г. Санкт-Петербург |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А56-70701/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: Кудрящова О.А., по доверенности от 02.11.2017
от ответчика: не явился, извещен
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3232/2018) СПб ГБУЗ "КВД N 10 - Клиника дерматологии и венерологии" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2017 по делу N А56-70701/2017 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению СПб ГБУЗ "Кожно-венерологический диспансер N 10 - Клиника дерматологии и венерологии"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) ООО "Мерлион технологии", 2) ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
об оспаривании решения
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер N 10 - Клиника дерматологии и венерологии" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 08.06.2017 по делу N 44-2389/17 о нарушении законодательства о закупках.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Мерлион технологии" (далее - ООО "Мерлион технологии", Общество) и закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее- ЗАО "Сбербанк - АСТ").
Решением суда от 14.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение указывая, что аукционная комиссия правомерно отказала ООО "Мерлион технологии" в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку заявка Общества не содержала наименование программного продукта (результата интеллектуальной деятельности), лицензионный договор на который предоставляется ООО "Мерлион технологии", в связи с чем просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители УФАС и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 18.05.2017 размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку серверов с предустановленным программным обеспечением, источника бесперебойного питания и сетевого модуля для нужд СПБ ГБУЗ "КВД N 10 - Клиника дерматологии и венерологии" (Заказчик) в 2017 году (извещение N 0372200009117000025), начальная (максимальная) цена контракта - 1 747 845,90 руб.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу Общества (вх. от 01.06.2017 вх.N 13605-ЭП/17) на действия аукционной комиссии заказчика, а также в результате проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), признала жалобу Общества обоснованной, установила нарушение в действиях аукционной комиссии Заказчика части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, о чем 08.06.2017 вынесла решение по делу N44-2389/17.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 33 Закона контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен, в том числе, учитывать, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1);
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно частям 6, 7 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 0372200009117000025-1 от 26.05.2017 Обществу отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям: пункт 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ: в первой части заявок участником закупки не предоставлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ: пп.б п.1.ч.3. статьи 66 Закона N 44-ФЗ в части указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком установлены требования в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из вышеуказанной нормы следует, что информация о товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании указывается в составе первой части заявки только при наличии такой информации.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В первой части заявки Обществом был предложен к поставке товар "Сервер Тип 1", с указанием наименования страны происхождения товара - "Китай"; "Сервер Тип 2", страна происхождения - "Китай"; "Сервер Тип 3", страна происхождения - "Китай"; "Источник бесперебойного питания", страна происхождения - "Китай"; "Сетевой модуль", стран происхождения - "Китай"; "Комплект лицензий", страна происхождения - "Ирландия".
В составе первой части заявки участник выразил согласие на поставку товаров, предусмотренных документацией об аукционе, а также предоставил конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, соответствующие значениям, установленным заказчиком в документации, а также сведения о наименовании страны происхождения товара, что является достаточным в силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Общество также подтвердило совместимость оборудования и наличие лицензии.
Учреждение не отрицает, что фактически его замечания к неуказанию точного наименования программного продукта (лицензии) вызваны необходимостью совместимости с предлагаемой к поставке операционной системой.
В заявке в отношении характеристики Комплекта лицензий Общество указало значение и наименование параметра, подтвердило наличие совместимости с серверной операционной системой.
Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации не установлена для юридического лица или индивидуального предпринимателя обязанность регистрации товарного знака, знака обслуживания и так далее.
Следовательно, первая часть заявки ООО "Мерлион технологии" соответствует требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
Учреждением не представлено доказательств того, что представленные Обществом товары имеют зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки (их словесные обозначения), знаки обслуживания, фирменные наименования и так далее.
Ввиду вышеизложенного аукционная комиссия нарушила требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку отклонила первую часть заявки, которая содержала конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
В этой связи с выводом суда первой инстанции об отсутствии у аукционной комиссии заказчика оснований для отказа Обществу в допуске к участию в электронном аукционе следует согласиться, следовательно, в действиях аукционной комиссии заказчика усматривается нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в результате проведения проверки Управлением установлены следующие нарушения.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), установлен Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление).
В данный Перечень включены, в том числе, следующие коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.20.15.000 Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода.
Согласно извещению о проведении рассматриваемой закупки предметом закупки являются товары, включенные в вышеуказанные коды.
Между тем извещение не содержит информацию об ограничениях допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением.
Таким образом, действия заказчика, не установившего в документации об аукционе в соответствии с Постановлением ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В указанной части нарушений апелляционная жалоба возражений не содержит.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2017 по делу N А56-70701/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.