г. Пермь |
|
08 мая 2018 г. |
Дело N А60-43101/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Ивановой Н.А., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 января 2018 года,
принятое судьей Матущак Ю.В.
по делу N А60-43101/2017
по иску Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (ИНН 7453044714, ОГРН 1027403884375)
к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ИНН 6666009335, ОГРН 1026600938616)
о взыскании неустойки по государственному контракту,
установил:
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (далее - истец, ГУФСИН России по Челябинской области) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - ответчик, ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области) о взыскании договорной неустойки за несвоевременную поставку товара по государственному контракту от 31.12.2013 N 575 за период с 31.05.2014 по 30.09.2014 в сумме 114 588,46 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 17 января 2018, судья Ю.В. Матущак Ю.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не огласившись с выводами суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ГУФСИН России по Челябинской области указывает на то, что исполнение контракта осуществлено в 2014 году, в связи с чем списание неустоек, предусмотренное Постановлениями Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - постановление N 196), от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - постановление N 190) не допускается. Кроме того, правом на списание неустоек относительно государственного контракта от 31.12.2013 N 575 ГУФСИН России по Челябинской области не воспользовалось.
Истец просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2018 по делу N А60-43101/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области представило письменный отзыв, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участников процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 31.12.2013 между ГУФСИН России по Челябинской области (государственный заказчик) и ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области (поставщик) заключен государственный контракт N 575, по условиям которого поставщик в рамках исполнения государственного оборонного заказа на 2014 год обязуется передать грузополучателю, уполномоченному государственным заказчиком, качественную пищевую продукцию: картофель сушеный, выработанный по ГОСТ 28432-90, в количестве, по цене, адресу и в сроки, предусмотренные ведомостью поставки и отгрузочной разнарядкой, а государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату товара согласно условиям контракта.
Пунктом 3.1. контракта от 31.12.2013 установлено, что цена контракта составляет 17 463 600 руб.
Согласно пункту 8.3 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от цены просроченного к поставке товара.
В период действия контракта ответчик поставил согласованный товар, поставка части товара осуществлена с нарушением установленного контрактом срока, что ответчиком не оспаривается.
По расчету истца общая сумма предъявленной неустойки составила 114 588,46 руб.
Направленная в адрес ответчика претензия оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ГУФСИН России по Челябинской области с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на положения постановлений N 190 и 196, предусматривающие обязанность заказчиков осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
В силу пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Пунктом 7.3 контракта установлен порядок начисления неустойки и направления заказчиком требования об уплате неустойки в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ) в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Порядок списания начисленных сумм неустоек в 2015 году устанавливался постановлением N 196.
Пунктом 1 постановления N 196 на заказчиков возложена обязанность предоставлять отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
В силу пункта 2 постановления N 196 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 постановления, допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Как установлено подпунктом "а" пункта 3, пунктом 4 названного постановления, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), о чем заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (пункт 5 постановления N 196).
Постановление N 196 подготовлено во исполнение плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а предоставление отсрочки уплаты неустойки и (или) осуществление ее списания являлось антикризисной мерой, направленной на снижение финансовой нагрузки на поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов.
По смыслу названного постановления списание, отсрочка уплаты начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при соблюдении указанных в них условий является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
Пунктами 3, 5 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2015 N 98н "О порядке осуществления заказчиком в 2015 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" установлено, что списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности. В случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.
Указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, по смыслу названных постановлений списание, отсрочка уплаты начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при соблюдении указанных в них условий является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
Таким образом, поскольку основания для применения мер по стабилизации экономики, предусмотренных частью 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ и постановлением N 196, установлены, размер предъявленной к взысканию неустойки не превышает 5 процентов от цены контракта, что истцом не опровергнуто, в материалах дела содержатся доказательства исполнения ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области обязательств в полном объеме в 2014 году, судебная коллегия приходит к выводу о том, что взыскание с ответчика начисленной неустойки нарушает требования законодательства и законные интересы учреждения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда от 24.01.2018 является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца ГУФСИН России по Челябинской области удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУФСИН России по Челябинской области освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2018 года по делу N А60-43101/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.