г. Владивосток |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А51-17729/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Уссурийского городского округа
апелляционное производство N 05АП-9505/2017
на решение от 24.11.2017
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-17729/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока" (ИНН 7723356562, ОГРН 1057723007407), действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Уссурийск Спорт Сервис" (ИНН 2511089789, ОГРН 1142511003360)
к Администрации Уссурийского городского округа (ИНН 2511004094, ОГРН 1022500859600)
о признании незаконным отказа управления градостроительства Администрации Уссурийского городского округа, изложенного в письме N 16-01/22/8116 от 22.06.2017;
при участии:
от Администрации Уссурийского городского округа: Сытник Т.В. (по доверенности от 29.12.2017, сроком действия до 31.12.2018, служебное удостоверение); Ашихмина О.С. (по доверенности от 26.12.2017, сроком действия до 31.12.2018, служебное удостоверение);
от АО "Корпорация развития Дальнего Востока": представитель Самусенко Е.А. (по доверенности от 29.12.2017, сроком действия до 31.12.2018, паспорт);
от ООО "Уссурийск Спорт Сервис": представители Вязов С.С. (по доверенности от 10.08.2017, сроком действия на 1 год, паспорт); Скиба М.С. (по доверенности от 10.08.2017, сроком действия на 1 год, паспорт).
В судебное заседание не явилось:
ООО "Регион", о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока", действующее в интересах общества с ограниченной ответственностью "Уссурийск Спорт Сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа управления градостроительства Администрации Уссурийского городского округа, изложенного в письме N 16-01/22/8116 от 22.06.2017, обязании Администрации Уссурийского городского округа заключить с ООО "Уссурийск Спорт Сервис" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:6622 без проведения торгов в течение месяца с момента вступления в силу решения суда.
Определением суда от 02.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Регион".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.11.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация Уссурийского городского округа обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о соответствии разрешенного использования спорного земельного участка с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в противоречие в действующими нормами градостроительного и земельного законодательства. Настаивает на том, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, исходя из целевого назначения и целевого использования, не предназначен для строительства спортивно-оздоровительного комплекса с крытым футбольным манежем и полем общей площадью 5 400 кв.м., тренажерным и фитнес-залом, зоной релаксации (хамамом и финской сауной), детской развлекательной зоной и кафе.
Кроме того, ссылается на то, что строительство объектов, указанных в заявлении ООО "Уссурийск Спорт Сервис" на территории района улиц Чичерина, Сергея Ушакова, Александра Францева, Выгонная, приведенным проектом не предусмотрено. Испрашиваемый обществом земельный участок для строительства микрорайона с развитой инфраструктурой, включающий многоквартирные жилые дома и современный спортивно-оздоровительный комплекс с облагороженной прилегающей территорией полностью налагается на участок, запланированный для строительства дошкольного и общеобразовательного учреждения.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Н.Н. Анисимовой в отпуске на основании определения суда от 23.04.2018 произведена её замена на судью О.Ю. Еремееву.
Общество с ограниченной ответственностью "Регион", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о причине неявки не сообщило. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, провел судебное заседание в отсутствие неявившегося представителя ООО "Регион".
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 23.04.2018 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 26.04.2018 до 10 часов 10 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда http://5aas.arbitr.ru информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просили отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители АО "Корпорация развития Дальнего Востока", ООО "Уссурийск Спорт Сервис" на доводы апелляционной жалобы возразили, решение Арбитражного суда Приморского края считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Уссурийск Спорт Сервис" является резидентом свободного порта Владивосток на основании заключенного 28.04.2017 соглашения N СПВ-173/17 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток.
В соответствии с указанным соглашением резидент реализует новый инвестиционный проект "Создание микрорайона с развитой инфраструктурой, включающий многоквартирные жилые дома и современный спортивно-оздоровительный комплекс с облагороженной территорией в г. Уссурийске" (далее - инвестиционный проект).
Резидент планирует осуществлять деятельность, указанную в пункте 1.3 настоящего Соглашения, на территории земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:6622, расположенном по адресу: г. Уссурийск, ул. Выгонная, д. 5 (пункт 1.4 соглашения).
24.05.2017 ООО "Уссурийск Спорт Сервис" обратилось в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в ведении и (или) собственности органов местного самоуправления муниципальных образований, без торгов по ГСК, нежилыми зданиями, резидентам свободного порта Владивосток, в котором общество просит предоставить земельный участок с кадастровым номером 25:34:017401:6622, расположенный по адресу: г. Уссурийск, ул. Выгонная, д. 5, обшей площадью 114542 кв.м. в аренду без проведения торгов в соответствии с п. 33 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 22.06.2017 N 16-01/22/8116 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:6622 отказано на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении о его предоставлении. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.05.2017 N 25/000/004/2017-35040, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:6622 - многоквартирные жилые дома.
Не согласившись с указанным отказом администрации, Акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока", действующее в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" в интересах ООО "Уссурийск Спорт Сервис", обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
Так, в соответствии с пунктом 33 части 3 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 ЗК ЗФ, в части 1 которой закреплены сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица.
К заявлению прилагаются документы, предусмотренные пунктами 1 и 4-6 части 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
В силу части 5 статьи 39.17 ЗК ЗФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Отказывая ООО "Уссурийск Спорт Сервис" в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:6622, администрация Уссурийского городского округа Приморского края, руководствуясь п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, исходила из того, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении о его предоставлении.
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит его обоснованным в силу следующего.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, при этом для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, при этом разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).
Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 25:34:017401:6622 имеет вид разрешенного использования многоквартирные жилые дома (Ж-4).
Решением Думы Уссурийского городского округа от 30.11.2004 N 104 утверждены Правила землепользования и застройки Уссурийского городского округа.
Градостроительным регламентом зоны застройки многоквартирными жилыми домами (Ж-4) установлено, что к основному виду разрешенного использования в указанной зоне относятся "Многоквартирные жилые дома" с количеством этажей от 6 и более, условно разрешенным видом использования может являться строительство объектов спортивного назначения, к вспомогательным видам разрешенного использования относятся, в том числе, "Стоянки (парковки) автомобилей".
Как следует из заявления о предоставлении земельного участка, спорный участок испрашивается обществом в целях создания микрорайона с развитой инфраструктурой, включающей многоквартирные жилые дома и современный спортивно-оздоровительный комплекс с благоустроенной прилегающей территорией в г. Уссурийске.
В соответствии с соглашением и бизнес-планом, заявителем запланировано строительство трех многоквартирных домов на 240 квартир и спортивно-оздоровительный комплекс: фитнес-зал с зоной релаксации (хамамом и финской сауной), детская развлекательная зона и кафе, а также организация парковки на 100 машинных мест.
Поскольку общество с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка не обращалось, в отношении спорного земельного участка публичная процедура согласования условно-разрешенного вида использования не проводилась, коллегия находит основание для отказа, указанное в оспариваемом решении законным.
То обстоятельство, что после получения оспариваемого отказа в инвестиционное соглашение были внесены изменения, исключающие из инвестиционного проекта строительство спортивного сооружения, не может повлиять на оценку оспариваемого отказа, поскольку ненормативный акт оценивается на дату его принятия.
На дату принятия администрацией оспариваемого решения, обращение общества и инвестиционный проект содержали заявку на строительство многоквартирных домов и спортивно-оздоровительного комплекса.
Далее, для признания недействительным ненормативного правового акта органа государственной власти необходимо в совокупности два условия: несоответствие такого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Исследуя вопрос о нарушении оспариваемым отказом законных прав и интересов заявителя, коллегия суда апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В силу статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (статья 39.3 ЗК РФ).
В частности, пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено заключение договора аренды без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
С заявлением о предоставлении спорного земельного участка без торгов общество обратилось в порядке пункта 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ на основании статуса резидента свободного порта Владивосток.
Действительно, как отмечалось выше, пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
Отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Закона под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
К свободному порту Владивосток относится территория муниципальных образований Приморского края, в том числе Уссурийский городской округ (пункт 1 статьи 4 Закона N 212-ФЗ).
На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности. Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток определяются Правительством Российской Федерации (части 1,4 статьи 6 Закона).
В частности, Постановлением Правительства РФ от 20.10.2015 N 1123 определены следующие критерии:
- реализуется новый инвестиционный проект либо новый вид деятельности;
- объем капитальных вложений не менее 5 млн. руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения юридического лица или ИП в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона N 212-ФЗ заявка на приобретение статуса резидента свободного порта Владивосток должна содержать бизнес-план и сведения, в том числе об адресе земельного участка или иного недвижимого имущества, где планируется к осуществлению заявленная предпринимательская деятельность, а также права и указанное имущество.
По результатам рассмотрения заявки и оценки бизнес-плана управляющая компания принимает решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности или об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности (часть 6 статьи 11 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ под уполномоченным федеральным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ.
Часть 2 указанной статьи Закона устанавливает функции уполномоченного федерального органа, одна из которых выражается в предоставлении по согласованию с наблюдательным советом свободного порта Владивосток земельных участков, находящихся в федеральной собственности, свободных от прав третьих лиц и расположенных на территории свободного порта Владивосток, в целях реализации резидентами свободного порта Владивосток инвестиционных проектов.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что нормы Закона N 212-ФЗ являются специальными по отношению к нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, положения пункта 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ необходимо применять во взаимосвязи с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, в соответствии со специальной процедурой предоставления уполномоченным федеральным органом по согласованию с наблюдательным советом свободного порта Владивосток находящихся в федеральной собственности, свободных от прав третьих лиц и расположенных на территории свободного порта Владивосток земельных участков, в целях реализации резидентами свободного порта Владивосток инвестиционных проектов.
Таким образом, принимая во внимание, что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка именно как резидент свободного порта Владивосток, в целях реализации резидентами свободного порта Владивосток инвестиционных проектов последним могут быть предоставлены только земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и свободные от прав третьих лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Земельный участок с кадастровым номером 25:34:017401:6622, с заявлением о предоставлении которого обратилось общество, не является разграниченной федеральной собственностью. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок с кадастровым номером 25:34:017401:6622 образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 25:34:0174016:455, образованного по постановлению администрации Уссурийского городского округа "Об утверждении документации по планировке территории" N 1970 от 07.12.2010, следовательно, относится к неразграниченной государственной собственности.
Соответственно, спорный участок не может быть предоставлен на преимущественном праве по процедуре, установленной пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Следовательно, у ООО "Уссурийск Спорт Сервис", как у резидента свободного пора Владивосток, право на получение в аренду испрашиваемого земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ не возникло, в связи с чем нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, заявленные требования в силу части 3 статьи 201 АПК РФ удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основываясь на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что постановление суда апелляционной инстанции на основании части 5 статьи 271 АПК РФ вступает в законную силу со дня его принятия, обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Приморского края от 01.09.2017, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.11.2017 по делу N А51-17729/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от 01.09.2017.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.