г. Москва |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А41-10704/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от Администрации Лотошинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: Круглова М.С., по доверенности от 09.01.2018;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Кислицина М.С., по доверенности от 14.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2018 года по делу N А41-10704/17, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по исковому заявлению Администрации Лотошинского муниципального района Московской области к ТУ Росимущества в Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Лотошинского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ТУ Росимущества в МО, Федеральному агентству лесного хозяйства с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на части земельного участка кадастровый (условный) номер 50-50-98/012/2009-324 (кадастровый номер 50:02:0000000:42), категория земель - земли лесного фонда, расположенный: Московская обл., Лотошинский район, Волоколамское лесничество, в границах наложения на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0000000:7, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный: Московская область, Лотошинский район, Введенский с.о., принадлежащий на праве собственности Муниципальному образованию "Лотошинский муниципальный район Московской области", с координатами, указанными в исковом заявлении (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 января 2018 года по делу N А41-10704/17 исковые требования Администрации Лотошинского муниципального района Московской области удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Федеральное агентство лесного хозяйства обжаловало его в апелляционном порядке.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании апелляционного суда поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Министерства имущественных отношений Московской области против указанных доводов возражал.
Администрация Лотошинского муниципального района Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, ТУ Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приложением N 2 к постановлению Главы администрации Лотошинского района от 15.01.1993 N 16 "О закреплении земель за предприятиями и организациями агропромышленного комплекса" за совхозом "Введенский", в бессрочное пользование был закреплен земельный участок площадью 5677 га.
В 1995 году совхоз "Введенский" был реорганизован в Акционерное общество закрытого типа "Введенское", общество зарегистрировано постановлением Главы администрации Лотошинского района Московской области от 26.06.1995 N 234 (Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия регистрационный номер 185).
Решением главы Администрации Лотошинского района от 26.04.1996, от 19.03.1997 N 131 за АОЗТ "Введенское" было закреплено в бессрочное (постоянное) пользование 14,54 га., в собственность 3201,66 га. для сельскохозяйственного производства (Свидетельство N 154 от 08.09.1997).
На основании постановления Главы Лотошинского района Московской области от 14.02.2000 N 65 были расторгнуты договоры аренды с ТОО "Триумф" (15 га) и АОЗТ "Введенское" (1356 га), а также договор временного пользования землей (969 га) и в постоянное бессрочное пользование АОЗТ "Введенское" для сельскохозяйственного производства были предоставлен земельный участок общей площадью 2334 га.
Постановлением Правительства Московской области от 06.03.2002 N 70/6 "О передаче земель в муниципальную собственность в Лотошинском районе" земельный участок общей площадью 2334 га, ранее находившийся в постоянном (бессрочном) пользовании АО "Введенский", был передан в собственность Муниципального образования "Лотошинский муниципальный район Московской области".
Муниципальное образование "Лотошинский муниципальный район Московской области" является собственником многоконтурного земельного участка общей площадью 21 087 200 кв. метров с кадастровым номером 50:02:0000000:7, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: Московская область, Лотошинский район, Введенский с.о. Право собственности МО "Лотошинский муниципальный район Московской области" на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0000000:7 зарегистрировано в установленном порядке 22.01.2004. (запись о регистрации права муниципальной собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 50-01/02-1/2004-55 от 22.01.2004).
Процедура кадастрового учета в отношении указанного земельного участка осуществлена 22.10.2003, граница земельного участка состоит из 51 контура.
В результате уточнения границ земельного участка площадь указанного земельного участка уточнена и составляет 17 827 725 кв. метра +/- 14 423 кв. метра.
10 апреля 2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 7863,0 га, кадастровый (условный) номер 50-50-98/012/2009-324, категория земель - земли лесного фонда, расположенный: Московская обл., Лотошинский район, Волоколамское лесничество. Запись о регистрации права N 50-50-98/012/2009-324 от 10.04.2009.
Истец, полагая, что в результате отнесения части спорного земельного участка к землям лесного фонда, его право собственности было нарушено, обратился с рассматриваемым иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 1 статьи 68 ЛК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 69 ЛК РФ предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", п. 5 ст. 4.6 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Согласно п. 7 ст. 62.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В настоящее время эти положения закреплены в частях 3 и 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 4 пункта 52 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
С учетом вышеизложенного, истцом в рассматриваемом случае избран надлежащий способ защиты права.
По итогам проведения судебной экспертизы эксперты пришли к следующим выводам:
- сведения ЕГРН на земельный участок 50:02:0000000:7 на 80-85% соответствуют и находятся в границах отводов согласно Плана отвода указанного земельного участка, подготовленного и утвержденного в 2002 году;
- в соответствии с копией Плана лесонасаждений Введенского лесничества Верхне-Рузского лесхоза лесоустройства 1999 года пересечений границ со спорным участком 50:02:0000000:7 нет (либо они незначительные, образованные за счет погрешностей построений), а в соответствии с копией Плана лесного участка лесоустройства 2005- 2008 г.г. пересечения границ со спорным участком имеются;
- спорный участок 50:02:0000000:7 в согласованных границах Плана отвода АОЗТ "Введенское" образовался в 2002 году до проведения лесоустройства Плана лесного участка 2005-2008 годов;
- согласно Плану лесонасаждений Введенского лесничества Верхне-Рузского Лесхоза, а также Планшетов лесоустройства 1999 года, земли АОЗТ "Введенский", согласно Плану отвода 2002 года площадью 2334 га на момент их формирования, не входили в состав земель лесного фонда;
- в соответствии с копией Плана лесонасаждений Введенского лесничества Верхне-Рузского лесхоза лесоустройства 1999 года пересечений границ со спорными землями по данным плана отвода нет (либо они незначительные, образованные за счет погрешностей построений), а в соответствии с копией Плана лесного участка лесоустройства 2005-2008 годов пересечения имеются, координаты пересечений приведены в приложениях;
- площадь наложений составила 6420485, 2 кв. метра (642 га), площадь лесного участка за исключением фрагмента наложения составит 7221 га. Площадь указана ориентировочно и подлежит уточнению в рамках кадастровых работ по межеванию лесных земель участка 50-50-98/012/2009-324.
Исходя из изложенного, с учетом выводов экспертов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:7 были установлены ранее завершения процедуры лесоустройства лесного участка с учетным номером 50-50-98/012/2009-324 и обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2018 года по делу N А41-10704/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10704/2017
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛОТОШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений по Московской области, Министерство сельского хозяйства и природопользования Московской области, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ