594-пп "О реорганизации службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области", Служба государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - служба) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Основанием для проведения проверки Службой послужило истечение срока исполнения предприятием ранее выданного предписания N 407/17 от 09.03.2017 г.
На основании распоряжения руководителя Службы от 17.08.2017 N 1852 ср-п, в отношении МУП АГО "Ангарский Водоканал" проведена внеплановая документарная проверка исполнения выданного предписания N407/17 от 09.03.2017.
По результатам проверки установлено, что предписание Службы исполнено не в полном объеме, а именно:
Согласно информации, представленной МУП АГО "Ангарский Водоканал" показания ИПУ от собственника жилого помещения поступали несвоевременно.
Показания индивидуального прибора учета холодного водоснабжения, расположенным в квартире 48, многоквартирного дома 3, квартала 206 города Ангарска за период с декабря 2012 года по январь 2015 года собственником данного жилого помещения в МУП АГО "Ангарский Водоканал" не передавались.
При анализе платежных документов на данное жилое помещений и период, установлено, что плата за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению осуществлялась по нормативу.
В феврале 2015 года собственником представлены показания ИПУ.
В соответствии с пунктом 42 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N354) плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42.1 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42.1 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 60 Правил N 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
По мнению службы, после предоставления собственником показаний ИПУ МУП АГО "Ангарский Водоканал" должно осуществлять начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и водоотведению исходя из показаний ИПУ, а не по нормативу.
При анализе платежных документов за март 2015 года установлено, что МУП АГО "Ангарский Водоканал" произведен перерасчет платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение только за февраль 2015 года по показаниям ИПУ на сумму 340,03 рублей в сторону уменьшения, перерасчет платы за коммунальную услугу водоотведение за период с декабря 2012 года по февраль 2015 года не произведен.
Таким образом, проверкой установлено, что перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведение за период с декабря 2012 года по февраль 2015 года произведен не в полном объеме.
За период с января 2016 года по февраль 2017 года, когда показания ИПУ не передавались, начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению производилось первые 6 месяцев, начиная с расчетного периода, за который показания ИПУ не представлены исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления, в дальнейшем исходя из нормативов потребления, в дальнейшем исходя из нормативов потребления, без применения повышающего коэффициента.
В феврале 2017 года, после переданных показаний ИПУ МУП АГО "Ангарский Водоканал" произвело перерасчет платы за период с января 2016 года по февраль 2017 года за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и водоотведению в сторону уменьшения.
Проведенной проверкой установлено, что предприятие нарушило Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, что отражено в акте проверки и в оспариваемом предписании.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что МУП АГО "Ангарский Водоканал" произвело перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению не в полном объеме.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает доводы жалобы обоснованными, а обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание от 01.09.2017 выдано по результатам внеплановой документарной проверки исполнения выданного предписания N 407/17 от 09.03.2017 на основании распоряжения руководителя службы от 17.08.2017 N 1852 ср-п.
При этом судом первой инстанции проигнорирован довод заявителя о том, что в оспариваемом предписании указан период, за который проверка Службой не проводилась, а именно: с января 2016 г. по февраль 2017 г.
Каких-либо выводов о неисполнении ранее выданного предписания от 09.03.2017 N 407/17 оспариваемое предписание не содержит, в акте проверки N 852/17 от 01.09.2017 такие обстоятельства также не установлены.
Кроме того, из материалов дела следует, что за период с января 2016 г. по февраль 2017 г. нарушений со стороны заявителя не имеется, поскольку с февраля 2015 года потребитель передает показания приборов учета и расчет платы за коммунальные услуги осуществляется на основании именно переданных показаний ИПУ.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положения пп. "ж" п. 31 Правил N 354 предусматривают, что исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Пункту 37 Правил N 354 установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно пп. "б" п. 59 Правил N 354 в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами или договором, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
На основании п. 60 Правил N 354 по истечении указанного в пп. "б" п. 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с п. 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Таким образом, правовых оснований для перерасчёта с учетом показаний ИПУ за период с декабря 2012 года по январь 2015 года включительно суд апелляционной инстанции также не усматривает, поскольку собственник жилого помещения сведения о показаниях ИПУ за период с декабря 2012 г. по январь 2015 г. в МУП АГО "Ангарский Водоканал" не предоставлял.
Доводы заявителя о том, что после получения показаний ИПУ в феврале 2015 года начисления производятся исходя из показаний ИПУ и представленные в их обоснование платежные документы ответчиком ничем не опровергнуты.
Заявитель обязанность по перерасчету начисления оплаты за потребленные услуги выполнил после предоставления потребителем показаний ИПУ в феврале 2015 г., начисления были скорректированы в платежном документе, направленном в адрес потребителя в марте 2015 г. (перерасчет с учетом показаний ИПУ произведен с февраля 2015 г.), что подтверждается самим ответчиком в первоначально выданном предписании N 407/17 от 09.03.2017 г.
Как следует из акта проверки N 1852/17 от 01.09.2017, Служба фактически вменяет заявителю нарушение, выразившееся в непредставлении документов в установленный срок, подтверждающих исполнение ранее выданного предписания от 09.03.2017.
При этом в материалах дела отсутствуют соответствующие пояснения и доказательства в обоснование указанного вывода.
Кроме того, само по себе непредставление таких документов не может свидетельствовать о неисполнении ранее выданного предписания.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае выявления контролирующим органом по результатам проведения соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения.
Вместе с тем, поскольку вменяемые проверкой нарушения Правил N 354 материалами дела фактически не подтверждены, постольку оспариваемое предписание не соответствует требованиям 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Правилам N 354 и подлежит признанию недействительным.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене на основании пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1500 руб.
Заявителем жалобы по платежному поручению N 746 от 15.03.2018 года уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручения N 746 от 15.03.2018 года государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2018 года по делу N А19-22821/2017 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 01.09.2017 N 1852/17 об устранении выявленных нарушений.
Службе государственного жилищного надзора Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать со Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715; ИНН 3808171877) в пользу муниципального унитарного предприятия Ангарского городского округа "Ангарский водоканал" (ОГРН 1033800517398; ИНН 3801006828) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию Ангарского городского округа "Ангарский водоканал" (ОГРН 1033800517398; ИНН 3801006828) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.