г. Вологда |
|
04 мая 2018 г. |
Дело N А13-19954/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 мая 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 марта 2018 года по делу N А13-19954/2017 (судья Ковшикова О.С.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (ОГРН 1043500095737, ИНН 3525022440; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 1; далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования "Город Вологда" "Вологдазеленстрой" (ОГРН 1023500879192, ИНН 3525010653; место нахождения: 160014, город Вологда, улица Мудрова, дом 40; далее - Предприятие) о взыскании 892 500 руб. 19 коп. пеней, в том числе 711 152 руб. 45 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, 179 533 руб. 71 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, 1814 руб. 03 коп. по страховым взносам по дополнительному тарифу.
Определением от 06 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее - Управление ПФР).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 марта 2018 года по делу N А13-19954/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на необоснованный отказ в восстановлении срока для обращения в суд. В поступившем 13.04.2018 ходатайстве просит рассмотреть дело, назначенное на 26.04.2018, в свое отсутствие.
Предприятие, Управление ПФР отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Предприятие зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1023500879192 и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 указанного Закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В связи с несвоевременной уплатой Предприятием страховых взносов за май 2015 года - июнь 2016 года Управлением ПФР начислены пени за период с 26.12.2015 по 24.11.2016 в общей сумме 892 500 руб. 19 коп., на уплату которых выставлено требование от 24.11.2016 N 045S01160152314 со сроком для добровольного исполнения до 16.12.2016 (том 1, листы 72, 73).
В добровольном порядке указанное требование Предприятием не исполнено.
Задолженность Предприятия по требованию об уплате пеней составила 892 500 руб. 19 коп., в том числе 711 152 руб. 45 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, 179 533 руб. 71 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, 1814 руб. 03 коп. по страховым взносам по дополнительному тарифу.
На основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) в связи с передачей налоговым органам полномочий на взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, Инспекция 01.12.2017 обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Предприятия вышеназванных сумм задолженности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал на отсутствие уважительных причин для восстановления срока на обращение в суд.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, действующего в спорный отчетный период, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частью 1 статьи 18 указанного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлены статьей 15 названного Закона.
Согласно частям 4 и 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В сроки, установленные статьей 15 данного Закона, страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей Предприятием не уплачены.
Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом о страховых взносах сроки.
Частью 3 указанной статьи определено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным данным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившего в силу с 01.01.2017, признан утратившим силу Закон N 212-ФЗ.
Законом N 243-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2017, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнен нормами об установлении, введении и взимании страховых взносов.
В силу части 2 статьи 4 указанного Закона взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, на момент обращения в суд и рассмотрения дела по существу полномочиями по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование обладает налоговый орган, на учете в котором состоит плательщик страховых взносов.
В 2016 году в период направления требования действовали нормы Закона N 212-ФЗ.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 указанной статьи (часть 2 статьи 22 данного Закона).
Согласно части 6 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате пеней должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В силу части 5 статьи 19 названного Закона заявление о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Аналогичные нормы в правоотношениях по уплате налогов и сборов предусмотрены статьями 46, 70 НК РФ.
В частности, как установлено пунктами 1 - 3 и 9 статьи 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов и пеней в установленный срок обязанность по их уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства плательщика страховых взносов на счетах в банках по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов причитающихся к уплате сумм страховых взносов и пеней. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств Предприятия Управлением ПФР и Инспекцией не принималось, в связи с этим налоговый орган обратился с заявлением в суд.
При рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ восстановление пропущенного срока для обращения налогового органа в суд за взысканием налоговых платежей возможно только в случае признания причин пропуска срока уважительными.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска такого срока необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
В рассматриваемом случае с заявлением о взыскании задолженности Инспекция обратилась в арбитражный суд согласно штампу суда входящей корреспонденции на заявлении 01.12.2017, то есть по истечении установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ срока.
В качестве причин пропуска срока заявитель указал на длительный многостадийный процесс передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов, а также отсутствие у налоговой инспекции документов, необходимых для подтверждения задолженности.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Восстановление процессуального срока осуществляется в соответствии со статьей 117 данного Кодекса, согласно которой процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, а восстановление пропущенного срока производится судом при условии признания причин их пропуска уважительными. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.
Нормы указанного Кодекса не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный данным Кодексом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Изучив ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в порядке, определенном статьей 117 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные налоговым органом причины не являются основанием для восстановления срока.
Судом установлено, что функции по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам с 01.01.2017.
В соответствии с соглашением от 26.01.2017 N БС-4-11/1304@/НП-30-26/02-11-10/06-308-П сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 должно быть передано по утвержденным форматам в срок до 01.02.2017.
Требование от 24.11.2016 N 045S01160152314 направлено Предприятию 01.12.2016 (том 1, лист 73), считается полученным ответчиком 09.12.2016, должно быть исполнено 19.12.2016 с учетом части 6 статьи 22 Закона N 212-ФЗ. Более продолжительный период времени в требовании не установлен. Следовательно, Инспекция вправе была обратиться в суд в срок не позднее 19.06.2017. Заявление подано в суд 01.12.2017, то есть с пропуском установленного срока на 5 месяцев.
Из представленных налоговой инспекцией документов суд установил, что, располагая 01.06.2017 сведениями о наличии у Предприятия задолженности по требованию от 24.11.2016 N 045S01160152314, Инспекция запрос о представлении документов направила лишь в ноябре 2017 года. Невозможность обращения к Управлению ПФР в период с 23.06.2017 по 03.11.2017 заявителем не подтверждена.
Более того, как верно отметил суд первой инстанции, передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование состоялась в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2017.
Суд пришел к правомерному выводу о том, что заявленное инспекцией ходатайство о восстановлении срока подачи заявления не обосновано уважительными причинами пропуска процессуального срока, в связи с этим такое ходатайство не могло быть удовлетворено судом.
Пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании задолженности и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
В связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд заявленные требования Инспекции удовлетворению не подлежат.
Выводы суда, отраженные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены судом в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 марта 2018 года по делу N А13-19954/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.