г. Москва |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А40-173713/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: И.А. Чеботаревой, П.В. Румянцева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания A.M. Бегзи,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Золотов" на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2018 г. по делу N А40-104152/17 (140-1162) судьи Шевелевой Л.А.
по заявлению ООО "Золотов"
к ИФНС России N 5 по г.Москве
о признании недействительными решений
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Федоров А.В. по дов. от 19.06.2017;
от ответчика: Гомбоева И.В. по дов. 01.09.2017, Голуб М.Е. по дов. от 13.11.2017, Суровцева Е. А. по дов. от 01.11.2017
УСТАНОВИЛ:
ООО Золотов" (далее общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г.Москве (далее заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 15/32 от 28.04.2017 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения ООО "Золотов" к налоговой ответственности в виде уплаты налога на прибыль в сумме 2 344 915 рублей 60 копеек, соответствующих сумм штрафа и пени, налога на добавленную стоимость в сумме 7 867 266 рублей, штрафа в сумме 1 585 036 рублей, пени в сумме 1 536 225 рубля.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2018 г. в удовлетворении заявленных требований отказано, суд сделал вывод о законности и обоснованности решения налогового органа.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт.
Представители ответчика поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет за период с 01.01.2014 по 31.12.2015.
По результатам проведенной проверки инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.04.2017 N 15/32, которым налогоплательщику доначислены налог на прибыль и налог на добавленную стоимость в общей сумме 13 611 861 р., пени в размере 2 087 927 р., штрафы в размере 2 739 311 р.
Налогоплательщик обжаловал решение инспекции в административном порядке.
Решением УФНС России по г.Москве N 21-19/119095 от 03.08.2017 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Так в ходе проведения выездной налоговой проверки инспекцией было установлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с контрагентами ООО "Каприс", ООО "Престиж", ООО "Торгово-промышленная компания".
В ходе проверки было установлено, что между ООО "Золотов" и ООО "Престиж" были заключены договоры: - от 21.12.2011 N 13/11, в соответствии с которым ООО "Престиж" (поставщик) обязуется поставить, а ООО "Золотов" (покупатель) принять и оплатить драгоценные и/или полудрагоценные камни (период осуществления операций с 28.01.2014 по 05.08.2014, общая сумма поставки 23 109 297,40 р., в том числе сумма расходов без НДС 19 584 150,40 р., НДС 3 525 147 р.) и от 01.11.2013 N 14-п, в соответствии с которым ООО "Золотов" (поставщик) обязуется поставить и передать в собственность ООО "Престиж" (покупателю), а Покупатель обязуется принять и оплатить ювелирные изделия из золота 585 и/или 750 проб и/или серебра 925 пробы, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, синтетических камней или без вставок (период осуществления операций с 20.12.2013 по 05.08.2014, общая сумма поставки 24 604 082,78 р. в том числе сумма расходов без НДС 20 850 917,61 р., НДС 3 753 165,17 р.).
В отношении ООО "Престиж" установлено, что организация была зарегистрирована 23.03.2010 по адресу: г.Москва, ул.Смольная, д.12 (адрес "массовой" регистрации), 05.06.2017 исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, руководителем с момента создания 23.03.2010 по 12.08.2014 числилась Крошка Л.И., с 13.08.2014 до прекращения деятельности 05.06.2017 Васильева Г.В. ("массовый" руководитель и учредитель не менее 50 организаций). Физические лица-получатели дохода за 2014 отсутствуют, сведения о зарегистрированных правах на имущество, транспорт отсутствуют.
В ходе проведения контрольных мероприятий инспекцией были получены объяснения Крошки Л.И. от 14.10.2016, в которых она сообщила, что действительно работала в ООО "Престиж" в должности секретаря до 2012 года. В 2012 году по просьбе руководителя ее формально назначили на должность генерального директора ООО "Престиж". Первичную документацию, договоры, счета-фактуры, товарные накладные, бухгалтерскую и налоговую отчетность она никогда не подписывала. Документы по хозяйственной деятельности ООО "Престиж" не подписывала и участие в финансово-хозяйственной деятельности не принимала. Организацию ООО Золотов" и Авдакушина А.И. не знает. По семейным обстоятельствам с 2012 г. постоянно проживает в г.Донецке.
Согласно заключению эксперта от 27.03.2017 N 075-03/17-ПЭ, полученному по результатам проведенной почерковедческой экспертизы, подпись от имени Крошка Людмилы Ивановны, расположенная в счете-фактуре от имени ООО "Престиж", и подпись Крошка Людмилы Ивановны, расположенная в объяснении, выполнены разными лицами.
Ссылка заявителя на составленное по его инициативе уже после обращения в суд с рассматриваемым заявлением, заключение специалиста от 29.11.2017 обосновано отклонена судом как доказательство опровергающее доводы налогового органа, оцениваемые в совокупности о нереальности хозяйственных операций с ООО "Престиж". Кроме того, налоговым органом представлено заключение, из которого следует, что подпись выполненная Крошка Л.И., полученная в объяснении и на первичных документах выполнены разными лицами.
Таким образом, предположительные выводы, изложенные в заключении специалиста, выбранного заявителем не опровергают совокупности доводов заинтересованного лица.
В рамках встречной проверки ООО "Престиж" документы по требованию не представило, согласно ответу инспекции по месту учета от 02.08.2016 N 149891 последняя бухгалтерская и налоговая отчетность представлена по ТКС 27.10.2014 за 9 мес. 2014 "нулевая", телефон, указанный в юридическом деле организации, не отвечает, руководитель по требованию не явился, в УВД был направлен запрос об оказании содействия в розыске должностных лиц.
В представленной налоговой отчетности ООО "Престиж" по НДС за 1, 2, 3 кв. 2014 отражены "нулевые" показатели (в том числе реализация, облагаемая НДС, 0 р., полученные авансы 0 р., сумма налога к уплате 0 р.), что не соответствует показателям отчетности проверяемого налогоплательщика (налогоплательщиком предъявлен к вычету НДС в размере 3 525 147 р.).
По результатам анализа банковской выписки ООО "Престиж" установлено, что за проверяемый период движения денежных средств не осуществлялось, соответственно отсутствуют платежи, характерные для реальной финансово-хозяйственной деятельности (платежи за аренду, выплата заработной платы, расходы на канцтовары, связь и т.д.).
Расчеты по договорам производились путем зачета встречных требований. Так, согласно представленной карточке счета 60.01 в разрезе контрагента обороты за период 2014 года по дебету составили 24 604 082,78 р., по кредиту 23 109 297,40 р., с учетом входящего кредитового сальдо в размере 1 494 785,38 р., сальдо на конец 2014 года составило 0 р. Таким образом, совершение хозяйственных операций не сопровождалось реальным движением денежных средств по расчетным счетам участников сделок.
Из материалов дела видно, что между ООО "Золотов" и ООО "Каприс" был заключен договор от 01.08.2014 N 17-ПД/14, в соответствии с которым ООО "Каприс" (поставщик) обязуется поставить и передать в собственность ООО "Золотов" (покупателю), а Покупатель обязуется принять и оплатить драгоценные, полудрагоценные камни (период осуществления операций с 26.08.2014 по 02.12.2014, общая сумма поставки 14 630 000 р., в том числе сумма расходов без НДС 12 398 305,09 р., НДС 2 231 694,91 р.).
В отношении ООО "Каприс" установлено, что организация была зарегистрирована 02.10.2013 по адресу: г.Москва, ул.Смольная, д.12 (адрес "массовой" регистрации, сведения об адресе недостоверны), 15.09.2017 принято решение о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ, руководителем и учредителем с момента создания числится Ибрагимова И.В. ("массовый" руководитель и учредитель не менее 53 организаций), организация не представляет отчетность. Физические лица-получатели дохода за 2014 отсутствуют, сведения о зарегистрированных правах на имущество, транспорт отсутствуют.
Инспекцией проведен допрос лица, числящегося руководителем ООО "Каприс", Ибрагимовой И.В., в ходе которого (протокол от 25.08.2016 N 15/3576) свидетель сообщила, что руководителем и учредителем ООО "Каприс" она не является, доверенностей на осуществление регистрационных действий, на представление интересов в каких-либо учреждениях (ИФНС, банки, другие государственные учреждения) не выдавала, в кредитные учреждения с целью открытия счетов юридическим лицам не обращалась, в карточке с образцами подписи не расписывалась, о деятельности ООО "Каприс" ничего не знает, первичные документы (договоры, акты, счета-фактуры, товарные накладные), бухгалтерскую и налоговую отчетность не подписывала по месту налогового учета не сдавала. С 2002 года работает в ГУП "Московский Метрополитен" в должности кассира.
Согласно заключению эксперта от 27.03.2017 N 075-03/17-ПЭ, полученному по результатам проведенной почерковедческой экспертизы, подпись от Ибрагимовой И.В., расположенная в счете-фактуре от имени ООО "Каприс", и подпись Ибрагимовой И.В., расположенная в протоколе допроса, выполнены разными лицами.
В рамках встречной проверки ООО "Каприс" документы по требованию не представило, согласно ответу инспекции по месту учета от 02.08.2016 N 149845 последняя бухгалтерская и налоговая отчетность представлена по ТКС 27.10.2014 за 9 мес. 2014 года, телефон, указанный в юридическом деле организации, не отвечает, руководитель по требованию не явился, в УВД был направлен запрос об оказании содействия в розыске должностных лиц.
В представленном расчете по налогу на прибыль ООО "Каприс" за 9 мес. 2014 отражена сумма доходов в размере 19 105 845 р. (при этом, на расчетный счет организации за 9 мес. 2014 поступило 31 581 062.40 р.), расходы в размере 19 046 486 р., итого налогооблагаемая база составила 59 359 р., сумма налога к уплате составила 5 229 р.
В декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 отражена налоговая база в размере 9 367 408 р. (при этом, на расчетный счет организации за 3 кв. 2014 поступило 25 834 062.40 р.), сумма НДС 1 686 133 р., сумма НДС, подлежащая вычету 1 681 870 р., итого сумма налога к уплате составила 4 263 р.
При этом ООО "Каприс" не представлена отчетность за 4 кв. 2014 года, хотя в этот период согласно банковской выписке получено 25 533 429 р., в том числе по взаимоотношениям с ООО "Золотов" 4 000 00 р.
По результатам анализа банковской выписки ООО "Каприс" установлено, что у организации отсутствуют расходы, характерные для реальной финансово-хозяйственной деятельности (выплата заработной платы, расходы на канцтовары, связь, уборку, охрану, и т.д.), полученные от ООО "Золотов" денежные средства транзитно в том же объеме в течение 1-2 дней перечислялись в адрес ООО "Веста" ИНН 7743902629.
В отношении ООО "Веста" установлено, что организация была зарегистрирована 02.10.2013 по адресу: г.Москва, ул.Смольная, д.12 (адрес "массовой" регистрации), 08.08.2016 исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, руководителем и учредителем числилась Буланова И.А. ("массовый" руководитель и учредитель не менее 117 организаций). Физические лица-получатели дохода за 2014 отсутствуют, сведения о зарегистрированных правах на имущество, транспорт отсутствуют.
В ходе допроса, проведенного налоговым органом (протокол от 18.07.2017 N 15/4149), Буланова (Гурбанова) И.А. сообщила, что в 2012 году нашла объявление через СМИ о работе курьером (регистратором юридических лиц), была введена в заблуждение о том, что данные организации будут зарегистрированы с ее данных. Зарегистрировала на свои паспортные данные примерно 10 фирм, никакого финансового отношения к данным организациям не имеет, данные организации назвать затрудняется. Первичные документы по финансово-хозяйственной деятельности, в том числе от имени ООО "Веста", ООО "Кристо" не подписывала. Об ООО "Каприс" ничего не знает и не слышала. Ни от одной организации бухгалтерскую и налоговую отчетность не подписывала.
В ходе анализа банковской выписки ООО "Веста" установлено, что денежные средства, полученные от ООО "Каприс", транзитно перечислялись в адрес организация, обладающих признаками "фирм-однодневок": "за строительные материалы" ООО "ТоргТрейд", "за мед.оборудование" ООО "ОЛИВ-Медиа", "за строительные материалы" ООО "Элетех" ("массовые" руководители и учредители дисквалифицированные лица, адреса "массовой" регистрации, прекращение деятельности путем присоединения к другим организация, обладающим признаки "однодневок", сведения об адресе недостоверны, нет отчетности и др.).
Кроме того, инспекцией получен ответ от АКБ "Ланта-банк", где открыты счета ООО "Каприс", ООО "Веста", ООО "Кристо", в том числе представлены сведения об IP-адресах. На основании указанных сведений установлено, что доступ ООО "Каприс", ООО "Веста", ООО "Кристо" осуществлялся с одних и тех же IP-адресов в течение коротких промежутков времени (напр. IP-адрес 109.188.126.199 30.01.2014 в 10:47 ООО "Кристо", в 10:49 ООО "Каприс", в 10:50 ООО "Веста"), что может свидетельствовать о взаимозависимости данных организаций.
Инспекцией проведен допрос руководителя налогоплательщика в период осуществления операций с ООО "Престиж" и ООО "Каприс" Авдакушина А.И., который в ходе допроса (протокол от 01.09.2016 N 15/3577/1) сообщил, что в 2014 году ООО "Золотов" было принято решение о запуске линии ювелирных изделий с бриллиантами. На так называемой "бриллиантовой бирже", которая располагалась по адресу: г.Москва, ул.Смольная, д.12, были рекомендованы организации ООО "Престиж" и ООО "Каприс" как поставщики бриллиантов и сапфиров. Все первичные документы от этих организаций в ООО "Золотов" передавались с товаром и были подписаны директорами этих организаций. Со стороны ООО "Золотов" подписывал он в офисе ООО "Золотов". Генерального директора ООО "Престиж" он видел, фамилия - Крошка, зовут Людмила, невысокого роста, блондинка, примерно 40 лет. Генерального директора ООО "Каприс" он не видел. Полученные бриллианты самовывозом доставлялись на склад ООО "Золотов" по адресу: г.Москва, ул.Дубининская, д.41.стр.2. Далее ФГУП ГЦСС ("Спецсвязь") направлялись на ООО "ВВЮФ", как давальческое сырье и закреплялись в ювелирные изделия, которые впоследствии были реализованы различным покупателям. Должная осмотрительность была проявлена путем запроса уставных документов и карточки пробирного надзора, приказа о назначении директора.
Также инспекцией допрошена главный бухгалтер общества Юмашева А.Н., которая в ходе допроса (протокол от 07.11.2016 N 15/3743) сообщила, что конкретные условия сделок с ООО "Престиж" и ООО "Каприс" не знает, сырье (камни-бриллианты) вывозились от поставщика собственным транспортом на склад ООО "Золотов", а далее были переданы по договору толлинга на ООО "ВВЮФ" как давальческое сырье. Перевозка осуществлялась спецсвязью либо транспортом предприятия. Товар по накладным был получен кладовщиками. Согласно технологическому процессу камни выдаются в производство и определить в каком изделии какой камень установлен невозможно (так как камни сортируются по размерам и в одном и том же изделии могут быть камни разных поставщиков). В дальнейшем учитывается только каратность камней. Изделия из драг.камней реализовывались почти всем покупателям в проверяемом периоде, в частности ООО "Альянс", ООО "Оникс Трейдинг", ИП Пиалкиви А.И. и другим организациям.
По результатам проведения контрольных мероприятий, ООО "ВВЮФ" подтвердило выполнение работ в проверяемом периоде по договору толлинга от 21.01.2008 N 06/08-Т по переработке давальческого сырья и изготовлению ювелирных изделий, покупатели ООО "ШреяКор", ООО "Альянс", ИП Пиалкиви А.И., ИП Кузнецов А.С. подтвердили получение и дальнейшую реализацию ювелирных изделий.
Суд обоснованно исходил из того, что налогоплательщиком не проявлена должная степень осмотрительности и осторожности при выборе ООО "Престиж" и ООО "Каприс", недобросовестно не исполняющих своих налоговых обязанностей.
Так налоговый орган отметил, что заявителем не представлены контакты руководства или уполномоченных должностных лиц, с которыми осуществлялось взаимодействие при подписании договоров и осуществлении поставок, документальное подтверждение полномочий генеральных директоров ООО "Каприс", ООО "Престиж" (копии документа, удостоверяющего их личность), деловая переписка, коммерческие предложения, рекомендательные письма, протоколы согласования цен и иные подобные документы, не указано, какие соответствующие деловому обороту критерии учитывались им при выборе контрагента. Как указал Авдакушин А.И., генеральный директор ООО "Престиж" женщина 40 лет, однако в 2014 году Крошке Л.И. было 62 года, и фактически она проживала в г.Донецке. Руководителя ООО "Каприс" он лично не видел. Соответственно налогоплательщик не удостоверился в личности и полномочиях лиц подписывавших документы со стороны контрагентов.
Информация о регистрации контрагента в качестве юридического лица и постановке его на учет в налоговом органе носит справочный характер и не характеризует контрагента как добросовестного, надежного и стабильного участника хозяйственных взаимоотношений. Последствия выбора недобросовестного контрагента не могут быть возложены на бюджет
Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки установлено, что согласно показаниям Крошки Л.И. и Ибрагимовой И.В. причастности к деятельности ООО "Престиж" и ООО "Каприс" они не имеют, документы по взаимоотношениям с ООО "Золотов" не подписывали. Согласно заключению эксперта подписи от их имени на счетах-фактурах выполнены не ими, а неустановленными лицами; организации не осуществляли реальной хозяйственной деятельности, документально взаимоотношения не подтвердили, располагались по одному и тому же адресу "массовой" регистрации, в настоящий момент ООО "Престиж" исключено из ЕГРЮЛ, а в отношении ООО "Каприс" принято решение о предстоящем исключении, они не имели сотрудников, имущества, не несли расходы, характерные для реальной финансово-хозяйственной деятельности, движение денежных средств по счетам отсутствовало либо денежные средства перечислялись в адрес фирм, обладающих признаками "фирм-однодневок". Налоговые обязанности контрагентом налогоплательщика не выполнены, НДС, заявленный обществом к вычету, в бюджет не уплачен; налогоплательщиком не проявлена должная осмотрительность при выборе контрагентов.
Таким образом, поскольку ООО "Престиж" и ООО "Каприс" не имели возможности осуществлять реальную финансово-хозяйственную деятельность, имеют признаки "фирм-однодневок", операции по поставке именно ООО "Престиж" и ООО "Каприс" товара являются нереальными, а привлечение данных организаций направлено исключительно на необоснованное получение права на налоговые вычеты по НДС.
Таким образом, между организациями создан формальный документооборот, заключенные сделки совершены без намерения создать соответствующие правовые последствия, спорные вычеты не связаны с осуществлением реальной предпринимательской деятельности и не обусловлены разумными экономическими причинами (деловой целью).
Следовательно, по взаимоотношениям с ООО "Престиж" и ООО "Каприс" налогоплательщиком получена необоснованная налоговая выгода в виде вычетов по НДС в размере 3 525 147 р. и 2 231 695 р. соответственно.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление Пленума N 53) представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В ходе проверки также установлено, что между ООО "Золотов" и ООО "Торгово-промышленная компания" (далее ООО "ТПК") были заключены договоры на совершение действий по поиску покупателей от 05.11.2014 N А-1-2014, в соответствии с которым ООО "ТПК" (Агент) обязуется совершать от своего имени, но за счет ООО "Золотов" (принципала) действия по поиску покупателей и дальнейшей реализации ювелирных изделий и поставщиков драгметаллов, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги в установленном размере (услуги приняты 30.09.2015, стоимость услуг составила 10 000 000 р., в том числе стоимость услуг без НДС 8 474 576,27 р., НДС 1 525 423,73 р.);
Заключен также договор возмездного оказания услуг от 02.02.2015 N 1/04/2015У, в соответствии с которым ООО "ТПК" (Исполнитель) обязуется оказать ООО "Золотов" (Заказчику) услуги по мониторингу цен товаров (ювелирных изделий из золота и серебра), работ, услуг в ювелирном производстве, в целях получения конкурентных преимуществ, получать информацию об офертах конкурентов по интересующему виду продукции, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги (услуги приняты 31.03.2015, стоимость услуг составила 3 835 000 р., в том числе стоимость услуг без НДС 3 250 000 р., НДС 585 000 р.).
Инспекцией достоверно установлена взаимозависимость указанных организаций.
Так, ООО "ТПК" с момента создания 21.12.2007 и ООО "Золотов" с момента создания 30.07.2007 были зарегистрированы по одному и тому же адресу, там же находились складские помещения: г.Москва, ул.Дубининская, д.41, стр.2. В ходе проведения ВНП 03.11.2016 ООО "ТПК" сменило юридический адрес на: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, д.31, стр. 1, пом. 24 (по результатам проверки сведения об адресе недостоверны). У обеих организаций основным видом деятельности является 46.48.2 Торговля оптовая ювелирными изделиями, открыты расчетные счета в АКБ "ИНВЕСТТОРГБАНК" (ОАО) и в ООО "КОСТРОМАСЕЛЬКОМБАНК".
Бухгалтерский учет ООО "ТПК" ведется ООО "Золотов" на основании договора об оказании услуг бухгалтерского и юридического обслуживания от 01.10.2008 N 8. Руководством ООО "ТПК" выдана доверенность от 26.07.2016 г. N 26/07/16 главному бухгалтеру ООО "Золотов" Юмашевой А.Н. на представление интересов ООО "ТПК" в отношениях с налоговыми органами.
Инспекцией допрошена генеральный директор ООО "ТПК" в период с 03.03.2016 по 16.03.2017 Жигалова О.М., которая в ходе допроса (протокол от 28.12.2016 N 15/3795) сообщила, что в ООО "Золотов" работала руководителем отдела розничных продаж с конца 2014 г. по январь 2016 г., с февраля 2016 г. является генеральным директором ООО "ТПК". С момента назначения на должность генерального директора ООО "ТПК" принимала на работу бывших сотрудников ООО "Золотов" (5-8 человек), в том числе: Авдакушин А.И. исполнительный директор, Томашевский СЕ. - коммерческий директор, Фролов М.И. -менеджер по продажам, Яшина Н. - бухгалтер, Юмашева А.Н., данные сотрудники находятся в штате ООО "ТПК". На базе создано другое предприятие ООО "Арктур", с которой они заключили договор толлинга. Торговой марки у ООО "ТПК" нет, в планах приобретение торговой марки "Золотов". В 2016 году были заключены договоры с бывшими контрагентами ООО "Золотов", которые назвать затруднилась. Частично ООО "ТПК" взяло на себя долги ООО "Золотов".
Инспекцией допрошена главный бухгалтер ООО "Золотов" Юмашева А.Н., которая в ходе допроса (протокол от 10.01.2017 N 15/3743/1) сообщила, что в ООО "Золотов" работала с октября 2014 г. по 31 октября 2016 г. в должности главного бухгалтера, далее с 01 ноября 2016 г. работает по срочному договору в ООО "ТПК" в должности главного бухгалтера. ООО "Золотов" осуществлял бухгалтерское обслуживание ООО "ТПК" в связи с тем, что численность в ООО "ТПК" в тот период была маленькая, и бухгалтера в штате не было. Склад ООО "Золотов" находился в здании по адресу: г.Москва, ул.Дубининская, д.41, стр.2. Складским учетом занималась группа менеджеров складского учета: Шевченко Оксана, Леонтьева Наталья, Ефремова Елена, в период 2014-2015 гг. ООО "ТПК" также занимал складские помещения по адресу: г.Москва, ул.Дубининская д.41, стр.2. Складским учетом занималась та же группа менеджеров: Ефремова Елена (совмещала работу в ООО "ТПК"), других припомнить не смогла. Из бывших сотрудников ООО "Золотов", которые в данный момент работают в ООО "ТПК" смогла назвать следующих: Жигалова О.М., Авдакушин А.И., Томашевский С.Е., Яшина Н., Фролов М., она сама. Поставщики у ООО "Золотов" и ООО "ТПК" всегда были разные, а общие покупатели на сегодняшний день: ООО "Бест ювелир", ООО "Аврора", ООО "Национальное достояние" и многие другие мелкие покупатели.
Согласно протоколу допроса Шишкоедовой Е.А. от 10.01.2017 N 15/3796, с 01.05.2008 она работала в ООО "Золотов" в должности зам. главного бухгалтера, с 01.11.2016 по 25.12.2016 в ООО "ТПК" в должности зам. главного бухгалтера. Из сотрудников, перешедших работать в ООО "ТПК" знает Юмашеву А.Н.
Согласно сведениям по форме 2-НДФЛ сотрудники ООО "Золотов" с 01.11.2016 г. перешли на работу в ООО "ТПК".
ООО "ТПК" является основным покупателем у ООО "Золотов" (оборот в 2014-2015г.г. -467 млн. р.), имеются общие покупатели, обе организации одновременно сотрудничали с ООО "ВВЮФ" (в настоящее время ООО "Арктур") по договорам толлинга.
В соответствии с условиями заключенного договора по направляемому электронной почтой запросу о получении информации, документов, дополнительных материалов в срок 10 дней с момента доставки сообщения предоставляются соответствующие разъяснения, информация, документы по форме указанной в запросе. Заказчик вправе запрашивать информацию в устной и письменной форме, в том числе, путем направления сообщения по электронной почте. Исполнитель, в срок не более 100 рабочих дней, предоставляет Заказчику в устной или письменной форме отчет о ходе оказания услуг.
Инспекцией у налогоплательщика были затребованы все договоры, акты, счета-фактуры и иные документы по взаимоотношениям с ООО "ТПК".
Налогоплательщиком первоначально представлены документы: акт о приемке оказанных услуг по мониторингу продаж ювелирных изделий от 31.03.2015 N 1/1, счет-фактура от 31.03.2015 N 5, на сумму 3 835 000 в т.ч. НДС 585 000 р., подписанные со стороны ООО "ТПК" Павловой Н.В.
После представления указанных документов обществом дополнительно были представлены следующие документы с иными подписантами: договор возмездного оказания услуг от 02.02.2015 г. N 1/04/2015У, акт о приемке оказанных услуг по мониторингу продаж ювелирных изделий от 31.03.2015 г. N 1/1, на сумму 3 835 000 в т.ч. НДС 585 000 р., подписанные со стороны ООО "ТПК" Медведевым П.В., счет-фактура от 31.03.2015 г. N 5, подписанная со стороны ООО "ТПК" Ефремовой Е.В. (без указания номера и даты доверенности).
Инспекцией у ООО "ТПК"были затребованы аналогичные документы по взаимоотношениям с ООО "Золотов". Таким же образом ООО "ТПК" сначала были представлены документы за подписью Павловой Н.В., затем за подписью Медведева П.В.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, Павлова Н.В. являлась генеральным директором и учредителем ООО "ТПК" в период с 21.12.2007 г. по 25.05.2014 г., т.е. на момент подписания акта о приемке оказанных услуг от 31.03.2015 г. N 1/1 и счета-фактуры от 31.03.2015 г. N 5 Павлова Н.В. не являлась руководителем ООО "ТПК". В указанных документах отсутствуют ссылки на номер и дату доверенности уполномоченного лица ООО "ТПК".
Инспекцией допрошен генеральный директор ООО "Золотов" в период осуществления операций с ООО "ТПК" Авдакушин А.И., который сообщил (протокол от 17.01.2017 N 15/3814), что предъявленный ему договор от 02.02.2015 г. N 1/04/2015У припоминает, свою подпись на договоре и акте от 31.03.2015 г. N 1/1 узнает, подписывал собственноручно. Со стороны ООО "ТПК" договор и акт подписаны Медведевым П.В. По поводу предъявленного второго комплекта документов, а именно акта и счета - фактуру, которые со стороны ООО "ТПК" подписаны Павловой Н.В., пояснить ничего не может. Павлову Н.В. лично знает, припомнить ее должность не может.
Согласно протоколу допроса генерального директора ООО "ТПК" Медведева П.В. от 28.12.2016 N 15/3577/4, свидетель сообщил, что работал генеральным директором ООО "ТПК" с мая 2014 г. по февраль 2016 г. Он подтверждает, что всю первичную документацию и иные документы по финансово-хозяйственной деятельности подписывал он. На договоре возмездного оказания услуг от 02.02.2015 г N 1/04/2015У и акте от 31.03.2015 г. N 1/1 подпись свою узнает, документы подписаны им. Сотрудницу склада ООО "ТПК" Ефремову Е.В. он знает. Доверенность на Ефремову Е.В. выписывал он, так как она принимала и отпускала товар на складе. Почему существует акт от 31.03.2015 г N 1/1 и счет-фактура от 31.03.2015 г N 5, где указана подписантом Павлова Н.В и подписаны ею, пояснить не может. Павлову Н.В. он не видел. Выдавал ли он доверенность на Павлову Н.В. не помнит. Предмет договора носил следующий характер: анализ рынка ювелирных изделий и драгоценных металлов. Поиск оптимальных коммерческих схем для повышения эффективности деятельности заказчика (ООО "Золотов").
Согласно протоколу допроса Ефремова Е.В. от 28.12.2016 N 15/3790, свидетель сообщила, что работала в ООО "ТПК" с 2010 г. по октябрь 2015 г. Уволилась по собственному желанию. Работала в должности сотрудника склада. В обязанности входило прием и отпуск товара. Подписывала ли она счет-фактуру за оказание услуг от 31.03.2015 г. N 5, вспомнить не может.
При этом по требованию налогового органа отчеты о ходе оказания услуг (иные документы) по договору возмездного оказания услуг, акты приемки услуг, детальные расшифровки оказанных услуг, отчет по выполненным услугам, деловая переписка по "электронной" почте (иная, в том числе запросы Исполнителя о получении информации, документов) с ООО "ТПК" по ходу оказания услуг, налогоплательщиком в установленный срок представлены не были, также не пояснено каким образом результат оказанных услуг использовался в коммерческой деятельности ООО "Золотов", не расшифрована стоимость услуг (формирование цены договора), представлением подтверждающих документов.
Вместе с возражениями на акт налогоплательщиком представлены документы: Анализ продаж декабрь 2014-1 квартал 2015 г., Поручения к договору N 01/04/2015У от 02.02.2015 г., Отчет, Сравнительный анализ цен", с указанием, что "в связи с увольнением сотрудников, в настоящий момент нет возможности восстановить данную информацию в полном объеме".
В ходе проверки также было установлено, что обществом представлен Анализ продаж ООО "Золотов" за период декабрь 2014 г.-март 2015 г. в разрезе номенклатуры, количества в граммах, в штуках и изображения изделия, из которого можно увидеть какую продукцию реализует ООО "Золотов" в месяц. Указанная информация принадлежит ООО "Золотов" и содержится в Программе 1С Бухгалтерия на счетах учета реализации товаров, работ, услуг и в каталогах продукции доступных на сайте ZOLOTOV.RU.
Согласно представленному поручению в рамках договора о проведении мониторинга продаж ООО "Золотов" поручает ООО "ТПК" провести анализ наиболее продаваемых моделей за последний период в месяц. Согласно Отчета ООО "ТПК" о проделанной работе ООО "ТПК" проведен мониторинг продаж ООО "Золотов" за декабрь 2014 г. - 1 квартал 2015 г. и возвраты товаров, а также выбраны наиболее продаваемые модели на основе представленной информации о продажах ООО "Золотов". Документально подтвержденный анализ наиболее продаваемых изделий, в связи, с чем сделан такой вывод и на чем основывается отчет, Обществом не представлен.
Представлены сравнительные таблицы цен на бриллианты "основных поставщиков".
Проанализировав документы, установлено, что в Таблицах представлены цены в рублях за карат разных размерных групп в отношении к цене за карат по ТУ. Наименование поставщиков не указано; представленная информация расположена в свободном доступе в Интернете; за проверяемый период ООО "Золотов" приобретал бриллианты только у спорных контрагентов ООО "Престиж" и ООО "Каприс".
Представлены прейскуранты цен на изготовление ювелирных изделий на давальческом сырье. Проанализировав документы, инспекцией было установлено, что представленная информация расположена в свободном доступе в интернете; в проверяемом периоде Общество передавало на переработку давальческое сырье для дальнейшей переработки и производства ювелирных изделий только в соответствии с договором толлинга от 21.01.2008 г. N 06/08-Т с ООО "ВВЮФ" (взаимозависимая организация с ООО "Золотов");
Представленное обществом поручение без номера и даты на проведение работ по договору от 02.02.2015 г. N 1/04/2015У подписано Генеральным директором ООО "Золотов" Факуниным В.А., который согласно ЕГРЮЛ работал в указанной должности с 14.04.2015 г. по 22.09.2015 г. Услуги приняты ООО "Золотов" к учету 31.03.2015 г. согласно Акта о выполненных работах от 31.03.2015 г. N 1/1, из чего можно сделать вывод, что представленное поручение и документы не относятся к уже выполненным услугам по мониторингу продаж ювелирных изделий по состоянию на 31.03.2015 г.
Вышеуказанные документы, а также предмет договора, акт об оказанных услугах, показания Генерального директора ООО "ТПК" содержат противоречивую информацию, представленные документы не раскрывают экономического содержания оказанной услуги и каким образом ООО "Золотов" использовал ее в работе и в каком периоде.
По требованию инспекции от 29.12.2016 N 15/191502 Обществом не представлены следующие документы (информация): отчеты о ходе оказания услуг (иные документы) по договору возмездного оказания услуг от 02.02.2015 г. N 1/04/2015У с ООО "ТПК" ИНН 7706678810; деловая переписка (предусмотренная договором) по "электронной" почте (иная, в том числе запросы Исполнителя о получении информации, документов) с ООО "ТПК" по ходу оказания услуг в рамках данного договора; каким образом результат оказанных услуг использовался в коммерческой деятельности ООО "Золотов" с представлением подтверждающих документов; расшифровка стоимость услуг (формирование цены договора), указанной в пункте 4.1 данного договора, в размере 3 835 тыс.р. (в том числе НДС), с представлением подтверждающих документов.
В ходе проверки было установлено, что ООО "Золотов" в проверяемом периоде несло значительные расходы на рекламу - участие в ювелирных выставках: в 2014году -10 634 тыс.р., в 2015год у- 4 990 тыс.р. На выставках представлены разные ювелирные компании, которыми выставляется ассортимент своей продукции, цены, и иная информация в отношении своей продукции и услуг. Таким образом, информацию предусмотренную предметом договора от 02.02.2015 г. N 1/04/2015У между ООО "Золотов" и ООО "ТПК" можно получить на вышеуказанных выставках. Также, необходимую информацию можно получить в средствах массовой информации (интернет) на официальных сайтах заводов изготовителей и иных компаний осуществляющих реализацию ювелирных изделий.
Таким образом, из полученных в ходе проверки документов и информации, с учетом свидетельских показаний, инспекцией обоснованно сделан вывод о создании ООО "Золотов" и ООО "ТПК" фиктивного документооборота с целью уменьшения своих налоговых обязательств в виде получения необоснованной налоговой выгоды путем завышения расходов и вычетов (по счетам-фактурам с неустановленным подписантом) по услугам, факт реальности оказания которых и их экономическая обоснованность документально не подтверждены.
Согласно акту сдачи-приемки услуг агента от 30.09.2015, за период с 05.11.2014 г. по 30.09.2015 г. ООО "ТПК" (агент) нашел и выступил посредником при заключении договора от 17.12.2014 г. N 350-П/ЗЛ/14 между ООО "Золотов" (принципал) и ООО "Оникс Трейдинг". В дальнейшем принципал реализовал ООО "Оникс Трейдинг" ювелирные изделия (продукцию, товар) на сумму 160 554 039,98 р.
В соответствии с протоколами допроса Авдакушина А.И. от 01.09.2016 N 15/3577/1, от 17.01.2017 ООО "ТПК" оказывала услуги по поиску покупателей, в результате оказанных услуг был заключен договор с ООО ОНИКС Трейдинг".
Юмашева А.Н. в ходе допроса (протокол 07.11.2016 N 15/3743) сообщила, что "ООО "ТПК" выступил посредником между ООО "Золотов" и ООО "ОНИКС Трейдинг" при заключении договора. В процессе переговоров не участвовала. Были получены документы по факту оказания услуг, составлен отчет, согласно представленному отчету было выплачено вознаграждение.
Как сообщил в ходе допроса Медведев П.В. (протокол 09.09.2016 N 15/3577/Т) с ООО "Золотов" был заключен агентский договор, по которому ООО "ТПК" выступил агентом по поиску покупателей для товара ООО "Золотов". Фактически был найден один покупатель ООО "ОНИКС Трейдинг". Данная компания входит в группу компаний под маркой "Санлайт", руководство которой ему лично знакомо, им проведены переговоры, после чего ООО "ОНИКС Трейдинг" стало приобретать ювелирные изделия у ООО "Золотов".
Для документального подтверждения взаимоотношений ООО "Золотов" и ООО "Оникс Трейдинг" инспекцией было направлено поручение об истребовании документов, в соответствии с которым ООО "Оникс Трейдинг" представило первичные документы и регистры бухгалтерского учета по взаимоотношениям с ООО "Золотов", в том числе договор комиссии от 17.04.2013 г. N 2428/3Л/13 с ООО "Золотов", акты на комиссионное вознаграждение и счета-фактуры за период 2014-2015 гг.
Лицо, подписавшее договор комиссии от 17.04.2013 г. N 2428/ЗЛ/13 со стороны ООО "Оникс Трейдинг" Тулинова Н.С. в ходе допроса (протокол от 19.10.2016 N 15/3794) сообщила, что в апреле 2013 г. ею по доверенности 01.04.2013 г., полученной от генерального директора ООО "Оникс Трейдинг", был подписан договор комиссии от 17.04.2013 г. N 2428/3Л/13, по которому ООО "Оникс Трейдинг" за комиссионное вознаграждение реализовывало ювелирные изделия, принадлежащие ООО "Золотов". На предъявленном договоре свою подпись узнает, и подтверждает, что данный договор ею подписан собственноручно. За период с мая 2014 г. по сентябрь 2015 г. по деятельности ООО "Оникс Трейдинг" пояснить не может, так как находилась в декретном отпуске. С сентября 2015 г. она является генеральным директором ООО "Оникс Трейдинг". С ООО "ТПК" они сотрудничают, с какого времени указать затрудняется. С данной компанией подписан договор толлинга (давальческое сырье). В рамках данного договора они передают ООО "ТПК" сырье и материалы, а получают изготовленные из него ювелирные изделия. Генерального директора ООО "Торгово-промышленная компания" назвать затрудняется.
В соответствии с протоколом допроса от 17.10.2016 N 15/3789 генерального директора ООО "ОНИКС Трейдинг" Жигульского К.В., он работал генеральным директором в ООО "Оникс Трейдинг" с января 2014 г. по апрель 2015 г. Он подтверждает, что всю первичную документацию и иные документы по финансово-хозяйственной деятельности подписывал он. На момент назначения его на должность генерального директора ООО "Оникс Трейдинг" существовал действующий договор комиссии от 17.04.2013 г. N 2428/3Л/13 с ООО "Золотов", по которому ООО "Оникс Трейдинг" за комиссионное вознаграждение реализовывало ювелирные изделия, принадлежащие ООО "Золотов". В период январь 2014 г. по апрель 2015 г. счета-фактуры за комиссионное вознаграждение выставлялись ежемесячно, подписывал их лично, также подписывал собственноручно ежемесячные отчет комиссионера, свою подпись на предъявленных счетах-фактурах, отчетах комиссионера и актах узнает и подтверждает, что подписывал собственноручно. Об ООО "ТПК" я не слышал, Медведева Павла Валерьевича, не знает.
Согласно банковской выписке ООО "Оникс Трейдинг" установлено, что первый платеж в адрес ООО "Золотов" с назначением платежа "оплата за ювелирные изделия по договору от 17.04.13г. N 2428/ЗЛ/13 - за сентябрь 2013 г.".
Таким образом, финансово-хозяйственные взаимоотношения между Обществом и ООО "Оникс Трэйдинг" заключены задолго до подписания агентского договора с ООО "ТПК", договор от 17.12.2014 г. N 350-П/ЗЛ/14 не заключался.
Таким образом, установлена совокупность доказательств, свидетельствующих об отсутствии достоверных фактов подтверждающих реальность и выполнение услуг ООО "ТПК" в адрес Общества, а именно на момент заключения агентского договора от 05.11.2014 г. N А-1-2014 между ООО "Золотов" и ООО "Оникс Трейдинг" действовал договор комиссии от 17.04.2013 N 2428/ЗЛ/13 на основании которого в 2013 году ювелирные изделия поставлялись в адрес ООО "Оникс Трейдинг", платежи за проданные изделия перечислялись в адрес ООО "Золотов", комиссионное вознаграждение выплачивалось в адрес ООО "Оникс Трейдинг", что подтвердилось в ходе проверки полученными документами, банковскими выписками, протоколами допросов свидетелей.
При таких обстоятельствах, действия ООО "ТПК" по поиску покупателей и дальнейшей реализации ювелирных изделий (продукции), в виде заключенного договора с ООО "Оникс Трэйдинг" носят фиктивный характер, в связи с тем, что договор комиссии с ООО "Оникс Трэдинг" заключен в 2013 году, производимые отгрузки ювелирных изделий в адрес ООО "Оникс Трэйдинг" производились задолго до заключения агентского договора Обществом с ООО "Торгово-промышленная компания", договор от 17.12.2014 г. N 350-П/ЗЛ/14 не заключался.
Таким образом, документально подтвержден и обоснован довод налогового органа о том, что в результате согласованных действий налогоплательщика и его взаимозависимого лица ООО "ТПК" по оформлению фиктивного документооборота, обществом получена необоснованная налоговая выгода в виде завышения расходов и налоговых вычетов по НДС при неподтвержденности факта реальности оказания услуг и их экономической обоснованности.
Суд первой инстанции правомерно исходил из обоснованности выводов налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с ООО "Престиж", ООО "Каприс", ООО "Торгово-промышленная компания".
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат, учитывая, что изложенные в них доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.02.2018 г. по делу N А40-173713/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173713/2017
Истец: ООО "Золотов"
Ответчик: ИФНС России N5 по г. москве
Третье лицо: ФНС России Управление по г. Москве