г. Владимир |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А11-3153/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Вечканова А.И., Волгиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогановым С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Князева Владимира Анатольевича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.12.2017 по делу N А11-3153/2017, принятое по иску индивидуального предпринимателя Жаворонковой Яны Сергеевны (ОГРНИП 311333524500019, ИНН 330903329724) к индивидуальному предпринимателю Князеву Владимиру Анатольевичу (ОГРНИП 304333514700042, ИНН 332300115099), при участии третьих лиц - Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, администрации Собинского района, об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по организации перевозок пассажиров в междугородном и пригородном сообщении,
в судебном заседании приняли участие:
от истца - Колесников В.Д. по доверенности от 02.04.2018 (сроком на один год);
от ответчика - не явился, извещен;
от третьих лиц - не явились, извещены,
установил:
индивидуальный предприниматель Жаворонкова Яна Сергеевна (далее - ИП Жаворонкова Я.С., истец) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Князеву Владимиру Анатольевичу (далее - ИП Князев В.А., ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по организации перевозок пассажиров в междугородном и пригородном сообщении от 20.01.2017 N 3П, о взыскании расходов на оплату услуг представителя по настоящему делу в сумме 40 000 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, администрация Собинского района.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 26.12.2017 частично удовлетворил исковые требования, определив пункты 1.1, 2.4.1, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.8, 2.4.9, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4.3.5, 7.1, 7.2 договора в следующей редакции:
- пункт 1.1: "по настоящему договору автовокзал обязуется оказывать перевозчику услуги в сфере организации обслуживания пассажиров, перевозимых перевозчиком на маршрутах и по расписанию, указанных в паспорте маршрута (при осуществлении перевозок между субъектами РФ), либо согласованных в договоре с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства (на междугородных и пригородных межмуниципальных маршрутах) или в договоре с органом местного самоуправления муниципального образования Владимирской области (на пригородных внутримуниципальных маршрутах), а именно услуги по организации перевозок пассажиров (предоставление зала ожидания, необходимой информации и расписания рейсов, создание условий для отдыха водителей перевозчика, площадки для отстоя и разворота автобусов), оказание услуг диспетчерского обслуживания, а также билетно-кассового обслуживания, а перевозчик обязуется оплатить эти услуги";
- пункт 2.4.1: "осуществлять обслуживание перевозчика и пассажиров (до отправления на автобусах перевозчика), в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства Российской Федерации N112 от 14.02.2009), Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Владимирской области";
- пункт 2.4.4: "своевременно производить текущую продажу билетов на проезд и провоз подлежащего оплате багажа, по маршрутам, обслуживаемым перевозчиком, согласно расписанию и предоставленных автовокзалу таблиц стоимости проезда";
- пункт 2.4.5: "организовывать расчеты с пассажирами, сбор денежной выручки и перечисление денежной выручки на расчетный счет перевозчика, за исключением сумм причитающихся автовокзалу согласно раздела 3 настоящего договора";
- пункт 2.4.8: "выдавать пассажирам, перевозимым перевозчиком, в соответствии с пунктом 2.2.4 нулевые и льготные билеты, при условии предъявления пассажиром в кассу автовокзала предусмотренных законодательством документов, удостоверяющих право соответственно на бесплатный и льготный проезд";
- пункт 2.4.9: "обеспечить посадку пассажиров "посадчиками" согласно посадочной ведомости после чего ведомости передаются кондуктору или водителю маршрута";
- пункт 3.1: "стоимость услуг автовокзала, оказанных по настоящему договору устанавливается в следующих размерах: 17 % от суммы реализации билетов за проезд пассажиров на пригородные маршруты, согласованные в договоре с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (междугородние и пригородные межмуниципальные маршруты) без НДС (НДС не облагается на основании статьи 346.11 НК РФ); 17 % от суммы реализации месячных и социальных проездных билетов на пригородные маршруты, согласованные в договоре с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (междугородние и пригородные межмуниципальные маршруты) без НДС (НДС не облагается на основании статьи 346.11 НК РФ)";
- пункт 3.2: "расчеты за оказанные автовокзалом услуги осуществляются
в следующем порядке: автовокзал самостоятельно удерживает причитающуюся ему сумму денежных средств в размере, предусмотренном в пунктах 3.1 договора. Остальная часть денежной выручки, причитающаяся перевозчику, перечисляется автовокзалом на расчетный счет перевозчика каждые пять рабочих дней";
- пункт 3.3: "по итогам работы за каждый месяц автовокзалом проводится подтверждение сверки расчетов продаж и оплат";
- пункт 3.4: "основанием для выставления счетов служат посадочные ведомости, ведомости продажи месячных и социальных проездных билетов";
- пункт 4.3.5: "в случае отъезда автобусов по маршруту с территории автовокзала без специальных отметок автовокзала в путевом листе и (или посадочной ведомости, перевозчик уплачивает автовокзалу штраф в размере 50 рублей (при наличии вины перевозчика)";
- пункт 7.1: "договор вступает в силу с момента составления (20.01.2017) и действует по 31 января 2018 года";
- пункт 7.2: "настоящий договор может быть досрочно прекращен в случае аннулирования лицензии у перевозчика на осуществление деятельности перевозки пассажиров автомобильным транспортом".
Суд исключил из договора от 20.01.2017 N 3П пункты 3.1.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4, 4.5, а также взыскал с ответчика в пользу истца 17 945 руб. расходов на оплату услуг представителя и 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Князев В.А. обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части согласования спорного условия договора, изложенного в п. 3.1 договора от 20.01.2017 N 3П, в редакции ИП Жаворонковой Я.С.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, автовокзал не отвечает требованиям объекта дорожного сервиса, и ИП Жаворонкова не может оказывать весь спектр услуг, предполагаемых к объектам такого рода, а следовательно не может требовать от перевозчика процент за свои услуги.
Отметил, что истцом не было предоставлено доказательств экономически обоснованного и мотивированного с точки зрения законодательства расчета стоимости услуг автовокзала по указанному договору.
Считает, что стоимость услуг государственного унитарного предприятия не может являться показателем для стоимости услуг, оказываемых индивидуальным предпринимателем.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве указал на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Ходатайством от 09.04.2018 Департамент просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Главы муниципального образования Собинского района г. Собинки Владимирской области от 02.11.2012 N 579 единственным местом отправления и прибытия автобусов в пригородных и междугородних сообщениях на территории муниципального образования города Собинки является автостанция, расположенная по адресу: г. Собинка, ул. Садовая, д. 9А.
Постановлением администрации Владимирской области от 31.05.2016 утвержден Перечень остановочных пунктов, которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. В городе Собинке таким пунктом определен автовокзал, принадлежащий ИП Жаворонковой Я.С.
ИП Жаворонкова Я.С. предоставляет услуги автовокзала перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном и пригородном сообщении на основании договоров, заключенных с перевозчиками.
Ответчик является перевозчиком по муниципальному контракту на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на пригородных муниципальных маршрутах регулярных
перевозок от 15.02.2017 N Ю-03/97, заключенному между администрацией муниципального образования Собинский район и ИП Князевым В.А.
Стороны выразили намерения на заключение договора на оказание услуг по организации перевозок пассажиров в междугородном и пригородном сообщении, в связи с чем ИП Жаворонкова Я.С. (именуемая в дальнейшем - автовокзал) направила в адрес ответчика (именуемый в дальнейшем - перевозчик) подписанный с ее стороны договор на оказание услуг по организации перевозок пассажиров в междугородном и пригородном сообщении от 20.01.2017 N 3П, согласно которому автовокзал обязуется оказывать перевозчику услуги в сфере организации обслуживания пассажиров, перевозимых перевозчиком на маршрутах и по расписанию, указанных в паспорте маршрута (при осуществлении перевозок между субъектами РФ), либо согласованных в договоре с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства (на междугородных и пригородных межмуниципальных маршрутах) или в договоре с органом местного самоуправления муниципального образования Владимирской области (на пригородных внутримуниципальных маршрутах), а именно услуги по организации перевозок пассажиров (предоставление зала ожидания, необходимой информации и расписания рейсов, создание условий для отдыха водителей перевозчика, площадки для отстоя и разворота автобусов), оказание услуг диспетчерского обслуживания, а также билетно-кассового обслуживания, а перевозчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.4.1 договора автовокзал обязался осуществлять обслуживание перевозчика и пассажиров (до отправления на автобусах "Перевозчика"), в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ N 112 от 14.02.2009), Федеральным законом от 13.07.2015 N220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Владимирской области".
Согласно пункту 2.4.4 договора автовокзал имеет право своевременно производить текущую продажу билетов на проезд и провоз подлежащего оплате багажа по маршрутам, обслуживаемым перевозчиком, согласно расписанию и предоставленных автовокзалу таблиц стоимости проезда.
В силу пункта 2.4.5 договора автовокзал имеет право организовать расчеты с пассажирами, сбор денежной выручки и перечисление денежной выручки на расчетный счет перевозчика, за исключением сумм, причитающихся автовокзалу согласно разделу 3 настоящего договора.
В соответствии с пунктом 2.4.8 договора автовокзал имеет право выдавать пассажирам, перевозимым перевозчиком, в соответствии пунктом 2.2.4 договора нулевые и льготные билеты, при условии предъявления пассажиром в кассу автовокзала предусмотренных законодательством документов, удостоверяющих право соответственно на бесплатный и льготный проезд.
Автовокзал имеет право обеспечить посадку пассажиров "посадчиками" согласно посадочной ведомости после чего ведомости передаются кондуктору или водителю маршрута. Осуществлять на территории автовокзала города Собинка, а также на территории контроля, контроль посадки водителями или иными работниками перевозчика пассажиров без билетов либо с билетами, оформленными работниками перевозчика после отправления от автовокзала, автостанции, остановочного пункта в целях обеспечения выполнения требований действующего законодательства. Территория контроля определяется: при выполнении перевозчиком пригородных маршрутов - до первой тарифной остановки, указанной в паспорте маршрута либо в карте маршрута (пункт 2.4.9 договора).
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что стоимость услуг автовокзала, оказанных по настоящему договору, устанавливается в следующих размерах:
- 17 процентов от суммы реализации билетов за проезд пассажиров на пригородные маршруты, согласованные в договоре с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (междугородние и
пригородные межмуниципальные маршруты) без НДС (НДС не облагается на основании главы 26.2 статьи 346.11 НК РФ);
- 17 процентов от суммы реализации месячных и социальных проездных билетов на пригородные маршруты, согласованные в договоре с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (междугородние и пригородные межмуниципальные маршруты) без НДС (НДС не облагается на основании главы 26.2 статьи 346.11 НК РФ).
Пункт 3.1.1 предусматривает, что за оказание услуг, предусмотренных пунктом 2.4.9 настоящего договора: 150 рублей (без учета НДС) - за каждого посаженного пассажира, не имеющего билета, либо имеющего билет, оформленный работником перевозчика после отправления от автовокзала.
Согласно пункту 3.2 договора расчеты за оказанные автовокзалом услуги осуществляются в следующем порядке: автовокзал самостоятельно удерживает причитающуюся ему сумму денежных средств в размере, предусмотренном в пунктах 3.1, 3.1.1 договора. Остальная часть денежной выручки, причитающаяся перевозчику, перечисляется автовокзалом на расчетный счет перевозчика каждые 5 рабочих дней.
По итогам работы за каждый месяц автовокзалом проводится подтверждение объема проводок и оплат (пункт 3.3 договора).
В силу пункта 3.4 договора основанием для выставления счетов служат посадочные ведомости, ведомости продажи месячных и социальных проездных билетов.
За задержку отправления автобуса свыше 15 минут перевозчик выплачивает автовокзалу 50 рублей за каждый случай (пункт 4.3.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.3.3 договора за каждый случай подачи автобуса меньшей вместимости, предусмотренной расписанием, без уведомления автовокзала, согласно пункту 2.2.6 договора, перевозчик выплачивает автовокзалу 50 рублей.
За отклонение от маршрута движения автобуса, согласованного в установленном порядке и указанного в паспорте маршрута, перевозчик уплачивает автовокзалу штраф в размере 500 рублей (при наличии акта- рапорта), кроме случаев невозможности движения автобусов по утвержденному маршруту следования ввиду проведения дорожно-ремонтных и прочих работ (пункт 4.3.4 договора).
Пунктом 4.3.5 договора в случае отъезда автобусов по маршруту с территории автовокзала без специальных отметок автовокзала в путевом листе и (или) посадочной ведомости, перевозчик уплачивает автовокзалу штраф в размере 200 рублей (при наличии вины перевозчика).
Санкции, предусмотренные пунктами 4.2.1 - 4.3.7 договора, взыскиваются на основании одного из следующих документов, подтверждающего факт неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной настоящего договора своих обязательств: посадочная ведомость, путевой лист, двусторонний акт, составленный уполномоченным представителем "Автовокзала" и водителем автобуса перевозчика, акт-рапорт, составленный не менее чем двумя работниками автовокзала (пункт 4.5 договора).
В соответствии с пунктом 7.1 договор вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2020 года. Условия настоящего договора применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 01 января 2017 года.
Пунктом 7.2 договора предусмотрено, что настоящий договор прекращает своё действие в целом в случае аннулирования лицензии перевозчика. Настоящий договор прекращает свое действие в отношении соответствующего маршрута регулярных перевозок в случаях:
- прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам);
- прекращения действия государственного или муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам;
- прекращения действия договора (контракта), заключенного перевозчиком с заказчиком перевозок.
В процессе урегулирования разногласий по договору ответчик направил в адрес истца протокол разногласий договору от 20.01.2017, согласно которому ответчик предлагал:
- исключить из пункта 1.1 договора текст: "а также билетно-кассового обслуживания";
- пункт 2.2.16 - дополнить настоящий договор пунктом 2.2.16 изложить его в следующей редакции: Перевозчик производит продажу билетов на проезд и провоз багажа, подлежащего оплате по обслуживаемым маршрутам самостоятельно (согласно постановлению правительства РФ N 112 от 14.02.2009);
- пункт 2.2.17- дополнить настоящий договор пунктом 2.2.17 и изложить его в следующей редакции: реализацию месячных и социальных проездных билетов на пригородные маршруты осуществляется перевозчиком самостоятельно;
- пункт 2.4.1 дополнить словами следующего содержания "Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
- пункты 2.4.4, 2.4.5, 2.4.8, 2.4.9, а также пункты 3.1.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4, 4.3.5, 4.5 договора исключить полностью;
- пункт 3.1 договора изложить в следующей редакции: "установить фиксированный платеж в размере 16 700 рублей в месяц. Оплата производится по окончании месяца в течении трех рабочих дней" на основании выставленных счетов и актов выполненных работ;
- из пункта 3.1 договора исключить следующее: "17 процентов от суммы реализации месячных и социальных проездных билетов на пригородные маршруты, согласованные в договоре с МО Собинского района пригородные междугородние маршруты, согласованные договоре Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области без НДС (НДС не облагается на основании статьи 346.11 НК РФ)";
- пункт 4.2.2 - дополнить настоящий договор пунктом 4.2.2 и изложить его в следующей редакции: В случае отъезда автобусов по маршруту с территории "Автовокзала" без специальных отметок "Автовокзал" в путевом листе и (или) посадочных ведомости, по вине "Автовокзала" последний уплачивает штраф "Перевозчику" в размере 50 руб., за каждый случай (при наличии вины "Автовокзала");
- пункт 4.3.5 договора изложить в следующей редакции: "_.штраф в размере 50 рублей_.";
- пункт 7.1 договора изложить в следующей редакции: "Договор вступает в силу с момента подписания и действует по 31.12.2017";
- пункт 7.2 договора изложить в следующей редакции: "Настоящий договор может быть досрочно прекращен в случае аннулирования лицензии у "Перевозчика" на осуществление деятельности перевозки пассажиров автомобильным транспортном".
ИП Жаворонкова Я.С. с предложенными перевозчиком в протоколе разногласий условиями договора не согласилась, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
На основании статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от их исполнения не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как следует из пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направивший оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к иным, помимо публичного договора, случаям, когда для стороны обязательно заключение договора.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Как установлено судом, в настоящее время порядок организации регулярных межрегиональных маршрутов регулируется Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ от 13.07.2015).
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта, Закон N 259-ФЗ) маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определяются в установленном порядке.
На основании пункта 2 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозки), автовокзалом признается объект транспортной инфраструктуры, включающей в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки.
Поскольку автостанция, расположенная по адресу: г.Собинка, ул.Садовая, 9а, определена как единственное место отправления и прибытия автобусов в пригородных и междугородних сообщениях на территории муниципального образования горда Собинки, истец не вправе отказать ответчику в предоставлении услуг автовокзала.
Таким образом, спорный договор является для истца обязательным к заключению.
Предметом апелляционного обжалования явилось несогласие ответчика с принятием условия договора, изложенного в пункте 3.1 договора N 3П от 20.01.2017, в редакции ИП Жаворонковой Я.С.
Пункт 3.1 договора касается порядка возмещения стоимости услуг, оказываемых истцом и предложен им в следующей редакции: 17 (семнадцать) процентов от суммы реализации билетов за проезд пассажиров на пригородные маршруты, согласованные в договоре с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (междугородние и пригородные межмуниципальные маршруты) без учета НДС (НДС не облагается на основании статьи 346.11 НК РФ); 17 (семнадцать) процентов от суммы реализации месячных и социальных проездных билетов на пригородные маршруты, согласованные в договоре с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (междугородние и пригородные межмуниципальные маршруты) без учета НДС (НДС не облагается на основании статьи 346.11 НК РФ)".
В редакции ответчика данный пункт изложен следующим образом: "установить фиксированный платеж в размере 16 700 рублей в месяц. Оплата производится по окончании месяца в течение трех рабочих дней" на основании выставленных счетов и актов выполненных работ"; исключена полностью следующая трактовка: "17 процентов от суммы реализации месячных и социальных проездных билетов на пригородные маршруты, согласованные в договоре МО Собинского района и междугородние и пригородные межмуниципальные маршруты с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области без НДС (НДС не облагается на
основании статьи 346.11 НК РФ).
Нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации не определяют порядок исчисления стоимости оказанных услуг, стоимость услуг, оказанных контрагентом по договору возмездного оказания услуг, должна определяться с учетом требований статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Оценив спорные условия договоров, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что распределение доходов в указанных ИП Жаворонковой Я.С. размерах установлено и в других договорах с иными перевозчиками, указанная ответчиком цена услуг является подтвержденной материалами дела, необходимой для обеспечения рентабельности деятельности коммерческой организации и соблюдения требования законодательства о качестве услуг, оказываемых пассажирам.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно принял условие договора, изложенное в пункте 3.1, в редакции истца.
При этом ответчик не представил суду доказательств экономической обоснованности предлагаемого им вознаграждения в размере фиксированного платежа - 16 700 рублей.
Кроме того, на территории Владимирской области сложилась и действует практика, согласно которой стоимость услуг автовокзалов по договорам с перевозчиками на оказание услуг по организации перевозок пассажиров установлена в размере 17 % и выше от суммы реализации билетов за проезд пассажиров.
Истец представил в материалы дела письмо директора ГУП "Владимирский автовокзал" В.В. Каленова от 05.10.2017 N 01-4/1369, согласно которому оплата услуг автовокзалов и автостанций, входящих в состав ГУП "Владимирский автовокзал" (Владимирский автовокзал, Вязниковский автовокзал, Муромский автовокзал, Суздальский автовокзал, Камешковская автостанция, Судогодская автостанция, кассовый пункт город Покров, Меленковская автостанция, автостанция пос. Красная Горбатка, Юрьев-Польская автостанция, Ковровская автостанция), по договорам, заключенным на 2017 год с перевозчиками на оказание услуг по организации перевозок пассажиров в междугородном и пригородном сообщении, установлена в размере 18,5 процента от суммы реализации билетов на проезд пассажиров, 50 процентов от суммы реализации билетов на провоз багажа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанная ответчиком в спорном пункте договора цена услуг является подтвержденной материалами дела, необходимой для обеспечения рентабельности деятельности коммерческой организации и соблюдения требования законодательства о качестве услуг, оказываемых пассажирам.
Довод ответчика о том, что объект, принадлежащий истцу, не может быть отнесен к автовокзалу, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание, так как в процессе рассмотрения дел N NА11-724/2016, А11-725/2016 и А11-726/2016, установлено, что объект, принадлежащий истцу, является автовокзалом.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом вышеизложенного, решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, обстоятельства дела выяснены судом полно, всесторонне и объективно, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
В остальной части законность и обоснованность судебного акта при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялись.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.12.2017 по делу N А11-3153/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Князева Владимира Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.