г. Санкт-Петербург |
|
08 мая 2018 г. |
Дело N А21-11648/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7405/2018) ГУ - УПФР в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2018 по делу N А21-11648/2017 (судья Сергеева И.С.), принятое
по заявлению ОАО "Светловский водоканал"
к ГУ - УПФР в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное)
о признании недействительным (в части) решения от 11.09.2017 N 049V12170000272, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Открытое акционерное общество "Светловский водоканал" (ОГРН 1103925017294, место нахождения: Калининградская область, г. Светлый, ул. Советская, д.47; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) (ОГРН 1023902054550, место нахождения: Калининградская область, г. Светлогорск, Калининградский проспект, д.68а; далее - фонд) от 11.09.2017 N 049V12170000272 в части начисления страховых взносов в сумме 24 974 руб. 52 коп. по дополнительному тарифу в отношении выплат Естифееву Б.А., пени в сумме 4 044 руб. 48 коп. и штрафа за неполную уплату страховых взносов в сумме 4 994 руб. 90 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 15.02.2018 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проверки выявлены расхождения между представленными страхователем данными (РСВ-1) и данными бухгалтерского учета. Фондом установлено, что страхователь за проверяемый период занизил облагаемую базу за август на общую сумму 16 322 руб. 84 коп. (в отношении 5 чел.), за сентябрь на общую сумму 9 857 руб. 12 коп. (в отношении 2 чел.), за ноябрь на общую сумму 14 313 руб. 23 коп. (в отношении 2 чел.), за декабрь на общую сумму 11 766 руб. 29 коп. (в отношении 2 чел.). В результате данного нарушения сумма неуплаченных страховых взносов за 2016 год составила 14 162 руб. 28 коп., в том числе ОПС (страховая часть) - 11 497 руб. 07 руб., ФФОМС - 2 665 руб. 21 коп.
Кроме того, фондом выявлен факт занижения базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу сотруднику Естифееву Б.А. по выплатам, начисленным в рамках трудовых отношений, на общую сумму 624 362 руб. 84 коп., в том числе: за 2014 год - 206 668 руб. 65 коп., за 2015 год - 202 911 руб. 87 коп., за 2016 год - 214 782 руб. 32 коп. Сумма неуплаченных страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), составила 24 974 руб. 52 коп., в том числе: за 2014 год - 8 266 руб. 75 коп., за 2015 год - 8 116 руб. 47 коп., за 2016 год - 8 591 руб. 30 коп.
Выявленные нарушение отражены в акте от 18.08.2017 N 049V10170000396.
Решением от 11.09.2017 N 049V12170000272 общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в виде штрафа в сумме 7 827 руб. 36 коп. Заявителю доначислены страховые взносы в общей сумме 39 136 руб. 80 коп. и пени в сумме 4 222 руб. 47 коп.
Не согласившись с законностью решения фонда от 11.09.2017 N 049V12170000272 в части доначисления страховых взносов в сумме 24 974 руб. 52 коп. по дополнительному тарифу в отношении выплат Естифееву Б.А., пени в сумме 4 044 руб. 48 коп. и штрафа за неполную уплату страховых взносов в сумме 4 994 руб. 90 коп., общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд, признав заявленные обществом требования обоснованными, удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2013 год в размере 2%, на 2014 год - 4%, на 2015 год и последующие годы - 6%.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время подлежат применению Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991.
Пунктом 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц зависит от того, включается или нет такой период работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона N 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от N 516 (далее - Правила N 516).
В силу пунктов 5, 6 Правил N 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени.
При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
Согласно оспариваемому решению обществом не начислены страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты работающему пенсионеру Естифееву Б.А., выработавшему льготный стаж, получающему пенсию и продолжающему работать по специальности "Электрогазосварщик".
Согласно СпискуN 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, специальность "Электрогазосварщик" определена разделом XXXIII Общие профессии, в связи с чем, фонд считает, что с выплат, начисленных Естифееву Б.А. за 2014-2016 годы, следует осуществлять исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 4%.
Между тем страховые взносы по дополнительному тарифу направлены на обеспечение прав работников на получение досрочной пенсии, в связи с чем страхователь несет обязанность производить исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу только с сумм, производимых работникам, не выработавшим льготный стаж.
Естифеев Б.А. является работающим пенсионером, вышедшим на пенсию 25.03.2001 по льготному стажу в 55 лет.
Таким образом, работающему пенсионеру Естифееву Б.А. уже была досрочно назначена трудовая пенсия по старости. Повторного назначения трудовой пенсии по старости и соответственно, необходимость исчисления дальнейшего льготного стажа в целях ее назначения, действующее законодательство не предусматривает.
В силу вышеизложенного на выплаты, произведенные работнику- пенсионеру, который выработал льготный стаж и получает трудовую пенсию по старости, но продолжает работать во вредных условиях, пенсионные взносы по дополнительному тарифу не начисляются.
Следовательно, применение дополнительного тарифа в такой ситуации не соответствует целям установления этого тарифа, поскольку повторное возникновение обязательств со стороны фонда по досрочному назначению пенсии исключено.
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2018 по делу N А21-11648/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.