г. Санкт-Петербург |
|
04 мая 2018 г. |
Дело N А56-84809/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Толкунова В.М., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: Григорьев И.В. - доверенность от 27.09.2016
от заинтересованного лица: Гункин В.В. - доверенность от 10.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2306/2018) ООО "Управляющая компания "КЭО-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2017 по делу N А56-84809/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "КЭО- Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "КЭО- Сервис" (197082, г.Санкт-Петербург, ул. Туристская, д. 23 к. 5, лит.А пом.5-Н, далее - Управляющая компания) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 11.09.2017 N 02/11723-р.
Решением суда от 04.12.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Управляющая компания просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. В обоснование жалобы указывает, что задолженности перед ресурсоснабжающей организацией не имеет, фактически погашая долги потребителей своими денежными средствами.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции против удовлетворения жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ГЖИ от 04.09.2017 N 02/11723-р с целью контроля исполнения выданного ранее предписания от 18.07.2017 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "КЭО-Сервис". По результатам проверки составлен акт от 06.09.2017 N 02/11723-р и выдано предписание от 11.09.2-17 N 02/11723-р, согласно которому в целях соблюдения требований пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 необходимо обеспечить перечисление платежей населения в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю, и представить ведомость поступлений денежных средств от потребителей и ведомость перечислений средств в РСО за актуальный период (шесть последних месяцев).
Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для вывода о незаконности оспоренного предписания и отказал в признании его недействительным.
В силу части 2 статьи 196 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса.
Частью 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Инспекция в пределах осуществления лицензионного контроля обязана выдать предписание как при наличии нарушения требований, установленных жилищным законодательством, так и предписание о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно части I статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании части 1 статьи 161 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416), которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в частности управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом (подпункт "в" пункта 1 Правил N 416).
Надлежащее исполнение обязанностей по договору управления предусматривает выполнение управляющей организацией обязательных требований, установленных жилищным законодательством, в том числе Правил N 416.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением такого стандарта как:
- осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 утверждены "Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (далее - Правила N 253), которые являются обязательными для управляющих организаций при осуществлении соответствующих расчетов (пункт 1).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 253 платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что Общество при расчетах за поставленные коммунальные ресурсы не перечисляет ресурсоснабжающей организации платежи населения в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, тем самым не соблюдая требования пункта 6 Правил N 253).
Возражения Общества со ссылкой на положения пункта 7 Правил N 253 и договоры на поставку коммунальных ресурсов, подлежат отклонению ввиду следующего.
Пунктом 7 Правил N 253 установлено, что размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего документа, из поступивших в течение этого дня платежей потребителей.
В случае если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с настоящим пунктом, составляет менее 5 тыс. рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, превысит 5 тыс. рублей. Договором ресурсоснабжения и договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть предусмотрен иной размер минимального ежедневного совокупного платежа и (или) иная периодичность перечисления денежных средств.
Положения второго абзаца пункта 7 Правил N 253 регулируют отношения сторон, возникающие исключительно в случае поступления платежа меньше минимального, а именно: устанавливают размер такого платежа и периодичность поступления остальных средств.
Следовательно, стороны в договоре на поставку коммунальных ресурсов вправе установить иной размер минимального платежа (т. е. не 5 тыс. рублей) и иную периодичность перечисления денежных средств (т. е. не 1 раз в 5 рабочих дней) в ситуации, когда первый платеж исполнителя был меньше минимального.
Во всех остальных случаях, когда первый платеж составляет более 5 тыс. рублей (либо более иного размера минимального платежа, установленного договором) управляющая организация обязана руководствоваться пунктом 6 Правил N 253.
Договоры на поставку коммунальных ресурсов, заключенных Обществом не содержат условий, определяющих минимальный размер совокупного платежа и периодичность перечисления средств, в случае его поступления.
Несоблюдение Обществом требований пункта 6 Правил N 253 выявлено Инспекции в ходе проверки 18.07.2017 из анализа приложенных к акту проверки актов сверки взаимных расчетов за поставленные коммунальные ресурсы, из которых следует, что перечисление денежных средств производилось Обществом не по мере их поступления от населения согласно требованиям Правил N 253, а несколько раз в месяц на основании выставленных ресурсоснабжающими организациями счетов.
Довод подателя жалобы о том, что при расчетах за поставленные коммунальные ресурсы Общество руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 253 настоящий документ определяет требования, предъявляемые к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилых домов коммунальной услуги соответствующего вида.
Правила N 253 носят обязательный характер, входят в систему жилищного законодательства, регулируют порядок обращения управляющей организацией с денежными средствами жителей многоквартирного дома при расчетах за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, на иные договоры энергоснабжения не распространяются.
В связи с этим нормы жилищного законодательства в данном случае являются специальными по отношению к гражданским нормам (в том числе положениям о свободе договора, предусмотренным частью 1 статьи 421 ГК РФ).
Учитывая изложенное, предписание является законным, а Управляющая организация в рамках организации расчетов за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы обязана соблюдать требования пункта 6 Правил N 253.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, оснований для его признания недействительным не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2017А56-84809/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "КЭО-Сервис" - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.