г. Владивосток |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А51-25373/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт",
апелляционное производство N 05АП-2044/2018
на решение от 21.02.2018
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-25373/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" (ИНН 2723049957, ОГРН 1022701191996)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408)
о признании незаконными и отмене предписаний от 28.08.2017 N 1372/1, N 1372/2, N 1372/3,
при участии:
от ООО "РН-Востокнефтепродукт": представитель Суханов А.Ю. (по доверенности от 01.01.2018, сроком действия по 31.12.2018, паспорт);
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю: Болкунова Н.В. (по доверенности от 09.01.2018, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - управление, Роспотребнадзор, административный орган):
- от 28.08.2017 N 1372/1;
- от 28.08.2017 N 1372/2;
- от 28.08.2017 N 1372/3.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2018 в удовлетворении требования о признании незаконными спорных предписаний отказано, а в части требования об отмене предписаний от 28.08.2017 N 1372/1, N 1372/2 и N 1372/3 производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование заявленных доводов указывает, что проверка в отношении общества была проведена с нарушениями требований, установленными Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Отмечает, что в распоряжении N 104 от 26.06.2017 о начале проведения плановой выездной проверки частично отсутствуют сведения, обязательное указание которых предусмотрено статьей 14 закона N 294-ФЗ. При этом распоряжение N 1372 от 27.07.2017 о проведении проверки, соответствующее установленным требованиям, было вручено обществу 01.08.2017, то есть в первый день проверки. Выражает несогласие с выводом суда о том, что обществом было нарушено действующее законодательство в области организации услуг общественного питания, поскольку основным видом деятельности заявителя является оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин. Поясняет, что обществом осуществляется реализация только готовой продукции. Кроме того, настаивает на том, что в результате нарушения порядка организации проверки, общество было лишено возможности представить документы, свидетельствующие о выполнении установленных требований.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Административный орган с доводами апелляционной жалобы общества не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение суда отмене не подлежит.
В судебном заседании 24.04.2018 судом апелляционной инстанции на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 26.04.2018, о чем лица, участвующие в деле, были извещены путем размещения соответствующей информации на сайте суда.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
26.06.2017 управлением было издано распоряжение N 104 о начале проведения плановой выездной проверки, в соответствии с которым руководителем административного органа поручено отделу надзора на транспорте, гигиены труда и радиационной гигиены, отделу защиты прав потребителей, отделу санитарно-эпидемиологического надзора управления, Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Лесозаводске, в соответствии с Законом N 294-ФЗ и на основании плана, утвержденного 31.10.2016, с 01.08.2017 по 28.08.2017 провести плановую выездную проверку обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей в отношении общества.
На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27.07.2017 N 1372 управлением была проведена проверка заявителя с целью выявления нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, принятия мер по их пресечению.
По результатам проверки административным органом был составлен акт проверки N 1372 от 28.08.2017, в котором содержатся сведения о том, что заявитель осуществляет розничную торговлю пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, деятельность по изготовлению и реализации продукции из полуфабрикатов.
По факту выявленных нарушений обществу выданы предписания, а именно:
- от 28.08.2017 N 1372/1, согласно которому заявителю необходимо в срок до 30.10.2018:
1) оборудовать помещение на АЗК моечными ваннами с подводкой холодной и горячей воды для обработки инвентаря, а также производственного оборудования;
2) организовать ежедневный органолептический контроль качества готовых блюд на АЗК в соответствии с требованиями пункта 9.1 "Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - СП 2.3.6.1079-01);
3) организовать ежедневный осмотр сотрудников АЗК, осуществляющих производство и реализацию пищевой продукции, на гнойничковые заболевания, оформить журнал осмотра;
4) приобрести санитарную одежду установленного образца сотрудникам АЗК, осуществляющим производство и реализацию пищевой продукции; 5) организовать производственный контроль (в том числе лабораторный) за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятии общественного питания быстрого обслуживания в соответствии с утвержденной руководителем программой производственного контроля,
- от 28.08.2017 N 1372/2, согласно которому заявителю в срок до 30.10.2018 необходимо:
1) обеспечить наличие на АЗК товаросопроводительных документов на все поступающие пищевые продукты и продовольственное сырье, находящиеся в обращении;
2) промаркировать емкости для сбора пищевых отходов на АЗК N 413;
3) обеспечить наличие в морозильной камере для хранения полуфабрикатов прибора для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов на АЗК N 413;
4) разработать, внедрить и обеспечить поддержание процедур обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевых продуктов, основанных на принципах ХАССП,
- от 28.08.2017 N 1372/3, согласно которому заявителю в срок до 27.10.2018 необходимо:
1) организовать доведение до потребителей информации о реализуемой и изготовляемой продукции на АЗК N 415, N 413 в соответствии с требованиями пунктами 12, 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N1036 (далее - Правила N1036).
Не согласившись с вынесенными предписаниями, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив отзыв на жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в Главе 24 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из совокупного анализа вышеприведенных норм АПК РФ судом первой инстанции установлено, что положениями АПК РФ предусмотрена возможность признания ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными, при этом, возможность отмены арбитражным судом названных ненормативных правовых актов, решений в АПК РФ не предусмотрена.
В пункте 1 части 1 статьи 150 АПК РФ установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу в части требований об отмене предписаний административного органа.
Что касается требования заявителя о признании незаконными предписаний управления от 28.08.2017 N 1372/1, N1372/2 и N1372/3, то, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
В соответствии с частью 7 статьи 46 названного Закона к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 40 Закона N 2300-1 федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Из пункта 3 этой же статьи следует, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Закона N 294-ФЗ.
В свою очередь названный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Данным законом установлен, в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет в том числе надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (пункты 5.1, 5.1.1 Положения).
Согласно пункту 23 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 16.07.2012 N 764 (далее - Административный регламент), исполнение государственной функции включает в себя в том числе следующую административную процедуру - принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Указанная административная процедура включает выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (пункт 68 Административного регламента).
Как установлено арбитражным судом из материалов дела, заявитель осуществляет розничную торговлю пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, деятельность по изготовлению и реализации продукции из полуфабрикатов.
Следовательно, заявитель в силу положений статей 2, 11, 17 Закона N 52-ФЗ обязан соблюдать требования санитарных правил.
В свою очередь, согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий (часть 1 статьи 22 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31 введены в действие санитарные правила СП 2.3.6.1079-01, которые разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.
Согласно пункту 5.2 СП 2.3.6.1079-01 набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм.
Мытье кухонной посуды производят в двухсекционных ваннах в следующем порядке: механическая очистка от остатков пищи; мытье щетками в воде с температурой не ниже 40 град. C с добавлением моющих средств; ополаскивание проточной водой с температурой не ниже 65 град. C; просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках, стеллажах (пункт 6.16 СП 2.3.6.1079-01).
Пунктом 9.1 СП 2.3.6.1079-01 установлено, что предприятиями общественного питания ежедневно проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий. При этом указывается время изготовления продукта, его наименование, результаты органолептической оценки, включая оценку степени готовности, время разрешения на раздачу (реализацию) продукции, Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку.
В соответствии с пунктом 13.4 СП 2.3.6.1079-01 работники организации обязаны работать в чистой санитарной одежде и менять ее по мере загрязнения.
Согласно пункту 13.5 СП 2.3.6.1079-01 ежедневно перед началом смены в холодном, горячем и кондитерском цехах, а также в организациях, вырабатывающих мягкое мороженое, медработник или другие ответственные лица проводят осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний, а также у работников, занятых приготовлением, порционированием и сервировкой блюд, их раздачей. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе в этих цехах не допускаются.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Согласно пункту 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 16 ТР ТС 021/2011 отходы в соответствии с категорией должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости.
Пунктом 2 статьи 15 ТР ТС 021/2011 определено, что технологическое оборудование, если это необходимо для достижения целей настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, должно быть оснащено соответствующими контрольными приборами.
Из материалов дела усматривается, что в ходе контрольных мероприятий административным органом было выявлено, что в нарушение указанных норм права обществом не оборудовано помещение на АЗК моечными ваннами с подводкой холодной и горячей воды для обработки инвентаря, а также производственного оборудования; не организован ежедневный органолептический контроль качества готовых блюд на АЗК, а также ежедневный осмотр сотрудников АЗК, осуществляющих производство и реализацию пищевой продукции, на гнойничковые заболевания, не оформлен журнал осмотра; операторы-кассиры работают с полуфабрикатами при приготовлении блюд не в санитарной, а в специальной фирменной одежде, не организован производственный контроль (в том числе лабораторный) за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятии общественного питания быстрого обслуживания в соответствии с утвержденной руководителем программой производственного контроля, отсутствуют на АЗК товаросопроводительные документы на все поступающие пищевые продукты и продовольственное сырье, находящиеся в обращении, не промаркированы емкости для сбора пищевых отходов на АЗК N 413, в морозильной камере для хранения полуфабрикатов отсутствовал прибор для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов, а также не разработано, внедрено и обеспечено поддержание процедур обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевых продуктов, основанных на принципах ХАССП.
Соответственно вывод административного органа о наличии в действиях заявителя нарушений статьи 22 Закона N 29-ФЗ, пунктов 5.2, 6.16, 9.1, 13.5, 13.4 СП 2.3.6.1079-01, а также пункта 3 статьи 5, пункта 3 статьи 16 и пункта 2 статьи 15 ТР ТС 021/2011.
Кроме того, на основании пункта 2 статьи 1 Закона N 2300-1 Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Во исполнение указанной нормы утверждены Правила N 1036, пунктом 3 которых предусмотрено, что услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно пункту 12 этих Правил исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна содержать, в частности, фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов); обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1036 информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.
Из материалов дела усматривается, что информация о реализуемой продукции (хот-доги (френч-дог, гриль-дог), гамбургеры, напитки (горячий шоколад, кофе эспрессо, чай в ассортименте), размещенная для потребителей в меню, не содержит сведения о продукции - не указаны в полном объеме входящие в ее состав основные рецептурные компоненты, пищевая и энергетическая ценность (химический состав и калорийность)
Соответственно вывод административного органа о нарушении обществом пунктов 12, 13 Правил N 1036, также является правильным.
Факт допущенных обществом нарушений подтверждается актом проверки N 1372 от 28.08.2017 (том 1, л.д. 23-47), протоколом N 1/1372 ТТР осмотра принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01.08.2017 (том 1, л.д. 107-110), постановлениями о назначении административных наказаний (том 2, л.д. 45-52), а также имеющимися в деле фотоматериалами.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в признании незаконными предписаний от 28.08.2017 N 1372/1, N1372/2 и N1372/3.
Делая данный вывод, суд апелляционной инстанции также руководствуется следующим.
Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст введен в действие ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) понимается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В силу пункта 3.5 ГОСТ 30389-2013 предприятием быстрого обслуживания является предприятие (объект) питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.
Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст был введен в действие ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения.
В пункте 41 ГОСТ 31985-2013 установлено, что услугой общественного питания (индустрии питания) является результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Согласно пункту 42 ГОСТ 31985-2013 под исполнителем услуги общественного питания понимается предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.
Из анализа приведенных норм права, представленных в материалы дела доказательств, в том числе, пояснительной записки заявителя от 22.08.2017, фотографических изображений, договоров поставки сопутствующих товаров для последующей продажи на АЗК/С N 0859417/0293Д от 27.02.2017, N 0859416/060216 от 03.05.2016, N0859416/1350Д от 22.10.2016, акта проверки N1372 от 28.08.2017, бракеражного журнала пищевой продукции, журнала термической обработки полуфабрикатов, журнала ведения и учета температурного режима холодильника "Сибилла", ведомости изготовления продукции, следует, что, фактически, заявитель оказывает услуги общественного питания, как предприятие быстрого обслуживания, реализуя узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, в том числе, из полуфабрикатов высокой степени готовности. Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, в материалы дела не представлены.
В связи с этим вывод суда о нарушении заявителем действующего законодательства в области организации оказания услуг общественного питания и, как следствие, о наличии оснований для выдачи заявителю оспариваемых предписаний является правильным.
Доводы заявителя об обратном, коллегией отклоняются, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не было заблаговременно и надлежащим образом извещено о начале проведения проверки, судебная коллегия признает безосновательным, в силу следующего.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Как следует из акта проверки от 28.08.2017 N 1372, основанием для проведения плановой выездной проверки являлось распоряжение административного органа от 27.07.2017 N 1372.
Между тем, из материалов дела усматривается, что ранее в адрес общества было направлено распоряжение о начале проведения плановой выездной проверки от 26.06.2017 N 104.
Данное распоряжение не отменено, не оспорено и не признано в установленном законом порядке незаконным.
При этом, в материалы настоящего дела представлена копия почтового уведомления о вручении почтового отправления (том 1, л.д. 100), согласно которому распоряжение о начале проведения плановой выездной проверки было вручено заявителю 13.07.2017.
Ссылка общества на то, что распоряжение о начале проведения плановой выездной проверки от 26.06.2017 N 104 не могло являться основанием для назначения проверки, поскольку оно не соответствует требованиям, установленным Законом N 294-ФЗ, признается коллегией несостоятельным.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе о проведении проверки указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения.
В распоряжение о начале проведения плановой выездной проверки от 26.06.2017 N 104 (том 1, л.д. 98-99) действительно не определен конкретный предмет проводимой проверки (предмет проверки сформулирован как "проверка обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей в отношении общества").
Вместе с тем, отсутствие конкретного предмета проверки не свидетельствует о невозможности использования результатов проверки (документов, составленных по результатам проверки).
Во-первых, распоряжение о проведении проверки содержит цели и задачи проверки.
Во-вторых, в соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ не могут являться доказательством нарушения обязательных требований только такие результаты проверки, которые отнесены статьей 20 указанного Закона к категории грубых.
В данном случае названное обществом нарушение не является грубым, а, следовательно, не может быть принято в качестве основания для признания оспариваемых предписаний незаконными.
Кроме того, перечень соответствующих нарушений, признаваемых грубыми, приведенный в части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, является исчерпывающим, и не предусматривает такого основания, как проведение соответствующих проверочных мероприятий в части, лицами, не включенными в распоряжение.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что предписания административного органа от 28.08.2017 N 1372/1, N1372/2 и N1372/3 не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании их недействительными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2018 по делу N А51-25373/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.