город Ростов-на-Дону |
|
07 мая 2018 г. |
дело N А32-35320/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2017 по делу N А32-35320/2017, принятое судьей Хмелевцевой А.С.
по заявлению открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "АТЭК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ КК) о признании недействительным предписания от 12.07.2017 N 000125.
Решением от 01.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АТЭК" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги может быть принято только при изменении способа управления многоквартирным домом или при выборе управляющей организации. В данном случае собственниками было принято решение об избрании способа управления МКД и создании ТСЖ, в связи с чем не могло быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг. Таким образом, коммунальная услуга должна быть обеспечена ТСЖ.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От АО "АТЭК" в суд поступили дополнительные пояснения по существу спора.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 26.04.2018. После перерыва судебное заседание продолжено.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в связи обращением гр. Я. на основании распоряжения от 11.05.2017 N 1459 должностными лицами Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в отношении АО "АТЭК" проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что АО "АТЭК" не обеспечено бесперебойное круглосуточное предоставление коммунальной услуги надлежащего качества по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 105 по ул. Красных Партизан в г. Краснодаре.
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом государственной жилищной инспекции Краснодарского края АО "АТЭК" выдано предписание от 12.07.2017 N 000125, в соответствии с которым заявителю необходимо в срок до 07.08.2017 обеспечить устранение выявленных правонарушений.
Считая незаконным предписания жилищной инспекции, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта "а" пункта 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10 Положения N 493).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Пунктом 117 Правил N 354 установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что между АО "АТЭК" и собственниками помещений многоквартирного дома N 105 по ул. Красных Партизан в г. Краснодаре в 2012 - 2013 годах заключены договоры на поставку тепловой энергии, в соответствии с которыми АО "АТЭК" является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в данном доме.
В соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 105 по ул. Красных Партизан в г. Краснодаре, оформленным протоколом общего собрания от 30.05.2015, создано ТСЖ "Красных Партизан,105" для управления данным домом.
Этим же решением определено сохранить прямые договоры между собственниками жилых и нежилых помещений и ресурсоснабжающими организациями, производить оплату за потребленные коммунальные ресурсы (отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроэнергия, канализация) непосредственно ресурсоснабжающим организациям по ранее заключенным договорам.
С 30.06.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Разъясняя положения Федерального закона N 176-ФЗ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в своем письме от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04 "О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг" указало, что в случае принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), в том числе, о сохранении предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО. В этом случае договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключенные РСО и собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах (в том числе путем совершения конклюдентных действий) до принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, продолжают действовать и после изменения способа управления многоквартирным домом и (или) выбора иной управляющей организации. При этом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО, принятое в соответствии с частью 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ, сохраняет сложившиеся договорные отношения между собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме и такими РСО.
АО "АТЭК" неоднократно в адрес ТСЖ "Красных Партизан, 105" направляло письма о необходимости заключения договора поставки тепловой энергии, в связи с созданием ТСЖ "Красных Партизан,105" для управления данным домом.
Несмотря на принятое решение собственниками помещений о сохранении прямых договоров, АО "АТЭК" письмом от 31.08.2016 N 2424/09 уведомило председателя правления ТСЖ "Красных Партизан, 105" о прекращении с 23.10.2016 исполнения обязательств по прямым договорам теплоснабжения, заключенным между собственниками помещений в многоквартирном доме N 105 по ул. Красных Партизан в г. Краснодаре, в том числе заключенных путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
При этом согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 546 и пункту 3 статьи 523 ГК РФ энергоснабжающая организация наделена правом на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения только в одном случае - при неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты полученной энергии.
Таким образом, законом или иным правовым актом не установлено такого основания для одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения, как принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с требованиями подпункта "и" пункта 354 Правил N 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
АО "АТЭК", препятствуя реализации законного права собственников помещений в многоквартирном доме N 105 по ул. Красных Партизан в г. Краснодаре на своевременную оплату отпущенной/принятой тепловой энергии, перестало выставлять платежные документы, в связи с чем образовалась задолженность более чем за два периода, ссылаясь на которую, АО "АТЭК" в последствии ограничило предоставление тепловой энергии в данный дом
В целях исполнения своих обязательств собственники помещений направили в адрес АО "АТЭК" письма от 20.03.2017 и 21.03.2017 о необходимости предоставления платежных документов для оплаты тепловой энергии, однако АО "АТЭК" не ответило на данные письма.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.
Вступившим в законную силу решением Прикубанского райсуда г. Краснодара от 22.08.2017 признан незаконным односторонний отказ АО "АТЭК" от заключенных с собственниками помещений в многоквартирном доме N 105 по ул. Красных Партизан в г. Краснодаре прямых договор на поставку тепловой энергии.
Суд обязал АО "АТЭК" возобновить выставление счетов за потребленную энергию по прямым договорам на поставку тепловой энергии за период с 23.10.2016 без уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно позиции заявителя, ТСЖ обязано заключить договоры энергоснабжения с АО "АТЭК". При этом, общество исходит из того, что решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги может быть принято только при изменении способа управления многоквартирным домом или при выборе управляющей организации.
Как указано ранее, в данном случае собственниками помещений было принято решение об избрании способа управления в виде ТСЖ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя, поскольку действующим законодательством не установлено запрета на принятие собственниками решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при избрании способа управления МКД в виде ТСЖ.
Кроме того, согласно оспариваемому предписанию, АО "АТЭК" должно устранить нарушение в виде приостановления бесперебойного круглосуточного предоставления коммунальной услуги по ГВС собственникам и пользователям помещений в доме по адресу ул. Красных Партизан, 105.
Обязанность ресурсоснабжающей организации по предоставлению собственникам и пользователям помещений в доме коммунальной услуги следует из жилищного законодательства, Правил N 354, ранее заключенных прямых договоров.
При этом, предписанием не установлен способ устранения нарушения.
Таким образом, предписанием АО "АТЭК" не обязывалось заключить договоры с созданным ТСЖ либо продолжить исполнение прямых договоров с собственниками помещений.
Незаконность приостановления бесперебойного оказания коммунальной услуги подтверждена, в том числе решением Прикубанского райсуда г. Краснодара от 22.08.2017.
Наличие обязанности по возобновлению предоставления коммунальной услуги не опровергнута обществом.
При этом, способ возобновления оказания коммунальной услуги, в данном случае не имеет значения для исполнения оспариваемого предписания, направленного на восстановление прав жильцов дома на получение коммунальной услуги надлежащего качества.
Таким образом, предписание Госжилинспекции Краснодарского края от 12.07.2017 N 000125 является законным, поскольку выдано уполномоченным лицом и содержит законные требования.
Судом апелляционной инстанции не установлены предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения требований заявителя по делу.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм жилищного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 01.12.2017 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01 декабря 2017 года по делу А32-35320/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35320/2017
Истец: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края