город Воронеж |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А64-8609/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания: Синюгиной Ю.А.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение): Гончарова Т.Н., представитель по доверенности от 25.04.2018, паспорт, Курьянова Е.Н., представитель по доверенности от 21.11.2017, паспорт.
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовспецстрой": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.02.2018 по делу N А64-8609/2017 (судья Плахотников М.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамбовспецстрой" (ОГРН 1036888184520, ИНН 6832041610) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) о признании решения от 07.11.2017 N 212 недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовспецстрой" (далее - заявитель, ООО "Тамбовспецстрой", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - Пенсионный фонд, УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области) о признании недействительным решения от 07.11.2017 N 212 в части начисления ООО "Тамбовспецстрой" недоимки по страховым взносам по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в п.п. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 01.01.2016 - п.п. 2-18 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ), в соответствии с ч.2 и ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за период 2014 год - 2016 год в размере 155849,65 руб. и пени в размере 27077,31 руб..
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.02.2018 по делу N А64-8609/2017 заявленные требования удовлетворены.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 07.11.2017 N 212 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления обществу с ограниченной ответственностью "Тамбовспецстрой" недоимки в размере 155849,65 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за период 2014 - 2016 годы по дополнительному тарифу и пени в сумме 27077,31 руб. в соответствии с ч.2 и ч.2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пп.2-18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - пп. 2-18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ) признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Пенсионный фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что обязанность по уплате страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам не связана с наличием у работника в будущем права на досрочную трудовую пенсию, а обусловлена занятостью работника на видах работ, указанных в пп. 1, 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Ссылается на то, что после 01.01.2013 право на досрочное назначение трудовой пенсии связано с уплатой страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам.
Полагает, что оптимальные и допустимые условия труда, установленные картами аттестаций, не являются препятствием для включения периодов работы в специальный стаж дня назначения досрочной пенсии.
В судебном заседании представители пенсионного фонда просили обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Тамбовспецстрой" в представленном суду отзыве соглашается с выводами суда первой инстанции, считает решение Пенсионного фонда недействительным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Общества не явился.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей Пенсионного фонда, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения от 14.06.2017 N 148 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тамбовспецстрой" в период с 14.06.2017 по 09.08.2017 была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
В ходе проверки в числе прочего установлено, что в нарушение ч.1 ст.7 и ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиком страховых взносов не была включена в объект обложения страховыми взносами и в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу заработная плата работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, с 01.01.2015 года - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ, а именно: производителей работ в сумме 3014911,34 руб., в том числе за 2014 год - 1252249,39 руб., за 2015 год - 1039222,05 руб., за 2016 год - 723439,90 руб.
Профессия производитель работ (позиция 2290000б - 21441) предусмотрена в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2. Класс (подкласс) условий труда на рабочем месте, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, может быть подтвержден картой аттестации рабочего места по условиям труда и сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
С 21.03.2013 по 23.04.2013 Обществом была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой для производителя работ была присвоена степень вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 2.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течении пяти лет.
Проверкой установлено, что ООО "Тамбовспецстрой" специальную оценку условий труда не проводило.
Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, с 01.01.2015 - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ и при этом результаты аттестации его рабочего места по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ: в 2014 году - 4%, в 2015 году - 6%, в 2016 году - 6%.
По мнению УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, указанное нарушение повлекло неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в приведенных пунктах законов в общей сумме 155849,65 руб., в том числе за 2014 год в размере 50089,92 руб., за 2015 год в размере 62353,35 руб., за 2016 год в размере 43406,38 руб. и подтверждено документально.
По результатам проведенной проверки составлен акт выездной проверки от 06.10.2017 N 270.
ООО "Тамбовспецстрой" представило свои возражения относительно вмененных нарушений.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки УПФ РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в отношении ООО "Тамбовспецстрой" принято решение от 07.11.2017 N 212 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период 2014 - 2016 годы в общем размере 159480,51 руб., из них: 155849,65 руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за период 2014 - 2016 годы по дополнительному тарифу в соответствии с ч.2 и ч.2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пп.2-18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - пп. 2-18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Кроме того, на неуплаченные суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 3 ст.25 Федерального закона N 212- ФЗ начислены пени в общем размере 27710,11 руб., из них: 27077,31 руб. - пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за период 2014 - 2016 годы по дополнительному тарифу в соответствии с ч.2 и ч.2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пп.2-18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - пп. 2-18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Также ООО "Тамбовспецстрой" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа в общем размере 31896,10 руб., из них: 31169,93 руб. (155751,65 руб. х 20%) - штраф за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период.
Посчитав решение УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 07.11.2017 N 212 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах незаконным и подлежащим отмене (в части начисления недоимки в размере 155849,65 руб. и пени в сумме 27077,31 руб.) ООО "Тамбовспецстрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2013 год в размере 2%, на 2014 год - 4%, на 2015 год и последующие годы - 6%.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 173-ФЗ) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона N 173-ФЗ" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2, согласно которому право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе, производитель работ (прораб). При этом применение Списка N 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
Согласно позиции Пенсионного фонда, которая отражена в представленных материалах проверки,, в рассматриваемые периоды ООО "Тамбовспецстрой" в нарушение ч.1 ст.7 и ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не включило в объект обложения страховыми взносами и в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу заработную плату работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 года - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ), а именно: производителей работ в сумме 3014911,34 руб., в том числе за 2014 год - 1252249,39 руб., за 2015 год - 1039222,05 руб., за 2016 год - 723439,90 руб.
В силу пункта 3 статьи 27 ФЗ N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховыми взносами являются обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3).
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14).
Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13).
При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом. Следовательно, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П и от 22.03.2007 N 4-П, в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей (статья 1, часть 1; статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации); этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на обязательное социальное страхование и из которых формируются его средства, и предоставляемым страховым обеспечением, необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой пенсией.
В действующем пенсионном законодательстве такая соотносимость достигается установлением зависимости размера трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо на ее финансирование страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии (абзацы четвертый и восьмой статьи 2, пункты 5 и 9 статьи 14, пункты 3 и 5 статьи 15, пункт 2 статьи 16, пункты 3 - 5 и 10 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 1 статьи 9, часть первая статьи 20 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Как верно отметил суд первой инстанции, расчетный пенсионный капитал, исходя, из которого определяется размер страховой части трудовой пенсии, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации позиции и по смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленному вышеуказанной нормой, назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение досрочной пенсии, соответственно.
С учетом изложенного, суд области пришел к выводу, что страхователь обязан производить исчисление страховых взносов по повышенному тарифу с сумм выплат, производимым работникам, имеющим право на досрочное получении пенсии.
Материалы проведенной аттестации предоставлены в материалы дела. Из них не усматривается, что у УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области были какие - либо замечания по порядку проведения аттестации, её несоответствия Приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. Не заявлено таких доводов и при рассмотрении апелляционной жалобы.
Картой аттестации рабочего места по условиям труда N 10а по должности производителя (строительно - монтажных) работ указано, что общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производительной среды и трудового процесса составляет 2 (допустимый).
В соответствии с п. 4.2 "Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005) исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки.
Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.
Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.
Из буквального толкования вышеуказанных положений следует, что условия труда 1 и 2 класса являются безопасными.
Статьей 219 Трудового Кодекса Российской Федерации определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, компенсации работникам не устанавливаются.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) вступил в силу с 01.01.2014. С указанной даты при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, 19 указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
При этом для целей, определенных статье 7 указанного Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона порядком.
Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатом аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
Из материалов дела усматривается, что аттестация рабочего места "производитель (строительно-монтажных) работ" осуществлена страхователем в соответствии с требованиями действующего законодательства до 01.01.2014 и является действительной в проверяемый период.
Как было указано выше, специальная оценка условий труда в отношении аттестованных рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (часть 4 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ).
Суд первой инстанции правомерно отметил, что законодатель, указав на необходимость использования результатов аттестации в пункте 5 статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда которых по результатам аттестации признаны вредными и (или) опасными, императивно не запретил страхователям руководствоваться результатами аттестации при признании условий труда работников по степени вредности и опасности допустимыми.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у Общества в спорный период отсутствовала обязанность уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных работнику по профессии "производитель (строительно - монтажных) работ", условия труда которого по результатам аттестации признаны допустимыми, в связи с чем, заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.
В связи с вышеизложенным, апелляционная коллегия приходит к выводу, что доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом области допущено не было.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.02.2018 по делу N А64-8609/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.