город Томск |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А27-27224/2017 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Марченко Н. В., Сбитнева А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О. Ю. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Кемеровский механический завод" (N 07АП-3459/18) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2018 по делу N А27-27224/2017 (судья Камышова Ю.С.) по заявлению акционерного общества "Кемеровский механический завод" (650021, г.Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 31, ОГРН 1114205036000, ИНН 4205227909) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (650024, г. Кемерово, ул. Глинки, 19, ОГРН 1044205091435, ИНН 4205035918) о признании незаконным решения N 8 от 15.09.2017 в части,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Гуменюк А. В. по дов. от 28.12.2017,
от заинтересованного лица: Болучевский С. С. по дов. от 04.05.2018, Зубков А. Л. по дов. от 15.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кемеровский механический завод" (далее - АО "КМЗ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) N 8 от 15.09.2017 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения к ответственности за неполную уплату земельного налога за 2013-2015 годы в сумме 15 119 340 руб., начисления пени за неполную уплату земельного налога за 2013-2015 годы в сумме 390 383,84 руб., начисления штрафа за неполную уплату земельного налога за 2013-2015 годы в размере 6734 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2018 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "КМЗ" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области, его требования удовлетворить.
В обоснование жалобы общество указывает, что основной целью его деятельности является разработка и изготовление продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации (производство боеприпасов для боевого оружия), в которой задействован имущественный комплекс общества, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 42:24:0101018:236, 42:24:0101018:140, 42:24:0301002:186, 42:24:0101018:2086, которые являются ограниченными в обороте и используются фактически в деятельности по обеспечению обороны и безопасности (подпункт 2 пункта 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации), в связи с чем в отношении данных участков в 2013-2015 г.г. обществом при подаче уточненных налоговых деклараций применена пониженная ставка - 0,3 %, правомерность ее применения подтверждена результатами камеральных проверок налоговых деклараций за указанные периоды.
Инспекция в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в отношении общества Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 25.07.2017 N 6, принято решение от 15.09.2017 N 8, согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в общем размере 1 541 736,65 руб.
Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог, транспортный налог, а так же установлено завышение налога на прибыль организаций в результате завышения налоговой базы в общем размере 12 117 312 руб., начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога, транспортного налога и налога на доходы физических лиц в общем размере 1 130 634,99 руб.
АО "КМЗ", не согласившись с решением Инспекции в части доначисления земельного налога за 2013-2015 г.г. в сумме 15 119 340 руб., начисления пени и привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа, обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 27.11.2017 N 914 решение Инспекции от 15.09.2017 N 8 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Общество, посчитав, что решение Инспекции в оспариваемой части не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для применения обществом пониженной ставки земельного налога.
Апелляционный суд считает данный вывод обоснованным на основании следующего.
АО "КМЗ" является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:236, 42:24:0101018:140, 42:24:0301002:186, 42:24:0101018:2086, находящихся в его собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ (пункт 1 статьи 396 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
-1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005 N 263 "Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово земельного налога" установлены ставки налога: в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) было предусмотрено, что не признаются объектами налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
С 01.01.2013 в связи с внесением Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ изменений в главу 31 НК РФ подпункт 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ утратил силу, а подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ был дополнен абзацем пятым, в соответствии с которым земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд стали облагаться земельным налогом по льготной ставке 0,3%. При этом исходя из положений пункта 1 статьи 11 НК РФ при применении как подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ, так и абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует руководствоваться тем значением понятия земельных участков, ограниченных в обороте, в котором оно используется в специальном, земельном законодательстве Российской Федерации.
Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предусматривающей два вида таких ограничений: 1) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, перечисленными в пункте 4 указанной статьи; 2) ограниченные в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (согласно перечня в пункте 5 указанной статьи).
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. В то время как земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, федеральными законами.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи (т.е. тех, которые отнесены к изъятым из оборота, например, занятые зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы).
Согласно пункту 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, действующим законодательством установлена следующая совокупность необходимых условий для исключения земельных участков из объектов налогообложения земельным налогом на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ: во-первых, нахождение земельных участков в статусе ограниченных в обороте; во-вторых, предоставление данных земельных участков для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности.
С учетом приведенных положений статей 27, 93 ЗК РФ таким требованиям соответствуют только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании Распоряжений Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 N 1272-р, от 08.05.2009 N 630-р, Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области "Об условиях приватизации ФГУП "Кемеровский механический завод" от 30.12.2010 N 3-2/606, Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Росимущества в Кемеровской области от 30.12.2010 N 3-2/606 "Об условиях приватизации ФГУП "Кемеровский механический завод", ФГУП "Кемеровский механический завод" приватизировано путем преобразования в АО "Кемеровский механический завод" и является его правопреемником.
АО "КМЗ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:236 имеет статус "архивный", земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201018:140, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 31 А, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:186, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Кировская, 3/1, земельного участка с кадастровым номером 42:0101018:2086 расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 31, которые имеют разрешенное использование - заводы, категорию земель - земли населенных пунктов.
Право собственности общества на спорные земельные участки подтверждено данными, представленным Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестр" по Кемеровской области, выписками из Единого государственного реестра недвижимости, при этом сведения об ограничении оборотоспособности указанных земельных участков отсутствуют.
Указанные обстоятельства обществом не оспариваются, однако оно ссылается на то, что переданы в собственность земельные участки были в результате приватизации, фактически собственником земельных участков является Российская Федерация.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии с статьей 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, в частности, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Согласно данным МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях Распоряжениями ТУ Росимущества в Кемеровской области от 30.10.2010 N 3-2/206, от 27.06.2011 N 3-2/278 земельные участки с кадастровыми номерами 42:24:0101018:236, 42:24:0201018:140, 42:24:0101018:186, 42:0101018:2086 включены в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Кемеровский механический завод".
На указанные земельные участки оформлено право собственности общества, они используются для осуществления его уставной деятельности и в соответствии со статьей 27 ЗК РФ не относятся к землям, ограниченным или изъятым из оборота.
Учитывая изложенное, довод апеллянта о том, что при реорганизации ФГУП в АО существовавшие ранее ограничения на оборот земельных участков не утрачивают силы, не основан на нормах права и подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные земельные участки не относятся к объектам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, следовательно, у общества отсутствовали основания для применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3 процента.
Общество ссылается на то, что по результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2012-2015 г.г. Инспекцией ФНС по г.Кемерово подтверждено право общества применять к спорным земельным участкам ставку земельного налога в размере 0,3% от их кадастровой стоимости в связи с тем, что они фактически используются для целей обороны и безопасности; указанные решения общество считает разъяснением по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Указанный довод также подлежит отклонению, поскольку акт и решение по камеральной налоговой проверке не является разъяснением по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в связи с чем наличие решения по результатам камеральной налоговой проверки не исключает привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов. Данные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2672-О (по жалобе ООО "Поллукс" о проверке конституционности пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, факты занижения налоговой базы, повлекшие неполную уплату обществом земельного налога за 2013-2015 г.г. установлены судом первой инстанции и подтверждены материалами проверки, в связи с чем доначисление земельного налога в сумме 15 119 340 руб., начисление пени по статье 75 НК РФ в размере 390 383,84 руб., привлечение к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 6734 руб. (с учетом применения смягчающих налоговую ответственность обстоятельств), учитывая отсутствие возражений по расчету, является правомерным, соответствующим нормам налогового законодательства.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьями 104, 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы, принимая во внимание результат ее рассмотрения, относятся на общество; излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2018 по делу N А27-27224/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Кемеровский механический завод" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Кемеровский механический завод" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 06.03.2018 N 1101.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Н. В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-27224/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 августа 2018 г. N Ф04-3497/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Кемеровский механический завод"
Ответчик: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области