г. Чита |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А78-18645/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соломиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 февраля 2018 года по делу N А78-18645/2017 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569, место нахождения: 673370, Забайкальский край, Шилкинский р-н, г. Шилка, ул. Богомягкова, 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Исток" (ОГРН 1087527000220, ИНН 7528005183, место нахождения: 673441, Забайкальский край, Балейский р-н, с. Унда, ул. Трактовая, 5А) о взыскании штрафных санкций в размере 500 руб. и судебных расходов в размере 82,50 руб.,
(суд первой инстанции - Д.Е. Минашкин),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее - УПФР в г. Шилке, фонд, заявитель) обратилось в суд к обществу с ограниченной ответственностью "Исток" (далее - ООО "Исток", заинтересованное лицо, страхователь) о взыскании штрафных санкций, предусмотренных ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2016 года в размере 500 руб. и судебных расходов в размере 82,50 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края прекращено производство по делу в части требования о взыскании судебных расходов. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В обосновании суд первой инстанции указал, что страхователем до момента обнаружения фондом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения решения были переданы необходимые корректирующие сведения, поэтому оснований для привлечения к ответственности не имеется. Кроме того, пенсионным фондом допущена неверная квалификация правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27.02.2018 по делу N A78-18645/2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ГУ - УПФР в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) требований.
Полагает, что поскольку сведения на одно застрахованное лицо отсутствовали в исходной форме сведений о застрахованных лицах за июнь 2016 г., а также, поскольку учреждением данные сведения представлены за пределами сроков отчетной компании, пенсионный орган правильно квалифицировал данный вид правонарушения как представление неполных сведений, предусмотренных п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ за июнь 2016 г. и соответственно применило наказание в виде финансовых санкций в размере 500 рублей.
На апелляционную жалобу отзыв не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 03.04.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 05.07.2016 года ООО "Исток" в территориальный орган Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу формы "исходная" за июнь 2016 года на 13 застрахованных лиц.
В последующем заинтересованным лицом в адрес фонда 12.01.2017 были переданы сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу формы "дополняющая" за июнь 2016 года на 1 застрахованное лицо - Шестакова Сергея Витальевича, принятые заявителем.
По результатам оценки указанной отчетности УПФР в г. Шилке составлен акт N 207S18170002915 об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.05.2017.
Таким актом зафиксировано, что своевременно представленная страхователем форма СЗВ-М за июнь 2016 года "исходная" принята, но указано на то, что сведения в отношении 1 застрахованного лица - Шестакова Сергея Витальевича в ней не отражены, а форма СЗВ-М "дополняющая" представлена 12.01.2017 за пределами срока (после 10 декабря), что свидетельствует о неполноте и недостоверности представленных сведений, и является нарушением п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Уведомлением, содержащимся в приведенном акте N 207S18170002915 от 10.05.2017, заявитель поставлен в известность фондом о его рассмотрении на 22.06.2017.
По итогам рассмотрения акта N 207S18170002915 от 10.05.2017 заместителем руководителя УПФР в г. Шилке 22.06.2017 вынесено решение N 207S19170003654 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо*500 руб.) за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Копия данного решения доведена до заинтересованного лица.
В последующем УПФР в г. Шилке 24.07.2017 страхователю было выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01170476524, которым ООО "Исток" предложено уплатить финансовые санкции в размере 500 руб. на основании решения N 207S19170003654 от 22.06.2017 в срок до 11.08.2017.
Указанное требование направлено почтой в адрес страхователя 27.07.2017.
В связи с неисполнением в добровольном порядке ООО "Исток" к установленному сроку требования N 207S01170476524 от 24.07.2017 УПФР в г. Шилке обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с него приведенных финансовых санкций.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края прекращено производство по делу в части требования о взыскании судебных расходов. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решение суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заинтересованное лицо в рассматриваемом периоде являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции спорного периода) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. N 83п, за июнь 2016 года приходился на 10.07.2016.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Как правильно установлено судом первой инстанции, страхователь представил в орган Пенсионного фонда сведения на 13 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июнь 2016 года с типом формы "исходная" по электронным каналам связи 05.07.2016, то есть с соблюдением установленного законом срока.
В последующем, с учетом выявленного факта неотражения в составе представленной отчетности сведений на 1 застрахованное лицо, ООО "Исток" 12.01.2017 инициировано представление сведений по типу формы "дополняющая".
УПФР в г. Шилке, восприняв данное обстоятельство как представление страхователем в отношении 1 застрахованного лица неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, пришло к выводу о наличии в действиях заинтересованного лица состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 17 приведенного Закона.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с выводами пенсионного фонда в связи со следующим.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы. Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2010 N 16440), утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), действовавшая в рассматриваемом периоде вплоть до издания Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.02.2017).
В силу пункта 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно пункту 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
С учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в Письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 54 Конституции РФ если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
На основании пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, вступившей в силу 08.02.2017, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Указанный пункт инструкции не разграничивает составы правонарушения на неполное и недостоверное представление сведений о застрахованных лицах, однако предусматривает основания неприменения финансовых санкций для обеих ситуаций.
В пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П указано, что императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела нормативным правовым актом предусмотрено неприменение финансовых санкций в случае самостоятельного устранения ошибок (уточнения) представленных сведений страхователем до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда РФ, то оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Как правильно установлено судом первой инстанции, сведения формы СЗВ-М за июнь 2016 года по типу "дополняющая" в отношении 1 неучтенного застрахованного лица направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены УПФР в г. Шилке 12.01.2017. Акт об обнаружении факта о допущенном нарушении составлен фондом 10.05.2017, а решение вынесено им 22.06.2017.
Таким образом, обществом самостоятельно до момента обнаружения пенсионным фондом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения были переданы необходимые корректирующие сведения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные страхователем, не могут расцениваться как неполные и (или) недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено следующее.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Таким образом, непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок, а представление неполных и (или) недостоверных сведений обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, фонд должен доказать, что представленные страхователем сведения являются неполными и (или) недостоверными, не позволяющими вести индивидуальный (персонифицирующий) учет. При этом неполнота и недостоверность сведений предполагает существенность нарушения, влияющего на правильность исчисления страховых взносов.
Как правильно указывает суд первой инстанции, УПФР в г. Шилке пришло к выводу о неполноте и (или) недостоверности представленных заявителем сведений за июнь 2016 года по дополняющей форме СЗВ-М на 1 застрахованное лицо, переданных 12.01.2017, то есть с нарушением срока, однако в чём выразилась неполнота и (или) недостоверность таких сведений, в оспариваемом решении, а также акте УПФР в г. Шилке, не указано, тем более что сведения на данное лицо изначально в исходной форме отчета представлены не были в принципе, а сведения на 13 застрахованных лиц в исходной форме отчета представлены с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что пенсионным фондом допущено смешение составов правонарушения и недостаточная разграниченность между несвоевременностью представления сведений и их неполнотой и (или) недостоверностью.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы и поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из того, что законом установлена обязанность представлять сведения о каждом застрахованном лице, следовательно, и проверка сроков представления сведений и сами сведения проверяются применительно к каждому застрахованному лицу, поэтому и ответственность установлена в виде штрафа за каждое застрахованное лицо.
Апелляционный суд также исходит из того, что согласно ст.15 закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Апелляционный суд также отмечает, что отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, ст.15 закона N 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
В целом по смыслу статьи 17 закона N 27-ФЗ, по мнению апелляционного суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оснований для привлечения общества к ответственности не имеется, поэтому в удовлетворении заявленного Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонным) требования о взыскании с ООО "Исток" финансовых санкций в размере 500 руб. надлежит отказать.
В связи с отказом фонда от требований о взыскании судебных расходов производство по делу в данной части судом первой инстанции было прекращено. Доводов об этом апелляционная жалоба не содержит, апелляционный суд нарушения порядка прекращения производства по делу не усматривает.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 февраля 2018 года по делу N А78-18645/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.