3 мая 2018 г. |
А38-14496/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Назаровой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.01.2018, принятое судьей Волковым А.И., по делу N А38-14496/2017 по иску открытого акционерного общества "Марспецмонтаж" (ИНН 1200000095, ОГРН 1021200752704) к Республике Марий Эл в лице Министерства спорта Республики Марий Эл и Министерства финансов Республики Марий Эл о взыскании основного долга.
В судебном заседании принимали участие представители:
от истца - открытого акционерного общества "Марспецмонтаж" - Жилонкин А.С. по доверенности от 05.12.2017, Бобышева Н.Ю. по доверенности;
от ответчиков - Министерства спорта Республики Марий Эл - Пахмутов С.С. по доверенности от 10.01.2018 и Министерства финансов Республики Марий Эл - Михаданова по доверенности от 23.11.2017.
Открытое акционерное общество "Марспецмонтаж" (далее - ООО "Марспецмонтаж", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к Республике Марий Эл в лице Министерства спорта Республики Марий Эл (далее - Министерство спорта, ответчик) о взыскании субсидий на возмещение затрат по уплате процентов за пользование кредитом в сумме 877 945 руб. 21 коп.
Решением от 29.01.2018 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство спорта подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве оснований для отмены судебного акта апеллянт указывает, что судом не принято во внимание, что соглашение о предоставлении субсидий на возмещение затрат по уплате процентов за пользование кредитом по договору ничтожно, т.к. противоречит подпункту 1 пункту 3 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель Министерства финансов поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Республики Марий Эл N 195 от 21.07.2008 "Об утверждении Правил субсидирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл процентных ставок по кредитам, привлеченным подрядными (субподрядными организациями на строительство (реконструкцию) объектов республиканской адресной инвестиционной программы и объектов подпрограммы "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Культура Марий Эл на 2013-2020 годы" установлены условия субсидирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл процентных ставок за пользование кредитными ресурсами, привлеченными подрядными (субподрядными) организациями на строительство (реконструкцию) объектов республиканской адресной инвестиционной программы.
Получателями субсидий являются юридические лица, привлеченные в установленном порядке в качестве подрядчиков (субподрядчиков) для строительства (реконструкции) объектов программ и привлекающие кредиты банков для строительства (реконструкции) таких объектов. Субсидирование процентных ставок подрядным (субподрядным) организациям производится по кредитам, привлеченным на строительство (реконструкцию) объектов программ.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 15 Закона Республики Марий Эл от 20.12.2016 N 50-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в 2017 году из республиканского бюджета Республики Марий Эл предоставляются субсидии юридическим лицам, привлеченным в установленном порядке в качестве подрядчиков (субподрядчиков) для строительства (реконструкции) объектов республиканской адресной инвестиционной программы и объектов подпрограммы "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Культура Марий Эл на 2013 - 2020 годы", на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным на строительство (реконструкцию) таких объектов.
13 октября 2015 года ОАО "Марспецмонтаж" (подрядчиком) и Министерством спорта Республики Марий Эл от имени Республики Марий Эл (государственным заказчиком) заключен государственный контракт N 116, в соответствии с условиями которого подрядчик обязался выполнить комплекс работ по повышению мощностей объекта "Универсальный крытый легкоатлетический манеж в г. Йошкар-Ола", а государственный заказчик по правилам встречного исполнения обязался принять результат и оплатить выполненные работы (л.д. -26).
25 февраля 2016 года между Банк "Йошкар-Ола" (ПАО) (кредитором) и ОАО "Марспецмонтаж" (заёмщиком) заключен договор N 010.ю/16, в соответствии с условиями которого кредитор открыл заемщику кредитную линию в сумме 40 000 000 руб. сроком действия по 29 сентября 2017 года включительно в целях пополнения оборотных и внеоборотных средств для опережающего финансирования на выполнение работ по повышению мощностей объекта "Универсальный крытый легкоатлетический манеж в г. Йошкар-Ола" по государственному контракту N 116 от 13.10.2015. При наличии кредитных ресурсов кредитор обязался предоставлять заемщику кредиты в пределах лимита выдачи денежных средств по кредитной линии в виде отдельных траншей путем перечисления денежных средств, предоставляемых заемщику в качестве кредитов, на расчетный (текущий) счет заемщика на условиях, предусмотренных договором, а истец принял на себя обязательство возвратить суммы кредитов и уплатить кредитору плату за пользование денежными средствами в размере и сроки, предусмотренные договором, а также выполнить иные обязательства в порядке и сроки, предусмотренные договором. При этом приложение к договору содержит информацию о сроке предоставления кредита, сумме транша и сроке возврата кредита (л.д. 27-33).
7 апреля 2016 года между Банк "Йошкар-Ола" (ПАО) (кредитором) и ОАО "Марспецмонтаж" (заёмщиком) заключен договор N 020.ю/16, в соответствии с условиями которого кредитор открыл заемщику кредитную линию в сумме 40 000 000 руб. сроком действия по 30 ноября 2017 года включительно в целях пополнения оборотных и внеоборотных средств для опережающего финансирования на выполнение работ по повышению мощностей объекта "Универсальный крытый легкоатлетический манеж в г. Йошкар-Ола" по государственному контракту N 116 от 13.10.2015. При наличии кредитных ресурсов кредитор обязался предоставлять заемщику кредиты в пределах лимита выдачи денежных средств по кредитной линии в виде отдельных траншей путем перечисления денежных средств, предоставляемых заемщику в качестве кредитов, на расчетный (теку-щий) счет заемщика на условиях, предусмотренных договором, а истец принял на себя обязательство возвратить суммы кредитов и уплатить кредитору плату за пользование денежными средствами в размере и сроки, предусмотренные договором, а также выполнить иные обязательства в порядке и сроки, предусмотренные договором. При этом приложение к договору содержит информацию о сроке предоставления кредита, сумме транша и сроке возврата кредита (л.д. 34-40).
В декабре 2016 года между Министерством спорта Республики Марий Эл (государственным заказчиком) и ОАО "Марспецмонтаж" (подрядчиком) подписано соглашение, по условиям которого государственный заказчик принял на себя обязательство по субсидированию за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл процентных ставок за пользование кредитными ресурсами, привлеченными подрядчиком на основании договоров от 25.02.2016 N 010.ю./16, от 07.04.2016 N 020.ю./16 о предоставлении кредитной линии (л.д. 41-42).
Согласно пункту 2 соглашения от декабря 2016 года субсидия на возмещение затрат по уплате процентов по кредитному договору предоставляется исходя из величины процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором, и составляет 17 процентов годовых.
В соответствии с пунктом 4 соглашения от декабря 2016 года основанием для расчета выплаты субсидий являются фактически произведенные подрядчиком за отчетный период расходы, на которые предоставляется субсидия.
ОАО "Марспецмонтаж" по кредитным договорам от 25.02.2016 N 010.ю./16, от 07.04.2016 N 020.ю./16 были уплачены проценты по кредитам за сентябрь 2017 года, соответствующие документы представлены ответчику (л.д. 43-44).
18.10.2017 истец обратился к ответчику с требованием о возмещении, произведенных расходов по уплате процентов за пользование кредитами (л.д. 45-46). Требование оставлено без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
Поскольку ответчик возмещение затрат не произвел, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В ГК РФ такой вид договоров, как договор о предоставлении субсидии не поименован. При этом возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из договора в силу пункта 2 статьи 307 ГК РФ возникли взаимные обязательства сторон. При этом каждая из сторон считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (пункт 2 статьи 308 ГК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ и разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
При рассмотрении данного дела указанные обстоятельства не установлены. Поэтому должником следует считать Республику Марий Эл в лице Министерства спорта Республики Марий Эл, обязанную отвечать за счет казны в силу статьи 215 ГК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел, что у Министерства спорта Республики Марий Эл возникло обязательство по предоставлению обществу субсидии за счет средств бюджета Республики Марий Эл для возмещения затрат по уплате процентов за пользование кредитами по договорам от 25.02.2016 N 010.ю./16, от 07.04.2016 N 020.ю./16 за сентябрь 2017 года в размере 877 945 руб. 21 коп. в рамках соглашения от декабря 2016 года и удовлетворил иск в заявленной сумме.
Выводы суда являются верными.
В силу части 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Согласно пункту 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
В данном случае ответчик обязательства по перечислению субсидий в соответствии со спорным соглашением исполнял надлежащим.
Кроме того, решениями судов по делам N А38-10369/2017, NА38-13240/2017 и NА38-10360/2017 взыскан долг за май-август 2017 г. В рамках названных дел ответчик признавал наличие долга, о недействительности сделки не заявлял.
В силу изложенного заявление ответчика о недействительности соглашения не имеет правового значения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены (изменения) судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.01.2018 по делу N А38-14496/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-14496/2017
Истец: ОАО Марспецмонтаж за ХРУ Оршанский
Ответчик: Министерство финансов РМЭ, Республика Марий Эл в лице Министерства спорта РМЭ