г. Хабаровск |
|
07 мая 2018 г. |
А73-700/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Звезда Экватора": Азарниной И.В., представителя по доверенности от 02.11.2017 (сроком на 3 года); Азарнина С.А., представителя по доверенности от 02.11.2017 сроком на 3 года);
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Пестовой А.В., представителя по доверенности от 09.01.2018 N 09/02 (сроком по 31.12.2018);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 16.02.2018
по делу N А73-700/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Звезда Экватора" (ОГРН 1172724014099, ИНН 2724221590)
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053)
о признании незаконными решений об отказе в принятии лесных деклараций, изложенных в письмах от 27.12.2017 N 02-19/17436 и N 02-19/17358, об обязании принять указанные декларации
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Звезда Экватора" (далее - заявитель; ООО "Звезда Экватора"; общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами; Управление; уполномоченный орган) о признании незаконными решений от 27.12.2017 N 02-19/17436 об отказе в принятии лесной декларации от 19.12.2017 N 63 и решения от 27.12.2017 N 02-19/17358 об отказе в приеме лесной декларации от 19.12.2017 N 58; об обязании Управления принять лесные декларации общества от 19.12.2017 N 63, N 58.
Решением суда от 16. 02.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме: оспариваемые решения Управления признаны незаконными с обязанием последнего принять рассматриваемые лесные декларации общества от 19.12.2017 N 63, N 58.
Суд пришел к выводу о том, что Управление, при отказе в приеме деклараций N 58, N 63, не доказало несоответствие поданных деклараций Проекту освоения лесов, поскольку декларируемый объем рубки (декларация N 63) и форма рубки (выборочная, добровольно-выборочная) соответствует и не противоречит данному Проекту, а декларируемая лесосека N 10 (декларация N 58) находится в выделе где допускается сплошная форма вырубки пород деревьев с сохранением подроста.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление лесами обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы, утверждает о том, что: суд первой инстанции не применил пункты 4.1, 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 к лесной декларации N 63, пункт 20 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.10.2010 N485 к лесной декларации N 58; отказы Управления в приеме лесных деклараций являются обоснованными и полностью соответствуют порядку и принципам Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Вместе с апелляционной жалобой в суд поступили, в том числе экземпляры писем Амурского территориального управления Росрыболовства от 01.03.2018 N 04-27/1216, Главрыбвода от 28.02.2018 N 02-12/389.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, общество доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, устно ходатайствовала о приобщении к материалам дела вышеуказанных экземпляров писем.
Представители ООО "Звезда Экватора" отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, возражали против приобщения дополнительных документов к материалам дела.
Рассмотрев ходатайство представителя Управления, арбитражный суд апелляционной инстанцией, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит уважительных причин для приобщения таких документов к материалам настоящего дела, в связи с чем определил: отказать в удовлетворении такого ходатайства, экземпляры вышеуказанных писем возвратить представителю Управления в зале судебного заседания.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, общество является арендатором лесного участка площадью 55450 га, расположенного на территории Кур-Урмийского лесничества, который в соответствии с договором аренды лесного участка от 19.01.2011 N 0776/2011 предоставлен Правительством Хабаровского края в целях заготовки древесины на срок 25 лет ЗАО "ФПК "Харон-Холдинг", правопреемниками которого являются ООО "НПОБФХФК "РОД" и ООО "Звезда Экватора"; в соответствии с условиями договора арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
19.12.2017 общество представило в Управление лесами лесные декларации N 63, N 72, N 58 заявив, что в период с 31.12.2017 по 30.12.2018 намеревается использовать леса для заготовки объемов древесины в соответствующих кварталах и расчетных лесосеках, и приложив, в том числе: объем использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы (приложение N 1); общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в 2017 - 2018 гг. (приложение N 3); схема размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры в 2017 - 2018 гг. (приложение N 4).
Письмом от 27.12.2017 N 02-19/17436 Управление лесами отказало обществу в принятии лесных деклараций N 63, N 72, по причине их несоответствия Проекту освоения лесов и Порядку заполнения и подачи лесной декларации, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17, а именно: В приложении N 1 к лесным декларациям неверно заполнена графа "Форма рубки" - в соответствии с Порядком в графе "Форма рубки" указывается: сплошная или выборочная рубка; декларируемый объем рубки лесных насаждений на лесосеке N 3 в лесной декларации N 63 не соответствует запасу предусмотренному к вырубке проектом освоения лесов; декларируемый объем рубки в выделе 2 квартала N 360 Урмийского участкового лесничества составляет 261 м3, а в соответствии проектом освоения лесов (таблица 6.4,1 к проекту освоения лесов) предусмотренный к вырубке запас в данном выделе составляет 576 м3.
Площадь декларируемой лесосеки в лесной декларации N 72 не соответствует площади выдела, в котором она декларируется (таблица 6.4.1 к проекту освоения лесов); в рубку назначена часть выдела; площадь декларируемой лесосеки N 2 в выделе 27 составляет 9,4 га (при площади выдела 42 га); в соответствии с пунктом 19 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 - лесотаксационные выделы отводятся в рубку полностью, если их площадь не превышает предельные (максимальные) размеры лесосек, установленные настоящими Правилами.
Письмом от 27.12.2017 N 02-19/17358 Управление лесами отказало обществу в принятии лесной декларации N 58 по причине ее несоответствия проекту освоения лесов, а именно: декларируемая лесосека N 10 со сплошной формой рубки расположена в прибрежной защитной полосе водотока, что противоречит подразделу 5.2 проекта освоения лесов; при использовании лесного участка обществом не учитываются Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденные приказом Рослесхоза от 14.10.2010 N 485.
Не согласившись с данными решениями Управления в части отказа в приеме лесных деклараций N 63, N 58 общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу частей 1, 8, 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом, правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду; порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок N 17) (согласно приложению 1), форма лесной декларации (согласно приложению 2) утверждены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17, и по этому Порядку в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период (абзац 1 пункта 3 Порядка N 17).
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
В пункте 6 Порядка N 17, пункте 2.8 Административного регламента, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 24.12.2012 N 124 (далее - Административный регламент) содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятия лесной декларации, а именно: несоответствие лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов, недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации.
По материалам дела основанием для отказа в приеме лесной декларации N 63 послужили в том числе, выводы Управления лесами о том, что в представленной лесной декларации в нарушение Порядка N 17 в приложении N 1 к лесной декларации неверно заполнена графа "Форма рубки" - в соответствии с Порядком N 17 в графе "Форма рубки" указывается: сплошная или выборочная рубка, а в приложении N 1 указано - выборочная, добровольно выборочная.
В силу пункта 32 Правил заготовки N 474 рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок; заготовка древесины осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования (пункт 33 Правил).
Правила заготовки N 474 предусматривают следующие выборочные рубки: добровольно-выборочные рубки (пункт 36), группово-выборочные рубки (пункт 37), равномерно-постепенные рубки (пункт 38), группово-постепенные (котловинные) рубки (пункт 39), длительно-постепенные рубки (пункт 40), чересполосные постепенные рубки (пункт 41).
В соответствии с пунктом 12 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 (далее- приказ Рослесхоза N 69), подраздел "Заготовка древесины" содержит ведомость лесотаксационных выделов, где проектируется заготовка древесины (приложение N 27), согласно которому в ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, указываются следующие сведения: лесничество, участковое лесничество; N квартала; N выдела; преобладающая порода; площадь выдела (га); запас на выделе и в среднем на 1 га; форма, вид рубки; вырубаемый запас; % выборки (для выборочных рубок); рекомендуемые способы лесовосстановления.
Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины приведена в Проекте освоения лесов от 07.11.2016 в таблице 6.4.1.; согласно названной ведомости, рубка в выделе N 2 квартала N 360 в Кур-Урмийском лесничестве Урмийского участкового лесничества запроектирована (страница 144 проекта), где в графе 8 указана форма рубки: "выборочная, добровольно-выборочная".
В этой связи, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что форма рубки "выборочная, добровольно-выборочная", указанная в графе 10 приложения N 1 лесной декларации соответствует и не противоречит Проекту освоения лесов.
Также правомерно отклонены судом первой инстанции выводы Управления лесами о том, что декларируемый объем рубки лесных насаждений на лесосеке N 3 не соответствует запасу, предусмотренному к вырубке проектом освоения лесов; декларируемый объем рубки в выделе 2 квартала N 360 Урмийского участкового лесничества по лесной декларации N 63 составляет 261 куб. м., а в соответствии с Проектом освоения лесов (таблица 6.4.1) предусмотренный к вырубке запас в данном выделе составляет 576 куб. м., поскольку данный вывод в оспариваемом отказе не имеет нормативного обоснования.
Кроме того, как верно отмечено судом, рассматриваемые объемы заготовки на лесосеках не превышают (находятся в пределах) вырубаемого запаса на выделе.
В соответствии с пунктами 18,19 Правил заготовки, в целях заготовки древесины лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
Таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение количественных и качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных и чересполосных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку; в случае, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по количеству заготовленной древесины (пункт 27 Правил заготовки).
Согласно пунктам 18, 19, 27 - 29, 36, 37 Правил заготовки конкретный объем изъятия по каждой конкретной лесосеке определяется на стадии подачи лесной декларации и определяется по породам по данным натурной таксации лесосек после обозначения их границ на местности; до обозначения границ лесосек на местности определить количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, невозможно.
По пункту 37 Правил заготовки древесины заготовки при добровольно-выборочных рубках равномерно по площади вырубаются в первую очередь поврежденные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья, при условии обеспечения воспроизводства древесных пород, сохранения защитных и средообразующих свойств леса; полнота древостоя после проведения данного вида выборочных рубок лесных насаждений не должна быть ниже 0.5.
Следовательно, параметры выборочной рубки проектируются исходя из того, чтобы после рубки иметь полноту на выделе - не ниже 0,5 ("не ниже" означает предельное минимальное значение) - для соблюдения этого параметра, в проекте освоения лесов (таблица 6.4.1.) установлен процент выборки на выделе (графа 10), исходя из которого, с учетом общего запаса на выделе согласно таксационному описанию (графа 7), определяется вырубаемый запас, то есть, предельный объем изъятия на всем выделе (графа 9).
Из сведений, отраженных в Проекте освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины на территории Кур- Урмийского лесничества, утвержденного Приказом Управления лесами от 07.11.2016 N 1072П, следует, что в таблице 6.4.1 "Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины" отражены следующие сведения: графа 1 - наименование лесничества, участкового лесничества; графа 2 - N квартала; графа 3 - N выдела; графа 4 - преобладающая поросль; графа 5 - площадь, га; графы 6 и 7 - запас, м3 на 1 га и на выделе; графа 8 - форма, вид рубки; графа 9 - вырубаемый запас, м3; графа 10 - % выборки (для выборочной рубки); графа 11 - рекомендуемые способы лесовосстановления.
Какие-либо сведения о средних объемах заготовки на одном гектаре и/или о максимальных или минимальных ограничений по объемам заготовки на одном гектаре в таблице 6.4.1 Проекта освоения лесами не отражены.
Таким образом, верен вывод суда первой инстанции о том, что задекларированный обществом объем заготовки находится в пределах данного запаса (не превышает его), а, следовательно, соответствует проекту освоения лесов, значит Управление лесами не доказало обоснованность выводов о том, что лесная декларация N 63 не соответствует Проекту освоения лесов.
Основанием для отказа в приеме лесной декларации от 19.12.2017 N 58 согласно письму от 27.12.2017 N 02-19/17358 послужили выводы Управления лесами о том, что декларируемая лесосека N 10 со сплошной формой рубки расположена в прибрежной защитной полосе водотока, что противоречит подразделу 5.2 Проекта освоения лесов; обществом не учитываются Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденные Приказом Рослесхоза от 14.10.2010 N 485 (далее - Приказ N 485).
В соответствии с пунктом 1 части статьи 104 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса.
Приказом Рослесхоза N 485 установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений (пункт 20).
Согласно пункту 21 Приказа N 485 в лесах, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются выборочные рубки лесных насаждений очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирование и сохранение сложных, преимущественно разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих водоохранные функции.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, не допускается проведение реконструкции малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки.
Вывод Управления лесами о том, что декларируемая лесосека N 10 расположена в прибрежной защитной полосе водотока реки Малый Ян, обосновано отклонен арбитражным судом, поскольку данный вывод опровергается сведениями таблицы 5.1.1 Проекта освоения лесов, в которой конкретный квартал, где расположена речка Малый Ян, вместе с тем в этой же таблице речка Малый Ян указана между кварталами 403 и 404, что не имеет отношения к кварталу 338, где находится лесосека N 10.
Как установлено судом, в таблице 5.1.1 Проекта освоения лесов указано, что в квартале 338 расположены 3 ручья, в том числе: 1) протяженностью 2,2 км., длина водотока 2,4 км., ширина водоохранной зоны - 50 м.; 2) протяженностью 1,3 км., длина водотока 2,1 км., ширина водоохранной зоны - 50 м.; 3) протяженностью 1,3 км., длина водотока 3,8 км., ширина водоохранной зоны - 50 м.
Вместе с тем, по общей схеме расположения мест проведения работ (приложение N 3) к лесной декларации N 58 и иным обзорным схемам Проекта освоения лесами невозможно с точностью установить конкретные места расположения этих ручьев в квартале 338.
Согласно таблице 6.4.1 - Ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, в квартале 338, выдел 5, площадь выдела 53 га, вырубаемый объем 8862 м3, допускается сплошная форма вырубки пород деревьев, с сохранением подроста; в этой же таблице указаны и другие выделы (1-3, 6, 9, 12, 15, 17, 18, 21, 24, 25) в квартале 338, где также допускается сплошная и выборочная рубка.
В рассматриваемом спорном случае, лесосека N 10, площадью 15,2 га, находится в выделе N 5 квартала 338, в котором допускается сплошная форма вырубки пород деревьев, с сохранением подроста.
Таким образом, лесосека задекларирована в соответствии с проектом освоения лесов, следовательно, у Управления лесами отсутствовали законные основания для отказа в принятии лесной декларации общества от 19.12.2017 N 63, N 58.
На основании изложенного выше, суд первой инстанции пришел к верным выводам о том, что Управление лесами в порядке части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало соответствие оспариваемых решений от 27.12.2017 N 02-19/14414, N 02-19/17358 об отказе в принятии лесных деклараций от 19.12.2017 N 63, 58 требованиям лесного законодательства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы были исследованы в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
На этом основании, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При данных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 февраля 2018 года по делу N А73-700/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.