г. Челябинск |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А34-235/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.02.2018 по делу N А34-235/2018 (судья Саранчина Н.А.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Товариществу собственников жилья "МАРТ-15" (далее - заинтересованное лицо, ТСЖ "МАРТ-15", товарищество) о взыскании штрафных санкций за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 3000 руб. за отчетные периоды апрель, май, июнь 2016 года, в связи с истечением срока для добровольного исполнения требований от 25.07.2017 N 055S01170132240, от 25.07.2017 N 055S01170132314 и от 25.07.2017 N 055S01170132241.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что товариществом исходные сведения о застрахованных лицах за отчетные периоды - апрель, май, июнь 2016 года представлены 20.05.2016, 09.06.2016, 11.07.2016. Впоследствии заинтересованным лицом по указанным периодам были представлены не отменяющие, а дополняющие формы СЗВ-М, в которых содержались сведения о лицах, не указанных в первоначальной отчетности. Таким образом, Управление полагает, что товариществом изначально были представлены неполные сведения за апрель, май, июнь 2016 года, в связи с чем, к страхователю должны быть применены финансовые санкции. Кроме того, при проверке формы, представленной за май 2016 года, была обнаружена ошибка в указании сведений в отношении одного застрахованного лица, о чем страхователю направлено уведомление в протоколе проверки отчетности. Между тем, заинтересованным лицом данная ошибка в двухнедельный срок исправлена не была, в связи с чем Управление указывает на то, что в отношении данного лица страхователем также представлены недостоверные сведения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет; в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "МАРТ-15" является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
20.05.2016 ТСЖ "МАРТ-15" представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период апрель 2016 года, 09.06.2016 представил сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период май 2016 года, 11.07.2016 - за отчетный период июнь 2016 года, (л.д. 28, 33, 35).
11.07.2016 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за апрель 2016 года, 19.07.2016 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за май 2016 года, 25.07.2016 представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июнь 2016 года (л.д. 32, 34, 36).
Управлением проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель, июнь 2016 года по форме отчетности СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчётные периоды, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётные периоды апрель, июнь 2016 года, направленные 11.07.2016, 25.07.2016 являются неполными (не представлены сведения на четырех застрахованных лиц за отчетный период апрель 2016, не представлены сведения на одно застрахованное лицо за отчетный период июнь 2016).
При проверке представленной страхователем отчётности за май 2016 Фондом обнаружена ошибка в написании имени одного застрахованного лица. Данная ошибка отражена в протоколе проверки отчетности страхователя от 10.06.2016, который был направлен страхователю в электронном виде (л.д.21). Для устранения обнаруженной ошибки Фондом был установлен двухнедельный срок с момента получения уведомления.
19.07.2016, страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за май 2016 года с исправлением указанной ошибки (л.д.34).
Управлением проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за май 2016 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период май 2016 года, направленные 09.06.2016, недостоверны.
По результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М за апрель 2016 года Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.05.2017 N 055S18170001732.
По результатам рассмотрения акта Управлением 04.07.2017, в отсутствие представителя ТСЖ "МАРТ-15", извещенного надлежащим образом, вынесено решение N 055S19170001857 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 в виде штрафа в размере 2000 руб.
По результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М за май 2016 года Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.05.2017 N 055S18170001733.
По результатам рассмотрения акта Управлением 04.07.2017, в отсутствие представителя ТСЖ "МАРТ-15", извещенного надлежащим образом, вынесено решение N 055S19170001859 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 в виде штрафа в размере 500 руб.
По результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М за июнь 2016 года Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.05.2017 N 055S18170001735.
По результатам рассмотрения акта Управлением 04.07.2017, в отсутствие представителя ТСЖ "МАРТ-15", извещенного надлежащим образом, вынесено решение N 055S19170001861 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 в виде штрафа в размере 500 руб.
25.07.2017 Управлением ТСЖ "МАРТ-15" выставлены требования N 055S01170132240, N 055S01170132314, 055S01170132241 об уплате в срок до 14.08.2017 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 12, 15, 18).
Неисполнение товариществом в добровольном порядке требований об уплате штрафных санкций послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу о том, что страхователем правомерно реализовано право на самостоятельное выявление и исправление изначально неполных сведений, вследствие чего оснований для начисления штрафных санкций не имелось.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016 и действующей рассматриваемый период, (далее - Закон N 27-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, действующей в рассматриваемый период, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Согласно материалам дела, страхователь первоначально представил отчетность формы СЗВ-М за апрель 2016 года 20.05.2016, за июнь 2016 года - 11.07.2016. Согласно протоколам проверки электронного документа, в представленной отчетности Управлением выявлены ошибки в номере СНИЛС застрахованного лица, а также в написании имени одного из застрахованных лиц. Факта неполноты сведений органом Пенсионного фонда не выявлялось.
В связи с выявлением ошибок в поданных сведениях, заинтересованным лицом направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на 4 застрахованных лица за отчетный период апрель 2016 года, на 1 застрахованное лицо за отчетный период июнь 2016 года (л.д.32, 36). Данные документы также приняты Пенсионным фондом.
Факт представления неполных сведений был обнаружен органом Пенсионного фонда только 30.05.2017, о чем составлены акты о выявлении правонарушения (л.д. 10, 16). Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения Пенсионным фондом соответствующих решений о привлечении заинтересованного лица к ответственности. Между тем, Пенсионным фондом уведомлений об устранении неполноты сведений не направлялось, то есть недостоверность представленной в отчетности за апрель и июнь информации до предоставления товариществом дополняющей формы не выявлялась.
При этом, следует отметить, что срок, в течение которого у страхователя имеется право выявить ошибки в отчетности за предыдущие периоды до момента обнаружения данных ошибок органом Пенсионного фонда законодательством не ограничен.
Таким образом, самостоятельное обнаружение ошибок в виде не указания отдельных застрахованных лиц в отчетности и представление дополняющей формы до выявления указанных ошибок органом Пенсионного фондане может служить основанием для привлечения страхователя к ответственности. Первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании законодательства об индивидуальном персонифицированном учете.
Относительно довода Управления о представлении недостоверных сведений за май 2016 года суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно материалам дела, исходные сведения за май 2016 года были представлены товариществом своевременно (09.06.2016). Вместе с тем, указанные сведения содержали ошибку в написании имени застрахованного лица, о чём заявитель уведомил страхователя протоколом проверки электронного документа (л.д. 21).
19.07.2016, то есть по истечению установленного в уведомлении двухнедельного срока, страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчётный период май 2016 года, с исправлением указанной ошибки.
Управление полагает, что поскольку двухнедельный срок на исправление выявленной ошибки был пропущен страхователем, на него накладываются штрафные санкции за представление недостоверных сведений.
Между тем, судом первой инстанции верно отмечено, что часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах. Кроме того, указанные обстоятельства не входят в объективную сторону правонарушения, за которое установлена ответственность частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. С учетом того, что ошибка, выразившаяся в пропуске буквы в имени одного застрахованного лица в представленных сведениях, носила технический характер, сведения на указанное лицо изначально представлены в исходной форме и его возможно идентифицировать, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае данные обстоятельства нельзя расценивать в качестве предоставления страхователем недостоверных сведений в отношении указанного лица.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления товариществу штрафных санкций и, как следствие, оснований для удовлетворения требований заявителя.
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.02.2018 по делу N А34-235/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.