г. Пермь |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А71-17783/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя ИП Толмачева Вячеслава Николаевича (ОГРН 304184033000078, ИНН 183401162826) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833) - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской республики от 14 февраля 2018 года по делу N А71-17783/2017,
принятое судьей Иютиной О.В.
по заявлению ИП Толмачева Вячеслава Николаевича
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики,
третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике,
о признании незаконным действий по отказу в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и об обязании устранить допущенное нарушение,
установил:
ИП Толмачев Вячеслав Николаевич (далее - заявитель, ИП Толмачев В.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, управление, фонд) о признании незаконными действий по отказу в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 годы и об обязании устранить допущенное нарушение.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.02.2018 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действия Управления по отказу ИП Толмачеву В.Н. в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 годы. Суд обязал заинтересованное лицо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. По мнению управления, доказательств несоответствия письма управления от 26.09.2017 N 14155/16-13 закону, а также нарушение прав и законных интересов ИП Толмачева В.Н. со стороны заявителя не представлено.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве; просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. До начала судебного заседания от Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, которое судом удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ИП Толмачев В.Н. произвел перечисление страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, за 2014 в общей сумме 94 375,02 руб. (17 328,48 руб.+77 046,54 руб.) и за 2015 год в общей сумме 71 475,80 руб. (18 610,80 руб.+ 52 865 руб.).
В связи с изменением порядка исчисления страховых взносов после принятия постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, 13.09.2017 заявитель обратился в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Письмом от 26.09.2017 N 14155/16-13 заявителю отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов в связи с необходимостью документально подтвердить суммы доходов и расходов, полученных за 2014, 2015 годы; документом, подтверждающим величину доходов и расходов может являться справка из налогового органа, в которой также должны быть указаны все системы налогообложения, которые применялись в указанном налоговом периоде; поданное заявление не соответствует рекомендованной форме.
В связи с несогласием с действиями пенсионного фонда по отказу в возврате переплаты по страховым взносам, ИП Толмачев В.Н. обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов у пенсионного фонда не имелось.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда соответствует нормам материального права.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов в пенсионный фонд.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
На основании ст. 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Судами установлено, что заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность, облагаемую по двум режимам налогообложения: налогом на доходы физических лиц и единым налогом на вмененный доход.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 14 Федерального закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, в целях определения размера страхового взноса доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, исходя из положений статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.
Пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В силу пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Толкование статьи 14 закона N 212-ФЗ во взаимосвязи с вышеприведенными нормами Налогового кодекса позволяет сделать вывод о том, что, поскольку понятие "величина дохода плательщика страховых взносов" не определена нормами указанного федерального закона, страховые взносы, наряду с налогами и сборами, являются обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды, принципы их исчисления, уплаты и взыскания являются одинаковыми, поэтому при определении величины дохода плательщика страховых взносов, уплачивающего налог на доходы физических лиц, следует руководствоваться нормами Налогового кодекса, к которым отсылает положение части 8 статьи 14 указанного Закона N 212-ФЗ и определять доход плательщика страховых взносов в соответствии со статьями 227, 225, 210 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иное толкование привело бы к нарушению прав индивидуального предпринимателя и повлекло его обязанность дважды уплатить с одного и того же дохода обязательные платежи в соответствующий бюджет (НДФЛ) и государственные внебюджетные фонды (страховые взносы) без учета уже произведенных расходов по оплате, в данном случае НДФЛ, что является недопустимым и противоречащим конституционному принципу однократности налогообложения.
Такой вывод соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Закона о страховых взносах и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем, при определении дохода для исчисления страховых взносов, Пенсионный фонд не учел расходы, произведенные предпринимателем, с учетом изложенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Из представленной заявителем налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год следует, что доход заявителя от предпринимательской деятельности составил 7 462 925,94 руб., налоговые вычеты- 7 109 689,87 руб., налоговая база для исчисления НДФЛ - 353 236,07 руб.
Из представленных заявителем налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды 2014 года следует, что доход заявителя от этих видов деятельности составил 541 728 руб.
Таким образом, сумма страховых взносов за 2014 год должна исчисляться из дохода (353236,07+541728-300000) х 1%=5 949,64 руб. и в фиксированном размере 17 328,48 руб.
Предпринимателем сумма страховых взносов за указанный период исчислена в завышенном размере, без учета налоговых вычетов, предусмотренных главой 23 НК РФ. В результате неправильного исчисления страховых взносов излишне уплачена сумма страховых взносов в размере 71 096, 90 руб.
Из представленной заявителем налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2015 год следует, что доход заявителя от предпринимательской деятельности составил 5 586 495 руб., налоговые вычеты- 5 380 246 руб., налоговая база для исчисления НДФЛ- 206 249 руб.
Из представленных заявителем налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды 2015 года следует, что доход заявителя от этих видов деятельности составил 427 206 руб.
Таким образом, сумма страховых взносов за 2015 год должна исчисляться из дохода (206249+427206-300000) х 1%=3 334,55 руб. и в фиксированном размере 18 610, 80 руб.
Предпринимателем сумма страховых взносов за указанный период исчислена в завышенном размере, без учета налоговых вычетов, предусмотренных главой 23 НК РФ. В результате неправильного исчисления страховых взносов излишне уплачена сумма страховых взносов в размере 49 530,45 руб.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов у пенсионного фонда не имелось, действия по отказу в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов подлежат признанию незаконными.
Довод о несоответствии заявления плательщика о возврате страховых взносов рекомендованной форме отклоняется.
В приложении к информации Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.05.2017 содержится образец заявления о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов. Согласно этой же информации данный образец носит рекомендательный характер.
В представленном в пенсионный фонд заявлении о возврате предпринимателем была указана вся необходимая для осуществления возврата страховых взносов информация.
Ссылка на положения пункта 6.1 статьи 78 НК РФ не может быть принята.
В письме Управления от 26.09.2017 N 14155/16-13 указанное обстоятельство в качестве основания для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов отсутствует.
В силу пункта 6.1 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - закон N 27-ФЗ).
Этим же законом определены обязанность (статья 15 закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи предоставляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров.
В связи с этим, исходя из положений пункта 6.1 статьи 78 НК РФ, а также приведенных положений закона N 27-ФЗ следует, что ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных в отношении физических лиц, являющихся работниками предпринимателя.
В рассматриваемом случае переплата возникла в связи с уплатой страховых взносов предпринимателем, как лицом плательщиком страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 5 закона N 212-ФЗ, то есть лицом, не производящим выплат иным лицам.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
При подаче апелляционной жалобы управление Пенсионного фонда на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 февраля 2018 года по делу N А71-17783/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.