г. Ессентуки |
|
3 мая 2018 г. |
Дело N А63-10021/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2018 по делу N А63-10021/2016 (судья Жирнова С.Л.)
по заявлению открытого акционерного общества "Урожайное" (пос. Равнинный, ОГРН 1022602823902)
к Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края (г. Новоалександровск, ОГРН 1172651023643),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (г. Ставрополь), государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (г. Ставрополь), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (г. Ставрополь), Министерство имущественных отношений Ставропольского края (г. Ставрополь), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва),
о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края в предоставлении открытому акционерному обществу "Урожайное" земельных участков, об обязании Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края устранить выявленные нарушения,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Урожайное" - представители: Сарванян К.М. по доверенности от 06.10.2015 N 686; Сидельникова А.В. по доверенности от 22.11.2017 N 892;
от Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края - представитель Голубцова Н.М. по доверенности от 09.01.2018 N 18,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Урожайное" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края в предоставлении Обществу земельных участков в собственность за плату, изложенного в письме от 29.07.2016 N 398; об обязании Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края устранить допущенные нарушения путем направления Обществу трех экземпляров подписанных проектов договоров купли-продажи земельных участков, в границах земель Общества по цене в соответствии с законодательством, действующим на день подачи заявления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017, заявленные требования Общества удовлетворены. Определением арбитражного суда от 16.06.2017 Администрация муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края заменена на Администрацию Новоалександровского муниципального района Ставропольского края в части возложения обязанности направить Обществу три экземпляра подписанных проектов договоров купли-продажи земельных участков
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.07.2017 решение суда первой инстанции от 09.01.2017 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.04.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края. Отменяя названные судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что при рассмотрении дела суды не исследовали вопрос о наличии у Администрации муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края полномочий по распоряжению спорными земельными участками сельскохозяйственного назначения; вопрос о расположении спорных земельных участков и распространении действий Правил землепользования и застройки на данные участки, а также вопрос о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 26:04:000000:15, из которого образованы испрашиваемые Обществом земельные участки, государственному предприятию опытно-производственному хозяйству "Семеновод", в целях установления состоявшегося разграничения государственной собственности на землю.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции определениями от 19.09.2017, от 18.10.2017 и от 22.11.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - ГУП "Ставрополькрайводоканал"), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Министерство имущественных отношений Ставропольского края и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Определением суда от 22.11.2017 заинтересованные лица - Администрация муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края и Администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края заменены на их правопреемника - Администрацию Новоалександровского городского округа Ставропольского края.
Решением суда от 30.01.2018 заявленные требования Общества удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края в предоставлении Обществу спорных земельных участков. Суд обязал Администрацию Новоалександровского городского округа Ставропольского края устранить допущенные нарушения путем направления Обществу трех экземпляров подписанных проектов договоров купли-продажи земельных участков. С Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края, в пользу Общества взыскано 3000р в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован несоответствием отказа Администрации муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края от 29.07.2016 N 398 положениям статьи 27 Земельного кодекса РФ, статьи 4 Закона об обороте земель, пункта 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 12.04. 2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Не согласившись с решением суда, Администрация Новоалександровского городского округа Ставропольского края обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Администрация Новоалександровского городского округа Ставропольского края просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество возражает по существу доводов, изложенных Администрацией Новоалександровского городского округа Ставропольского края, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представители Общества поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ГУП "Ставрополькрайводоканал", территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Министерства имущественных отношений Ставропольского края и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества и Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, приказом Новоалександровского районного совета Депутатов трудящихся от 10.07.1975 N 297-а в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 21.05.1975 N 82 совхоз "Красная заря" разукрупнен на два обособленных совхоза: совхоз "Красная заря" с общей земельной площадью 11255 га и совхоз "Семеновод" с общей земельной площадью 9761га.
02.07.1976 Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР издан приказ N 377 "Об организации опытно-производственного хозяйства "Семеновод" (л.д.197,198, т.9). Из приказа следует, что названным министерством совхоз "Семеновод" был принят (передан) от Министерства сельского хозяйства РСФСР (п.3) во исполнении распоряжения Совета Министров РСФСР от 19.02.1976 N200-р и приказа Минводхоза РСФСР от 12.04.1976 N228 для организации на базе совхоза опытно-производственного хозяйства (ОПХ) Ставропольского НИИ ГиМ. Площадь земельных угодий составляет 9761га, в т.ч. сельскохозяйственных угодий 9180 га, из них пашни 8628 га.
11.12.1992 общим собранием коллектива ОПХ "Семеновод" принято решение о сохранении организационно-правовой формы государственного предприятия опытно-производственного хозяйства "Семеновод" (протокол от 11.12.1992, л.д.169-170, т.8).
17.02.1993 утвержден и зарегистрирован Устав (л.д.163-168, т.8) государственного предприятия - Опытно-производственного хозяйства "Семеновод" (ГП ОПХ "Семеновод"). В Уставе указано, что ОПХ "Семеновод" организовано на основании приказа Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 02.07.1976 N 377(п.1.). ГП ОПХ "Семеновод" является государственным предприятием "используя отведенную землю и закрепленное за ним на правах полного ведения государственное имущество". Имущество ГП ОПХ "Семеновод" находится в собственности Ставропольского края. Учредителем ГП ОПХ "Семеновод" является Комитет по управлению имуществом края (п.2. Устава). ГП ОПХ "Семеновод" обладает правом постоянного (бессрочного) пользования землей (п.11).
Из Устава в редакции 1993 года не усматривается, что учредителем ГП ОПХ "Семеновод" являются муниципальное образование (органы местного самоуправления). Также не усматривается, что земля был предоставлена ОПХ "Семеновод"/ ГП ОПХ "Семеновод" в пользование муниципальным образованием как его собственность.
Из содержания Устава в новой редакции ГП ОПХ "Семеновод", утвержденного ГП "СтавНИИГиМ" 30.01.2001, (рег. N 212-70л-И от 09.02.2001) усматривается, что ГП ОПХ "Семеновод" создано на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 19.02.1976 N200-р и приказа Минводхоза РСФСР от 12.04.1976 N228 (п.1.1.Устава). ГП ОПХ "Семеновод" находится в подчинении государственного предприятия Ставропольский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации, а также в ведении Министерства сельского хозяйства России (ГП "СтавНИИГиМ") (п.1.3. Устава).
Также в Уставе указано, что функции учредителя ГП ОПХ "Семеновод" осуществляет ГП "СтавНИИГиМ" (п.1.4.).
Из Устава не усматривается, что ГП "СтавНИИГиМ" создано на основании волеизъявления органа местного самоуправления.
Пунктом 3.1. Устава установлено, что имущество ГП ОПХ "Семеновод" находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).
Из Устава и материалов дела не усматривается, что имущество ГП ОПХ "Семеновод" или его часть являются муниципальной собственностью.
Также из Устава следует, что ГП ОПХ "Семеновод" имеет право продавать принадлежащее ему недвижимое имущество с согласия ГП "СтавНИИГиМ" (п.3.5.). Из Устава не усматривается, что принятие таких решений относится к компетенции органов местного самоуправления.
По настоящему делу не рассматривается спор между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации о праве собственности на землю.
12.03.2002 решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-2304/2001-С5 в отношении ГП ОПХ "Семеновод" введено конкурсное производство, предприятие объявлено банкротом.
Письмами от 17.05.2002 (л.д.40-41 т.9) конкурсный управляющий ГП ОПХ "Семеновод" обратился в Министерство сельского хозяйства РФ и в Новоалександровскую районную государственную администрацию с предложением передать земли ГП ОПХ "Семеновод" в районный фонд перераспределения земель.
Общество полагает, что из названных писем конкурсного управляющего усматривается его отказ от права ГП ОПХ "Семеновод" постоянного бессрочного пользования в связи с невозможностью использовать земельный участок (банкротство ГП ОПХ "Семеновод" ), в связи чем, по мнению Общества и как следует из решения суда, соответствующее муниципальное образование вправе распоряжаться земельным участком по своему усмотрению, в том числе и продать этот земельный участок (участки) Обществу без проведения торгов.
Названным письмом конкурсный управляющий просил передать используемые земли в долгосрочную аренду Обществу.
Постановлением главы Новоалександровской районной государственной администрации от 01.08.2002 N 894 "об изъятии земель у ГП ОПХ "Семеновод" и предоставлении их в аренду Обществу было прекращено бессрочное пользование земельным участком ГП ОПХ "Семеновод"", земельный участок общей площадью 8587га был изъят у ГП ОПХ "Семеновод" и предоставлен Обществу в аренду сроком на 49 лет для осуществления сельскохозяйственного производства.
В апреле 2016 года из земельного участка с кадастровым номером 26:04:000000:15 образовано сто сорок четыре самостоятельных земельных участка, в том числе тридцать пять испрашиваемых к выкупу земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:160104:119, 26:04:000000:5925, 26:04:160104:120, 26:04:160104:121, 26:04:160104:122, 26:04:160104:123, 26:04:160104:124, 26:04:160104:125, 26:04:160104:126, 26:04:160104:127, 26:04:160102:108, 26:04:160102:107, 26:04:160104:117, 26:04:160104:118, 26:04:160104:115, 26:04:160104:114, 26:04:160104:112, 26:04:160104:111, 26:04:160301:148, 26:04:160301:147, 26:04:160301:146, 26:04:160301:145, 26:04:160301:144, 26:04:000000:5924, 26:04:000000:5923, 26:04:160302:62, 26:04:160305:117, 26:04:160305:118, 26:04:160301:170, 26:04:160301:171, 26:04:160301:172, 26:04:160304:151, 26:04:160305:115, 26:04:160104:116, 26:04:160104:113, с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 26:04:000000:15 в измененных границах, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 14.06.2016.
30.06.2016 Общество обратилось в Администрацию муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами: 26:04:160104:119, 26:04:000000:5925, 26:04:160104:120, 26:04:160104:121, 26:04:160104:122, 26:04:160104:123, 26:04:160104:124, 26:04:160104:125, 26:04:160104:126, 26:04:160104:127, 26:04:160102:108, 26:04:160102:107, 26:04:160104:117, 26:04:160104:118, 26:04:160104:115, 26:04:160104:114, 26:04:160104:112, 26:04:160104:111, 26:04:160301:148, 26:04:160301:147, 26:04:160301:146, 26:04:160301:145, 26:04:160301:144, 26:04:000000:5924, 26:04:000000:5923, 26:04:160302:62, 26:04:160305:117, 26:04:160305:118, 26:04:160301:170, 26:04:160301:171, 26:04:160301:172, 26:04:160304:151, 26:04:160305:115, 26:04:160104:116, 26:04:160104:113.
Письмом от 29.07.2016 N 398 Администрация муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края отказала Обществу в предоставлении в собственность за плату земельных участков, указав, что предоставленные Обществом документы не подтверждают надлежащее использование земельных участков с кадастровыми номерами: 26:04:160305:117, 26:04:160305:118, 26:04:160104:118, 26:04:000000:5923, 26:04:160102:107, 26:04:160102:108, 04:160104:121, 26:04:160104:116, 26:04:160104:124, 26:04:160104:119, 26:04:160104:115, 04:160104:111, 26:04:160301:146, 26:04:160301:170, 26:04:160301:145, 26:04:160301:171 в соответствии с их целевым назначением; в границах земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:160104:121, 26:04:160102:107 расположены водные объекты, земельные участки с кадастровыми номерами 26:04:000000:5925, 26:04:160104:120, 26:04:160104:122, 26:04:160104:123 расположены в пределах береговой полосы водных объектов общего пользования, предназначенной для общего пользования, а также в зоне санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; земельный участок с кадастровым номером 26:04:160305:118 является ограниченным в обороте, поскольку на нем расположен объект археологического наследия - курган; земельный участок с кадастровым номером 26:04:160301:171 является ограниченным в обороте, так как занят внутрихозяйственной дорогой общего пользования.
Считая названный отказ незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает возможным удовлетворить апелляционную жалобу. Оснований для признания недействительным решения (письмо от 29.07.2016 N 398) об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов названных земельных участков, не имеется.
Законом РСФСР от 01.07.1970 "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР", устанавливавшие исключительное право государственной собственности на все земельные участки, иного вида собственности на землю, кроме государственной, действующим законодательством предусмотрено не было.
Согласно статье 69 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 (действовавшей до 24.12.1993) совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации получали землю в бессрочное (постоянное) пользование для ведения общественного сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктами 9, 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 17.04.2006) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Земли совхоза "Красная заря", затем ОПХ "Семеновод" и ГП ОПХ "Семеновод", в том числе земельный участок с кадастровым номером 26:04:000000:15, принадлежали государству. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Также отсутствуют доказательства того, что учредителем совхоза ("Красная заря", ОПХ "Семеновод", ГП ОПХ "Семеновод") является муниципальное образование.
Законом РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" предусмотрено равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, монополия государства на землю на территории РСФСР была отменена.
С указанного периода в Российской Федерации осуществлялись процедуры разграничения государственной собственности в отношении земельных участков.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84, пункту 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 28.05.1992 N 2861-1 земли опытно-производственных хозяйств были закреплены за ними на праве постоянного бессрочного пользования.
Согласно п.6 Указа Президента Российской Федерации от 28.05.1992 N 2861-1 подлежали передаче научным учреждениям в бессрочное бесплатное пользование земли их опытно-производственных хозяйств (предприятий).
Из дела не усматривается, что названные положения были исполнены в отношении земель, находившихся в пользовании ОПХ "Семеновод". Эти земли не были переданы в пользу научного учреждения - СтавНИИГиМ.
Доказательств отчуждения земель от ОПХ "Семеновод", затем - от ГП ОПХ "Семеновод" ГП "СтавНИИГиМ" в материалах не имеется. Сведений о передачи этих земель иным научным учреждениям не имеется.
Таким образом, статус земель, находящихся в пользовании ОПХ "Семеновод", ГП ОПХ "Семеновод" как государственной собственности, не менялся.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ).
Критерии такого разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Законом N 137-ФЗ.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса РФ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Законом N 101-ФЗ.
Частью 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ установлено, что основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В статьях 3, 4, 5 Закона N 101-ФЗ указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела не усматривается, что у муниципального образования (соответствующего органа местного самоуправления) имеются полномочия на отчуждения названных земельных участков в пользу Общества без проведения торгов.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 N КАС03-471 указано, что согласно статей 3 и 4 Закона N 101 потенциальными собственниками таких земель после разграничения государственной собственности являются Российская Федерация или субъект Российской Федерации в зависимости от того, в чьем пользовании ранее находились земельные участки. С учетом этого Правительство Российской Федерации определило порядок распоряжения указанными землями, позволяющий защитить интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на те земельные участки, на которые у них возникнет право собственности в процессе разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии со статьей 3 Закона N 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, земель сельскохозяйственного назначения, если эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона N 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, земель сельскохозяйственного назначения, если эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, которые созданы органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из содержания указанных норм Закона N 101-ФЗ и Постановления N 576 в их совокупности следует, что законодатель определил основания разграничения права собственности на землю: по принадлежности объектов, которые находятся на земельном участке, а также по субъектам, которым первоначально предоставлялся земельный участок.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки, предоставленные государственному предприятию (ГП ОПХ "Семеновод"), созданному не органом местного самоуправления, а органом государственной власти, не могут быть отнесены в соответствии с положениями статьи 5 Закона N 101-ФЗ к землям, на которые у муниципальных образований возникает право собственности (и соответствующие полномочия на отчуждение).
Поскольку спорный земельный участок, как государственная собственность фактически был предоставлен совхозу "Семеновод", затем - ОПХ "Семеновод", затем ГП ОПХ "Семеновод", то есть, предоставлен созданному органом государственной власти государственному предприятию, муниципальное образование в силу закона при разграничении государственной собственности на землю не могло стать обладателем права на последующее отчуждение этого земельного участка (участков) в пользу Общества без проведения торгов.
Ликвидация (банкротство) государственного предприятия не является основанием для ликвидации (аннулирования) права федеральной собственности или собственности субъекта на земельный участок, который использовался на праве постоянного (бессрочного) пользования этим государственным предприятием, созданным органом государственной власти Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Довод о том, что отказ арбитражного управляющего ГП ОПХ "Семеновод" (письмо от 17.05.2002) от спорного земельного участка (участков) и просьба арбитражного управляющего передать участок в пользу Общества (пункт 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации) является достаточным основанием для распоряжения органом местного самоуправления этим участком в части возможности продажа его без торгов Обществу, апелляционным судом не принимается. Отказ государственного предприятия от права пользования земельным участком предполагает дальнейшее распоряжение этим земельным участком соответствующим органом государственной власти, а не органом местного самоуправления - это следует из положений названной статьи Кодекса. Отказ арбитражного управляющего ГП ОПХ "Семеновод" от права постоянного (бессрочного) пользования названным земельным участком не влечет правовых последствий в части прав собственности на этот земельный участок - право собственности не утрачивается у прежнего собственника и не приобретается каким-либо новым лицом (муниципальным образованием), а также не приобретается право на приобретение (выкуп) этого участка Обществом без проведения торгов.
Таким образом, в данном случае передача (продажа) в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:04:000000:15 без проведения торгов не входит в обязанность муниципального образования власти в лице Администрации муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принимается иные доводы Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края, в том числе о нарушении процедуры передачи спорного земельного участка в аренду Обществу.
Статьей 38 Земельного кодекса РФ предусматривалось приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).
Статья 34 (пункт 1) Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период) устанавливала обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В свою очередь орган местного самоуправления обязан обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
По результатам публикации вопрос о процедуре передачи земельного участка в аренду может быть решен не ранее, чем по истечении месяца с даты публикации.
Исходя из анализа указанных правовых актов, действующих в спорный период, информация о наличии спорного участка, предлагаемого Новоалександровской районной государственной администрацией для передачи в аренду Обществу в 2002 году, подлежала обязательной публикации в официальном печатном издании.
Вместе с тем информацию о предоставлении в аренду спорных земельных участка в нарушение требований закона Новоалександровской районной государственной администрацией не размещена. Доказательств обратного не представлено.
Таким образом, установленный статьей 34 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельного участка в аренду, в первоначальной редакции не был соблюден. Опубликование информации о предстоящем предоставлении в аренду спорного земельного участка в аренду не осуществлялось.
Договор аренды от 01.06.2002 на земельный участок с кадастровым номером 26:04:000000:15 общей площадью 8587га не соответствует требованиям земельного законодательства.
Одним из оснований для отказа Администрации муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края в предоставлении спорного земельного участка в собственность Обществу, послужило наличие в числе земельных участков 26:04:160104:121, 26:04:160102:107, 26:04:160104:118 водных объектов, гидротехнических сооружений, на которые Обществом не предоставлены документы (сведения) подтверждающие право собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 названного Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих зданий, сооружений, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
К заявлению Общества о предоставлении в собственность вышеуказанных земельных участков (кадастровые номера 26:04:160104:121, 26:04:160102:107, 26:04:160104:118) не были приложены документы, подтверждающие право собственности Общества на гидротехнические сооружения (кадастровые номера 26:04:000000:5959, 26:04:000000:5958, 26:04:000000:5956, 26:04:000000:5957).
Наличие на названных земельных участках объектов недвижимости установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела, сторонами не оспаривается.
Сооружения, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 26:04:160104:121, 26:04:160102:107, 26:04:160104:118, являются объектами недвижимого имущества, приобретены Обществом на основании договора купли-продажи от 21.10.2002, таким образом, в соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса РФ право собственности Общества на данные сооружения возникает с момента его регистрации.
Документы, подтверждающие регистрацию права собственности на сооружения с кадастровыми номерами 26:04:000000:5959, 26:04:000000:5958, 26:04:000000:5956, 26:04:000000:5957 расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 26:04:160104:121, 26:04:160102:107, 26:04:160104:118, Обществом при подаче заявления в Администрации муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края не представлено.
Из содержания выписок из ЕГРН (том 10, л.д. 31-43) следует, что право собственности на сооружения с кадастровыми номерами 26:04:000000:5959, 26:04:000000:5958, 26:04:000000:5956, 26:04:000000:5957 зарегистрированы Обществом 20.09.2017.
На момент отказа Администрации муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края в предоставлении Обществу спорных земельных участков, сооружения с кадастровыми номерами 26:04:000000:5959, 26:04:000000:5958, 26:04:000000:5956, 26:04:000000:5957 не находились в собственности Общества.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание изложенные в совокупности обстоятельства дела, пояснения представителей сторон, пришел к выводу о том, что Обществом не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для признания незаконным отказа Администрации муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края, изложенного в письме от 29.07.2016 N 398. Принимаются доводы Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края, изложенные в апелляционной жалобе. Доводы Общества, имеющиеся в материалах дела, не нашли своего подтверждения.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований Общества о признании недействительным оспариваемого отказа Администрации муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края.
Поскольку основания для удовлетворения заявленных требований Общества отсутствовали, взыскание судом первой инстанции судебных расходов с Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края в пользу Общества, также признается неправомерным.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Новоалександровского городского округа Ставропольского края освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2018 по делу N А63-10021/2016 отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Урожайное".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10021/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2017 г. N Ф08-5033/17 настоящее постановление отменено
Истец: ОАО "Урожайное"
Ответчик: Администрация муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района СК, Администрация муниципального образования Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района Ставропольский край
Третье лицо: Администрация Новоалександровского муниципального района СК, Администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольский край
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6276/18
03.05.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-669/17
30.01.2018 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10021/16
28.08.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-669/17
24.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5033/17
12.04.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-669/17
09.01.2017 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10021/16