город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2018 г. |
дело N А32-50424/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2018 по делу N А32-50424/2017 по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети", заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Куб-С",
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган) по делу N 229/2017, недействительным предписания N13-229/2017.
Решением суда от 09.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Акционерное общество "НЭСК-электросети" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорные решение и предписание управления основаны на неправильном применении статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ).
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в управление поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Куб-С" (вх. от 03.03.2017 N 1979), а также обращение общества с ограниченной ответственностью "КУБ-С", поступившее из прокуратуры Краснодарского края письмом от 02.02.2017 N 7/р-2017 (вх. от 03.03.2017 N 1949) на действия акционерного общества "НЭСК-электросети", выразившиеся в осуществлении действий по введению режима ограничения потребления электрической энергии на объекте общества с ограниченной ответственностью "Куб-С" - ТП997п, посредством которого осуществляется энергоснабжение канализационно-насосной станции, водозабора.
Управлением установлено следующее.
Согласно договору аренды N 24-15-А общество с ограниченной ответственностью "Куб-С" является арендатором объектов водопроводно-канализационного хозяйства (водонапорная башня, КНС-2), электроснабжение которых осуществляется посредством ТП-997п, находящейся также в аренде заявителя и расположенных в п.Пригородном г.Краснодара.
Водонапорная башня и КНС-2 являются единственным источником водоснабжения и приема сточных вод в п.Пригородном.
24.01.2017 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Куб-С" на объектеТП-997п ввиду отсутствия заключенного договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, акционерным обществом "НЭСК-электросети" составлен акт о бездоговорном потреблении электрической энергии от 24.01.2017 N 010305.
13.02.2017 акционерным обществом "НЭСК-электросети" введен режим ограничения потребления электрической энергии в отношении объекта ТП-997п на основании заявки акционерного общества "НЭСК-электросети" от 09.02.2017 N 01БД/СТЭ.
Управлением также установлено, что к объекту ТР-997п технологически присоединены энергопринимающие устройства иных потребителей - объекты публичного акционерного общества "Ростелеком" и публичного акционерного общества "МТС". При введении режима ограничения ввиду выявленного бездоговорного потребления электрической энергии на ТП-997п также произошло отключение энергопринимающих устройств потребителей публичного акционерного общества "Ростелеком" и публичного акционерного общества "МТС".
В связи с изложенным приказом управления от 02.06.2017 N 186 возбуждено дело N 229/2017 о нарушении антимонопольного законодательства.
19.10.2017 комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в составе председателя комиссии Иващенко И.В., членов комиссии Войченко Е.Г., Коробкиной О.Р., в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Куб-С" по доверенности от 20.07.2017 N 5, представителей акционерного общества "НЭСК-электросети" по доверенности от 01.01.2017 N 09.НС-27/17-73 Касабян И.К., по доверенности от 01.01.2017 N09.НС-27/17-16 Лях В.П., вынесено решение N 27747/6, согласно которому:
- в действиях акционерного общества "НЭСК-электросети", ущемляющих интересы общества с ограниченной ответственностью "КУБ-С" установлен факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в несоблюдении требований пунктов 8, 18 Правил ограничения N 442 при введении режима ограничения потребления электрической энергии на объекте общества с ограниченной ответственностью "КУБ-С" - ТП997п, посредством которого осуществляется энергоснабжение КНС-2 и водонапорной башни, а также энергоснабжение технологически присоединенных энергопринимающих устройств к ТП-997п иных потребителей - публичного акционерного общества "Ростелеком" и публичного акционерного общества "МТС";
- выдано предписание о прекращении в срок до 20.11.17 нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем осуществления действий по восстановлению энергоснабжения на объекте общества с ограниченной ответственностью "КУБ-С" - ТП-997п;
- решено материалы дела N 229/2017 по факту нарушения акционерным обществом "НЭСК- электросети" пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Общество, не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В силу пункта 4 статьи 37 Закона N 35-ФЗ отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в числе прочего, утверждает порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N 442).
Указанные правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители).
В силу пункта 54 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 лицо, потребляющее электрическую энергию, в отношении которого в соответствии с Правилами оптового рынка принято решение о его исключении из реестра субъектов оптового рынка или о прекращении в отношении него поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке, обязано при наличии у него намерения продолжить потребление электрической энергии на розничном рынке до вступления в силу указанного решения заключить договор, обеспечивающий продажу ему электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и обеспечить урегулирование отношений, связанных с передачей ему электрической энергии. В случае если договор не заключен в указанный срок, сетевая организация принимает меры по сокращению уровня или прекращению потребления электрической энергии указанным лицом путем введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в соответствии с пунктом 121 названного документа в связи с выявлением факта бездоговорного потребления.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 бездоговорное потребление электрической энергии представляет собой самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, а также потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии.
В силу пункта 121 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в связи с необходимостью введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций определяется в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления в отношении такого лица.
При выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в соответствии с разделом X названного документа акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указывает определяемые в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" дату и время введения ограничения режима потребления в отношении такого лица, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 442 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ежегодно, до 1 июля, утверждает перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - перечень), на основании обращений потребителей, сетевых организаций, гарантирующих поставщиков.
Потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращения о включении в указанный перечень информации о принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающих устройствах и (или) объектах электроэнергетики, ограничение режима потребления которыми может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и о наличии либо об отсутствии соответствующих актов согласования технологической и (или) аварийной брони, а сетевые организации и гарантирующие поставщики при наличии у них соответствующей информации вправе направлять такие обращения в отношении указанных потребителей.
В силу пункта 17 Правил N 442 введение ограничения режима потребления в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан - потребителей электрической энергии, за исключением граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными названными Правилами.
В силу пункта 18 Правил N 442 в случае если до указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления даты введения ограничения режима потребления потребитель устранил основания для введения такого ограничения, ограничение режима потребления не вводится.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 442 ограничение режима потребления, за исключением вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "з" и "и" пункта 2 названных Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или иного лица, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя.
Пунктом 8 Правил N 442 в редакции, действовавшей в спорном периоде, предусматривалось, что если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, то такое лицо обязано обеспечить поставку электрической энергии таким потребителям без ограничения режима их потребления, в том числе обеспечить подачу электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления по соглашению с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и уведомить об этом инициатора введения ограничения до даты и времени введения в его отношении ограничения режима потребления.
Между тем документов, подтверждающих выполнение акционерным обществом "НЭСК-электросети" требований по разработке данных мероприятий представлено не было.
При этом публичное акционерное общество "Ростелеком" неоднократно направляло в адрес акционерного общества "НЭСК-электросети" письма с указанием того, что задолженности не имеет, а также просило принять меры по восстановлению электроснабжения. Кроме того, в материалы дела представлено дополнительное соглашение N 0282 от 23.08.2006, акт балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности за состояние электроустановок, следовательно, управление достоверно знало о том, что ограничение электроснабжения привело к нарушению прав и законных интересов публичного акционерного общества "Ростелеком".
Более того, как указано выше, водонапорная башня и КНС-2, электроснабжение на которых также ограничено, являются единственным источником водоснабжения и приема сточных вод в п.Пригородном.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополизации рынка электроэнергии в Российской Федерации, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных возможностей (механизмов), обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления неисправных потребителей (неплательщиков), реализация сбытовыми и сетевыми организациями предоставленного им статьей 328 Гражданского кодекса Российской Федерации права на прекращение (ограничение) подачи электроэнергии организации-неплательщику - не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и социально опасным последствиям. В противном случае применение указанного способа защиты имущественных интересов приведет (может привести) к причинению вреда, несоизмеримого с потерями сбытовой организации в рамках обязательственных (договорных) отношений с конкретным неплательщиком.
Будучи профессиональным участником розничного рынка электроэнергии, гарантирующий поставщик не мог не знать о других добросовестных потребителях, присоединенных к отключенным электросетям, и имел информацию о том, что при подобном способе отключения электроэнергии у его потребителя нет технической возможности обеспечить добросовестных потребителей электроэнергией.
Действия общества привели к нарушению прав и законных интересов жителей п.Пригородный, публичного акционерного общества "Ростелеком" и публичного акционерного общества "МТС", в связи с чем, управление правомерно вынесло решение и предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
При этом суд особо отмечает, что заявитель, явно злоупотребляя своими правами, прекратил подачу электроэнергию для оказания давления на ООО "Куб-С" в связи с разногласиями по условиям заключаемого договора энергоснабжения. Как следует из жалобы ООО "Куб-С" и представленных документов, последнее письмом от 24.01.2017 обратилось в ОАО "НЭСК" с просьбой заключить договор энергоснабжения. Однако, последнее уклонилось от заключения договора в связи с разногласиями и недостающими документами, после чего, вместо того, чтобы устранить существующие недостатки и разногласия, учитывая намерение ООО "Куб-С" заключить договор, сотрудниками заявителя была отключена подача электроэнергии на ТП-997п.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2018 по делу N А32-50424/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.