город Ростов-на-Дону |
|
07 мая 2018 г. |
дело N А32-56539/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Галова В.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
при участии:
от истца: Кондра Е.А. по доверенности от 13.13.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Славянского городского поселения Славянского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 по делу N А32-56539/2017
по иску администрации Славянского городского поселения Славянского района
к индивидуальному предпринимателю Меньшикову Виталию Владиленовичу
о внесении изменений в договор,
принятое в составе судьи Левченко О.С.,
УСТАНОВИЛ:
администрация Славянского городского поселения Славянского района обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Меньшикову Виталию Владиленовичу, в котором просил:
- внести изменения в пункт 2.1 договора купли-продажи от 31.12.2015 N 4562 земельного участка, находящегося в государственной собственности, указав стоимость земельного участка в размере 116 361,24 рублей;
- обязать Меньшикова В.В. провести доплату в сумме 98 907 руб. по договору купли-продажи от 31.12.2015 N 4562 земельного участка, находящегося в государственной собственности;
- обязать Меньшикова В.В. в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить подписанное дополнительное соглашение N 1 от 04.10.2017 к договору купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от 31.12.2015 N 4562 в администрацию.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком на основании договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от 31.12.2015 N 4562 был приобретен земельный участок площадью 34 кв. м с кадастровым номером 23:48:0203012:25, расположенный по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск-на-Кубани, ул. Ковтюха, 4/1, однако в последующем истцом выявлено нарушение требований пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка определения цены земельных участков при заключении указанного выше договора купли-продажи, выразившегося в занижение выкупной цены земельного участка на 98 907 руб., а именно в соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения цены земельных участков, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 марта 2015 года N 226 (в редакции от 10.12.2015) "в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений... цена таких земельных участков определяется в размере их кадастровой стоимости". Однако в договоре купли-продажи цена выкупа была установлена в размере десятикратного земельного налога на единицу площади земельного участка в соответствии с редакцией названного постановления, действовавшей на дату подачи заявки о выкупе.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд указал, что права размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка. Суд установил, что отношения сторон по вопросу о выкупе земельного участка сложились 08.12.2015 в период действия абзаца 4 статьи 10 закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" в редакции от 02.07.2014 и цена земельных участков в городе Славянске-на-Кубани определяется в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Суд признал несостоятельными требования в части обязания ответчика внести изменения в договор купли-продажи, поскольку обязательства сторон прекратились, в связи с их исполнением и продавец не вправе требовать увеличения цена проданного имущества.
Администрация Славянского городского поселения Славянского района обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что стоимость участка должна рассчитываться на момент заключения договора в соответствии с Постановлением главы администрации МО г. Краснодар N 1192 от 10.12.2015 и определяется в размере ее кадастровой стоимости. Суд не учел, что выкупная цена земельного участка не согласовывалась сторонами, а была определена в порядке, установленном органом государственной власти, соответственно и изменение такой цены допускается.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечил. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31 декабря 2015 года между администрацией (продавец) и Меньшиковым В.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи N 4562 (далее - договор.) В соответствии с пунктом 1.1 договора продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора, земельный участок площадью 34 кв. м с кадастровым номером 23:48:0203012:25, указанный в кадастровом паспорте участка, прилагаемого к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью, расположенный по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск - на - Кубани, ул. Ковтюха, 4/1, разрешенное использование: для эксплуатации магазина. Категория земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2.1. договора, цена выкупа участка определена на основании Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" и других правовых актов Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования, поселений муниципального образования, на территории которого расположен участок и составляет 17 454,24 рублей.
Оплата по указанному договору была произведена своевременно в объеме, предусмотренном пунктом 2.1. договора.
В соответствии с пунктом 3.5. договор является документом, подтверждающим передачу указанной недвижимости к покупателю без каких-либо иных документов.
В соответствии с пунктом 4.3. все изменения и дополнения к договору действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными лицами. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из договора, будут разрешаться по возможности путем переговоров между сторонами, а при невозможности разрешения споров путем переговоров стороны передают их на рассмотрение в судебном порядке (пункт 5.1. договора).
Переход права собственности по договору купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от 31 декабря 2015 года N 4562, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08 февраля 2016 года за номером 23-23/016-23/016/801/2016-761/1.
Вместе с тем, истец ссылается на то, что в результате проведенного контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Краснодарского края выявлено нарушение требований пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка определения цены земельных участков при заключении указанного выше договора купли-продажи.
Истец указывает на то, что Порядок определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а так же земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края (далее - порядок определения цены) утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 марта 2015 года N 226.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения цены земельных участков (в редакции от 10.12.2015) "в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений... цена таких земельных участков определяется в размере их кадастровой стоимости".
Цену продажи земельного участка с кадастровым номером 23:48:0203012:25, надлежало определять в размере его кадастровой стоимости, равной 116 361,24 руб. Занижение выкупной цены земельного участка составило 98 907 руб.
В соответствии с изложенным выше, в целях устранения указанного выше нарушения, ответчику было предложено, заключить дополнительное соглашение к договору купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от 31 декабря 2015 года N 4562 и провести доплату в сумме 98 907,00 рублей. Почтовым отправлением администрацией направлен в адрес ответчика пакет документов, включающий в себя: уведомление от 09.10.2017 N 01-1429/17-07-10, проект дополнительного соглашения N 1 от 04.10.2017 к договору купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от 31 декабря 2015 года N 4562, квитанцию, на указанную выше сумму доплаты, опись вложения.
Указанное почтовое отправление было получено ответчиком 22 ноября 2017 года, что подтверждается уведомлением о вручении письма с объявленной ценностью.
Поскольку требования администрации предпринимателем оставлены без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящими требованиям в арбитражный суд.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015) предусмотрено предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в частную собственность за плату на основании договора купли-продажи. По общему правилу, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Одним из исключений из названного правила является, предусмотренная подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации возможность продажи без проведения торгов земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, их собственникам с установленными статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенностями. Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений. Исключительность данного права заключается в том, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно пункту 2 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На момент обращения ответчика с заявлением о выкупе земельного участка- 08.12.2015, действовало Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 марта 2015 года N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" в котором в пункте 3.1 приложения к указанному Постановлению указывалось, что, в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений, либо помещений, в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, цена таких земельных участков определяется в следующем порядке: в городских округах, в городских и сельских поселениях - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, но не более кадастровой стоимости земельного участка или иного размера цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
При этом на момент исчисления стоимости в Славянске-на-Кубани на основании решения Совета депутатов Славянского городского поселения Славянского района от 29.10.2014 года N 2 "Об установлении земельного налога" применимй к спорному земельному участку налоговой ставкой была ставка 1,5%. Базой налогообложения согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации выступает кадастровая стоимость земельного участка. Исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 116 361,60 рублей, его выкупная стоимость была определена равной 17 454,24 руб. (116 361,60 х 10 х 1,5%).
Администрация в своем исковом заявлении и апелляционной жалобе ссылается на то, что стоимость участка должна рассчитываться на момент заключения договора (согласно постановлению главы администрации муниципального образования город Краснодар от 10.12.2015 N 1192 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края").
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2015 N 1192 вступившим в силу 11.12.2015 пункт 3.1 названного Порядка изложен в следующей редакции:
"3.1. В случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации цена таких земельных участков определяется в размере их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, на которых расположены здания, сооружения, цена за которые определяется в следующем порядке:
в городе Краснодаре - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, но не более кадастровой стоимости земельного участка или иного размера цены земельного участка, если он установлен федеральным законом;
в городских округах, в городских и сельских поселениях - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, но не более кадастровой стоимости земельного участка или иного размера цены земельного участка, если он установлен федеральным законом".
Таким образом, примененная к ответчику ставка сохранилась только для участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, к каковым участок ответчика не относится.
Ссылаясь на указанное обстоятельство, а также на факт принятия постановления о выкупе и заключения договора купли-продажи 31.12.2015, истец полагает, что участок надлежало продать ответчику по кадастровой стоимости.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно указал на то, что цена выкупа подлежит определению на момент обращения ответчика с заявлением о выкупе.
Так, в Определении Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 14-КГ17-12 прямо указано, что обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением. Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. При этом выраженная Верховным Судом Российской Федерации по указанному вопросу правовая позиция является стабильной и неоднократно поддерживалась ранее (см. например: Определения Верховного Суда РФ от 14.09.2016 N 301-ЭС16-10934 по делу N А11-7856/15; от 11.03.2016 N 305-ЭС16-546 по делу N А41-31667/2015; от 10.03.2017 N 310-КГ17-478 по делу N А64-7977/2015; от 22.08.2016 N 370-ПЭК16 по делу N А41-44783/2014; от 16.12.2016 N 309-ЭС16-17621 по делу N А50-26614/2015).
Соответственно суд апелляционной инстанции отклоняет приведенные в апелляционной жалобе доводы о неверном применении норм материального права судом первой инстанции.
Выкупная цена земельного участка правомерно была рассчитана исходя из кадастровой стоимости и формулы расчета выкупной цены, установленных на дату подачи заявления в следующем порядке: 116 361,60 рублей х 10 х 1,5% = 17 454,24 рублей.
Соответственно правомерно отклонены судом первой инстанции требования об обязании ответчика внести изменения в договор купли-продажи путем подписания дополнительного соглашения и произвести доплату выкупной цены в размере 98 907 руб.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 по делу N А32-56539/2017 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56539/2017
Истец: Администрация Славянского городского поселения Славянского района
Ответчик: Меньшиков В. В.