г. Хабаровск |
|
07 мая 2018 г. |
А04-9388/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ВОСТОЧНЫЙ АГРОЦЕНТР": Красюк И.А. представителя по доверенности от 25.07.2017 (сроком на 1 год);
от Администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района: представитель не явился;
от индивидуального предпринимателя Вага Александра Николаевича: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВОСТОЧНЫЙ АГРОЦЕНТР"
на решение от 28.12.2017
по делу N А04-9388/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВОСТОЧНЫЙ АГРОЦЕНТР"
к Администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района, ИП главе КФХ Вага Александра Николаевича
о признании решений незаконными, договора - недействительным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВОСТОЧНЫЙ АГРОЦЕНТР" (далее - заявитель; ООО "ВОСТОЧНЫЙ АГРОЦЕНТР"; общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом принятых уточнений, о признании незаконными: постановления администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района (далее - Администрация; уполномоченный орган; орган местного самоуправления): N 38 от 04.08.2017 "об отказе в предоставлении в аренду земельных участков"; N 36 от 01.08.2017 "о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка", с обязанием уполномоченного органа принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 28:17:011807:102; 28:17:011807:486; 28:17:011807:104 на общих основаниях; с обязанием ИП главы КФХ Вага Александра Николаевича возвратить администрации Новокиевского сельсовета земельный участок с кадастровым номером 28:17:011807:125.
Общество отказалось от заявления в части признания незаконным постановления Администрации N 35 от 01.08.2017 и в части признания недействительным договора аренды земельного участка от 18.09.2017 N 77/2.
Решением суда от 28.12.2017: в удовлетворении уточненного заявления общества отказано; производство по делу в остальной части требований прекращено на основании п. 4 ч. 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); обществу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Суд установил, что: постановление Администрации N 36 от 01.08.2017 принято в соответствии с положениями статей 39.6, 38.18, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации; на момент рассмотрения настоящего дела, земельный участок с кадастровым N 28:17:011807:104 обременен правом аренды ООО Торговый дом "Мир"; поскольку преимущественного права на приобретение земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:486 у заявителя не имелось, у администрации не было правовых оснований для предоставления такого земельного участка заявителю без проведения торгов; основание для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 28:17:011807:102 без проведения торгов - предварительное согласование предоставления части данного участка, а также публикация извещения о возможном предоставлении второй части такого земельного участка (решение по делу N А04-3987/2017).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ВОСТОЧНЫЙ АГРОЦЕНТР"", обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит: восстановить срок на подачу апелляционной жалобы (у общества отсутствовали сведения об обжалуемом судебном акте, кроме того заявитель привлек нового представителя); решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме; приобщить к материалам дела свидетельские показания Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Амурской области.
Заявитель жалобы, утверждает о том, что: поскольку администрация рассмотрела заявление ООО Торговый дом "Мир" о предоставлении рассматриваемых земельных участков в аренду по существу, то, при принятии решения в отношении поданного заявления, администрация должна была рассмотреть все основания предоставления земельных участков, в том числе посредством аукциона и, соответственно - все основания отказа; до начала процедуры предварительного согласования предоставления части земельного участка с кадастровымN 28:17:011807:102 КФХ "Вага", орган местного самоуправления обязан был инициировать проведение аукциона в порядке пунктов 1, 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в отношении указанного земельного участка в полном объеме (без раздела); действия органа местного самоуправления в отношении раздела и предварительного согласования частей земельного участка N 28:17:011807:102 не законны и нарушают требования ЗК РФ и публичные интересы; в отношении земельного участка кадастровым N 28:17:011807:486, администрация указывает только о невозможности преимущественного предоставления указанного земельного участка без проведения аукциона, но не разрешает вопроса о предоставлении такого земельного участка посредством аукциона в порядке, установленном п. 8 ст. 39.18 ЗК РФ; судом к участию в деле не привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Представители Администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района, ИП главы КФХ Вага Александра Николаевича, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных выше лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель общества поддержала ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения суда первой инстанции по основаниям, указанным в жалобе, просит восстановить пропущенный срок.
Рассмотрев вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока, предусмотренного для обжалования судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В соответствии с положениями статей 117, 259 АПК РФ пропущенный процессуальный срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции по ходатайству лица, обратившегося с жалобой, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и если арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными.
Учитывая незначительность пропуска срока, а также отсутствия в материалах дела доказательств направления в адрес общества обжалуемого решения суда, арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы и восстановить пропущенный процессуальный срок.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт, настаивает на приобщении к материалам дела письменную позицию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Амурской области, указав данную позицию в качестве дополнительного доказательства.
Рассмотрев ходатайство общества о приобщении к материалам дела правовую позицию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Амурской области, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 АПК РФ определил: отказать в удовлетворении заявленного ходатайства, и возвратить данный документ в зале судебного заседания представителю общества.
Заслушав явившегося представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Вага Александр Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (КФХ) 29.03.2016, ИНН 281602510889, ОГРНИП 316280100058055.
29.05.2017 в администрацию Новокиевского сельсовета поступило заявление главы КФХ Вага А.Н. о предварительном согласовании предоставления в аренду части земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:102 общей площадью 392,8 га для ведения крестьянско-фермерского хозяйства своей деятельности сроком на 10 лет, в качестве основания для предоставления земельного участка КФХ указан подп. 15, п. 2, ст. 39.6 ЗК РФ.
В заявлении указан почтовый адрес для связи: Благовещенский район, с. Чигири, ул. Нагорная, Д.1, с приложением схемы расположения земельного участка, копии свидетельства о регистрации, копии паспорта.
В связи с поступившим 29.05.2017 заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка администрацией сельсовета на сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение N 300517/0490159/01 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе (п.1, ст.39.18 ЗК РФ), с приложением схемы предполагаемого к передаче участка.
31.07.2017 в Администрацию Новокиевского сельсовета поступило заявление от ООО "ВОСТОЧНЫЙ АГРОЦЕНТР" о предоставлении в аренду сроком на 5 лет аренду земельных участков из категории земель с/х назначения, разрешенное использование: под с/х производство, с кадастровыми номерами 28:17:011807:102 общей площадью 7 840 075 кв. м.; 28:17:011807:104 общей площадью 7 798 235 кв. м., 28:01:000000:486 общей площадью 33625000 кв. м., расположенных по адресу: Амурская область, Мазановский район, с приложением выписки из единого гос. реестра юр. лиц, кадастровых паспортов на з/у, доверенности представителя.
Поскольку по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступило, Администрацией 01.08.2017 принято постановление N 36 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Постановлением от 04.08.2017 N 38 администрация отказала обществу в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 28:17:011807:104; 28:17:011807:486; 28:17:011807:104.
В обоснование отказа администрация письмом от 04.08.2017 N 280 разъяснила обществу, что в отношении земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:104 решением Арбитражного суда Амурской области от 10.07.2017 на ООО "Торговый дом "МИР" была возложена обязанность возвратить данный земельный участок в собственность муниципального образования "Новокиевский сельсовет"; решение суда не вступило в законную силу, поэтому на сегодняшний день земельный участок с кадастровым N. 28:1 7:011807:104 обременен правом аренды ООО "Торговый дом "МИР".
В отношении земельного участка с кадастровым N 28:17:000000:486, администрация разъяснила, что данный земельный участок был выделен в счет невостребованных земельных долей, при этом для земельных участков выделенных органом местного самоуправления в счет невостребованных земельных долей Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) установлен особый порядок предоставления. В силу пункта 5.1, ст. 10 данного Федерального закона земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Обществу не может быть предоставлено преимущественное право на заключение договора аренды участка выделенного в счет невостребованных долей, поскольку данное общество никогда не использовало земли бывшего ТОО "Новокиевское", также заявителем не представлено документов, что последний является сельскохозяйственной организацией.
В отношении земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:102, администрация указала, что данный земельный участок также не может быть предоставлен заявителю по основаниям, установленным ЗК РФ, поскольку одновременно с заявлением ООО "ВОСТОЧНЫЙ АГРОЦЕНТР" о предоставлении земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:102, поступило аналогичное заявление ООО "Торговый дом "МИР", следовательно, участок должен был бы выставлен на аукцион; однако в силу подпункта 16, пункта 8, статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления; Администрацией уже принято решение о предварительном согласовании предоставлении части участка с кадастровым N 28:17:011807:102 по правилам, установленным ст.39.15 ЗК РФ, в связи, с чем данный земельный участок в полном объеме не может быть предоставлен.
В отношении второй части земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:102 администрацией сельсовета опубликовано объявление на сайте www.torgi.gov.ru.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями администрации N 36, N 38, общество обратилось с настоящим заявлением (с учетом принятых уточнений) в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка может обратиться гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; цель использования земельного участка; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи; при этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как установлено судом, изложенные выше требования при подаче заявления КФХ Вага А.Н. были соблюдены, а именно, в заявлении КФХ указало основание для предоставления земельного участка - подп. 15, п. 2, ст. 39.6 ЗК РФ, вид испрашиваемого права, кадастровый номер участка, из которого предлагалось образовать земельный участок, цель использования земельного участка, к заявлению были приложены схема расположения земельного участка, копия свидетельства о регистрации, копия паспорта.
При этом в рассматриваемом случае, не требовалось представления с заявлением документов, предусмотренных п. 40 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если такое решение принято иным уполномоченным органом; Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).
Таким образом, как верно отмечено судом, оснований для возврата такого заявления, у администрации не имелось.
Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно- телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
По пункту 7 статьи 39.18 ЗК РФ уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
То есть, земельное законодательство предусматривает специальный порядок приобретения прав на участки, предназначенные для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В силу пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости, и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Судом по материалам дела установлено, и данное обстоятельство не опровергнуто заявителем жалобы, что принятие постановления Администрации N 36 о предварительном согласовании предоставления части земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:102 общей площадью 392,8 га для ведения крестьянско-фермерского хозяйства своей деятельности осуществлено в соответствии с перечисленными выше нормами права.
При этом, как верно указано судом, ссылка заявителя на то, что в отношении всего земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:102 администрация была обязан провести аукцион ввиду наличия 2 заинтересованных лиц - ИП Садыков А.В. и ООО Торговый дом "Мир", является несостоятельной, поскольку вступившим в законную силу решением суда по делу N А04-3592/2015 установлено создание администрацией Романкауцкого сельсовета схемы незаконного предоставления земельных участков путем применения упрощенной процедуры (без проведения торгов) лицам, не занимавшимся и не намеренным заниматься сельхозпроизводством с последующим отчуждением права аренды обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "МИР".
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств обращения указанных лиц в администрацию Новокиевского сельсовета о предоставлении земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:102 на каком-либо законном основании до подачи соответствующего заявления от КФХ Вага А.Н.
Таким образом, отказ администрации в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:102, является правомерным и не нарушает требования ЗК РФ.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А04- 3592/2015, установлено, что земельный участок с кадастровым N 28:17:000000:486 был сформирован за счет невостребованных земельных долей право собственности Романкауцкого сельсовета, на которые было признано Мазановским районным судом.
Пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом; указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Условиями реализации права на заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101 порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Согласно п. 8 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Материалами дела установлено, что на момент регистрации права собственности Новокиевского сельсовета на земельный участок с кадастровым N 28:17:000000:486 участок был обременен правом аренды ООО "Торговый дом "МИР"; судебное разбирательство по делу N А04-3592/2015 о признании ничтожным договора аренды земельного участка не было завершено, то есть, на момент регистрации права собственности Администрация не могла опубликовать извещение, предусмотренное положениями Федерального закона N 101-ФЗ.
Кроме того, регистрация права собственности Новокиевского сельсовета на земельный участок в феврале 2016 года имела необходимый характер, связанный с объединением Романкауцкого и Новокиевского сельсоветов.
В процессе рассмотрения Арбитражным судом Амурской области дела N А04-3592/2015 было установлено, что при предоставлении администрацией Романкауцкого сельсовета земельного участка Садыкову А.В извещение о возможности приобретения земельного участка КФХ или сельскохозяйственными организациями не опубликовывалось; отсутствие такого объявления привело не только к нарушению требований Федерального закона N 101-ФЗ, но и к нарушению прав КФХ или сельскохозяйственных организаций; в связи с этим, после снятия обременения правом аренды ООО "Торговый дом "МИР" администрация сельсовета 28.07.2017 дала объявление в газете "Амурская правда" о возможности приобретения земельного участка КФХ или сельскохозяйственными организациями.
Ссылка заявителя на то, что при наличии второго заявления администрация обязана была провести аукцион, правомерно не принята во внимание, поскольку, как верно отметил суд, с момента подачи администрацией объявления в газете "Амурская правда" о возможности приобретения земельного участка КФХ не прошло шести месяцев.
Администрацией правомерно установлено, что заявитель не обладает преимущественным правом на приобретение земельного участка с кадастровым N 28:17:000000:486 применительно к пункту 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101.
Кроме того, заявитель не является крестьянским (фермерским) хозяйством или, сельскохозяйственной организацией, участвующей в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в соответствии п. 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ (обратного заявителем не доказано),в связи с чем, правовых оснований для предоставления обществу земельного участка с кадастровым N 28:17:000000:486 без торгов у администрации не имелось.
В отношении отказа администрации в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:104, судом установлено следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 10.07.2017 делу N А04-3591/2015 договор аренды земельного участка с кадастровым N 28:17:011807:104 признан ничтожным, на ООО "Торговый дом "МИР" возложена обязанность возвратить земельный участок Новокиевскому сельсовету, то есть на момент рассмотрения администрацией сельсовета заявления ООО "Восточныйагроцентр" земельный участок с кадастровым N 28:17:011807:104 был обременен правом аренды ООО "Торговый дом "МИР" и у администрации сельсовета также не имелось правовых оснований на распоряжение этим земельным участком.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, указанное обстоятельство не является препятствием для повторного обращения заявителя в администрацию в целях предоставления данного земельного участка.
Также судом установлено, что наличие здания гаражного бокса с кадастровым N 28:17:011807:123 на земельном участке с кадастровым N 28:17:011807:104 основанием для отказа в предоставлении земельного участка не являлось, в связи с чем, доводы заявителя о допущенном незаконном бездействии Администрации, касающегося не раздела данного земельного участка, правомерно не приняты судом.
Доводы заявителя о том, что администрация должна была вернуть заявление общества, а не отказывать обществу в предоставлении земельных участков, также не состоятельны, исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявление общества о предоставлении земельных участков подано в порядке ст.39.17 ЗК РФ (по процедуре - без проведения торгов).
При подаче заявления обществом были нарушены требования подп.4 (не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ), подп.7 (не указана цель использования земельного участка), подп.10 (не указан почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем) п.1, ст.39.17 ЗК РФ.
Ка верно установлено судом, что при рассмотрении заявления общества у Администрации имелись законные основания для отказа в предоставлении без торгов всех трех испрашиваемых участков, таким основаниями явились: по земельному участку с кадастровым N 28:17:000000:486 - отсутствие преимущественного права установленного п.5.1 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ; по земельному участку с кадастровым N 28:17:011807:102 - предварительное согласование предоставления части данного участка, а также публикация извещения о возможном предоставлении второй части участка (п. 13, п.22, ст.39.16 ЗК РФ - решение по делу N А04-3987/2017), по земельному участку с кадастровым N 28:17:011807:104 - обременение земельного участка правом аренды (п.2, п.1, ст.39.16 ЗК РФ).
При указанных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что у администрации имелись правовые основания для рассмотрения заявления общества по существу.
С учетом изложенного, постановления N 38 от 04.08.2017; N 36 от 01.08.2017 являются законными и не нарушают интересы ООО "ВОСТОЧНЫЙ АГРОЦЕНТР", в связи чем, у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя о признании их незаконными.
В части прекращения судом первой инстанции производства по делу на основании п. 4 ч. 1 статьи 150 АПК РФ, заявителем жалобы каких-либо возражений не приведено.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Подлежит отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции довод общества о том, что к участию в деле неправомерно не привлечен уполномоченный по защите прав предпринимателей, так как лицами, участвующими в деле, такое ходатайство не заявлялось, а судом первой инстанции основания для привлечения к участию в деле названного лица, не установлены.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого решения суда первой инстанции.
Излишне уплаченная 07.03.2018 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 28 декабря 2017 года по делу N А04-9388/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВОСТОЧНЫЙ АГРОЦЕНТР" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно чека-ордера ПАО "Сбербанк" от 07.03.2018. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.