г. Красноярск |
|
08 мая 2018 г. |
Дело N А33-10544/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" мая 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от заявителя (ООО "Целина") - Кузюковой В.П., представителя по доверенности от 26.04.2018,
от ответчика (Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) - Чешуиной М.В., представителя по доверенности от 11.01.2018 N 03-39/043Н/32,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Целина"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" февраля 2018 года по делу N А33-10544/2017, принятое судьей Полищук Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Целина" ИНН 2466167305, ОГРН 1152468057301 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479 (далее - ответчик, управление):
- о признании незаконными решений управления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, выраженных в письмах от 12.04.2017 исх. N 03-51/08/3113, N 03-51/08/3114, N 03-51/08/3115, N 03-51/08/3116, N 03-51/08/3117, N 03-51/08/3118, N 03-51/08/3119, N 03-51/08/3120, N 03-51/08/3121, N 03-51/08/3122, N 03-51/08/3123, N 03-51/08/3124, N 03-51/08/3125, N 03-51/08/3126, и от 14.04.2017 N 03-51/08/3183;
- об обязании ответчика в качестве восстановительной меры в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предварительном согласовании предоставления обществу следующих земельных участков:
- площадью 94 482 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:88, 24:50:0100191:86, 24:50:0100191:91, 24:50:0100481:24;
- площадью 43 068 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100481:25, 24:50:0100191:94;
- площадью 84 149 кв.м.. который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:89, 24:50:0100191:79, 24:50:0100191:94;
- площадью 45 278 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:89, 24:50:0100191:79, 24:50:0100191:91;
- площадью 43 110 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:86, 24:50:0100191:79, 24:50:0100191:94;
- площадью 6676 кв.м., который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100481:24;
- площадью 17 771 кв.м., который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100191:79;
- площадью 34 478 кв.м, который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:86, 24:50:0100481:21;
- площадью 66 155 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:91, 24:50:0100191:86, 24:50:0100191:79, 24:50:0100191:94;
- площадью 158 814 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:91, 24:50:0100191:86, 24:50:0100481:25;
- площадью 26 807 кв.м., который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100191:89;
- площадью 32 387 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:94, 24:50:0100191:86;
- площадью 181 177 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:91, 24:50:0100191:86;
- площадью 84 820 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100481:21, 24:50:0100481:24, 24:50:0100481:25;
- площадью 49 665 кв.м. который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100481:21, 24:50:0100191:86.
Определением суда от 30.10.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, ФГУП "Красноярское" Российской академии сельскохозяйственных наук, внешний управляющий ФГУП "Красноярское" Российской академии сельскохозяйственных наук Станкевич Владимир Викторович.
Определением суда от 25.01.2018 2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен уполномоченный по защите прав предпринимателей в Красноярском крае
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "06" февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Целина".
Из апелляционной жалобы следует, что 31.01.2017 обществу выдана лицензия ГКК N 0677 ТЭ на геологическое изучение, разведку и добычу песчаников на проявлении Бугачевский, участок недр расположен на западной окраине г.Красноярска, имеет статус горного отвода, поэтому в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) заявитель имеет исключительное право осуществлять в границах горного отвода пользование недрами. Согласно статье 25 Закона о недрах проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. В связи с этим общество считает, что добыча полезных ископаемых имеет преимущественное значение по сравнению с застройкой населенных пунктов.
Также заявитель указывает, что подпунктом 4 пункта 5 статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского совета депутатов N В-122 от 07.07.2015, установлено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых, использование таких участков может осуществляться только в соответствии с Законом о недрах.
Кроме того, судом не учтено, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100191:24, 24:50:0100481:79, 24:50:0100191:94 находятся в собственности Российской Федерации и не обременены правами третьих лиц, поэтому отказ в предварительном согласовании их предоставления истцу является незаконным.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Третьи лица уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Заявителю выдана лицензия ГКК N 0677 ТЭ с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча песчаников на проявлении Бугачевский, участок недр расположен: западная окраина г. Красноярска Красноярского края, РФ. Участок недр имеет статус горного отвода, дата окончания лицензии - 31.01.2027.
Согласно приложению 2 к лицензии ГКК N 0677 ТЭ между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (министерство) и обществом (недропользователь) подписан лицензионный договор, согласно пункту 1.1 которого предметом настоящего договора являются обязательства сторон при проведении недропользователем работ по геологическому изучению, разведке и добыче песчаников на проявлении Бугачевский в пределах предоставленного участка недр в соответствии с настоящей лицензией. Недропользователю, как победителю аукциона, предоставляется лицензия на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песчаников на проявлении Бугачевский. Лицензионный участок расположен на западной окраине города Красноярска Красноярского края в пределах контуров и координат, определенных предварительными границами горного отвода (приложение N 4 к настоящей лицензии). В геологическом плане лицензионный участок находится в поле развития отложений нижнепавловской подсвиты среднего девона, представленной песчаниками, алевролитами, красно- и пестоцветными гравелитами, реже конгломератами, линзами аргиллитов. Прогнозные ресурсы не утверждались, площадь в предварительных границах горного отвода составляет 105,0 га.
В соответствии с пунктом 12.3 лицензионного договора действие настоящего договора прекращается одновременно с прекращением действия лицензии ГКК N 0677 ТЭ на право пользования недрами.
Общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (в настоящее время в соответствии с записью о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы от 28.04.2017 N 2172468500411, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) с заявлениями, подписанными директором общества, о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов на основании пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в целях недропользования следующих земельных участков:
- заявлением от 03.04.2017 N 4204 земельного участка площадью 94 482 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:88, 24:50:0100191:86, 24:50:0100191:91, 24:50:0100481:24;
- заявлением т 03.04.2017 N 4203 земельного участка площадью 43 068 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100481:25, 24:50:0100191:94;
- заявлением от 03.04.2017 N 4202 - земельного участка площадью 84 149 кв.м.. который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:89, 24:50:0100191:79, 24:50:0100191:94;
- заявлением от 03.04.2017 N 4200 - земельного участка площадью 45 278 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:89, 24:50:0100191:79, 24:50:0100191:91;
- заявлением от 03.04.2017 N 4199 - земельного участка площадью 43 110 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:86, 24:50:0100191:79, 24:50:0100191:94;
- заявлением от 03.04.2017 N 4198 - земельного участка площадью 6676 кв.м., который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100481:24;
- заявлением от 03.04.2017 N 4196 - земельного участка площадью 17 771 кв.м., который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100191:79;
- заявлением от 03.04.2017 N 4195 - земельного участка площадью 32 478 кв.м, который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:86, 24:50:0100481:21;
- заявлением от 03.04.2017 N 4184 - земельного участка площадью 66 155 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:91, 24:50:0100191:86, 24:50:0100191:79, 24:50:0100191:94;
- заявлением от 03.04.2017 N 4182 - земельного участка площадью 158 814 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:91, 24:50:0100191:86, 24:50:0100481:25;
- заявлением от 03.04.2017 N 4181 - земельного участка площадью 26 807 кв.м., который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100191:89;
- заявлением от 03.04.2017 N 4179 - земельного участка площадью 32 387 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:94, 24:50:0100191:86;
- заявлением от 03.04.2017 N 4174 - земельного участка площадью 181 177 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100191:91, 24:50:0100191:86;
- заявлением от 03.04.2017 N 4178 - земельного участка площадью 84 820 кв.м., который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100481:21, 24:50:0100481:24, 24:50:0100481:25;
- заявлением от 03.04.2017 N 4176 - земельного участка площадью 49 665 кв.м. который предстоит образовать из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100481:21, 24:50:0100191:86.
К заявлениям согласно приложению представлена заверенная копия лицензии ГКК N 0677 вид ТЭ.
Решениями, оформленными письмами от 12.04.2017 исх. N 03-51/08/3113, N 03-51/08/3114, N 03-51/08/3115, N 03-51/08/3116, N 03-51/08/3117, N 03-51/08/3118, N 03-51/08/3119, N 03-51/08/3120, N 03-51/08/3121, N 03-51/08/3122, N 03-51/08/3123, N 03-51/08/3124, N 03-51/08/3125, N 03-51/08/3126, и от 14.04.2017 N 03-51/08/3183, ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100191:89 22.10.2015 зарегистрировано право аренды ФГУП "Красноярское" Российской академии сельскохозяйственных наук с 22.10.2015 по 22.09.2064.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости:
- земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100191:91 (190 927 кв.м.) и 24:50:0100481:25 (72 654 кв.м.) входят в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:173, который предоставлен в аренду с 22.10.2015 по 22.09.2064 ФГУП "Красноярское" Российской академии сельскохозяйственных наук, площадь участка 263 581 кв.м, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, принадлежит на праве собственности Российской Федерации;
- земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100191:88 (40 840 кв.м.) и 24:50:0100481:24 (71 130 кв.м.) входят в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:169, площадь участка 111 970 кв.м., вид разрешенного использования - прочие земли, принадлежит на праве собственности Российской Федерации;
- земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100191:86 и 24:50:0100481:21 входят в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:167, который предоставлен в аренду с 22.10.2015 по 22.09.2064 ФГУП "Красноярское" Российской академии сельскохозяйственных наук, площадь участка 378 840 кв.м., вид разрешенного использования - для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, принадлежит на праве собственности Российской Федерации;
- земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100191:94 (566 420 кв.м.), 24:50:0100481:28 (40 353 кв.м.), 24:50:0100552:188 (85 720 кв.м.), 24:50:0100481:27 (470 365,7 кв.м.) и 24:50:0100410:204 (10 741 кв.м.) входят в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:176, площадь участка 1 173 600 кв.м., вид разрешенного использования - рекреационное назначение.
Согласно договору аренды от 23.09.2015 N 50-135 земельных участков федеральной собственности, заключенного между ответчиком и ФГУП "Красноярское" Российской академии сельскохозяйственных наук, в предмет аренды включены земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100191:89, 24:50:0000000:167 и 24:50:0000000:173.
В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД):
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100191:88 запроектировано размещение магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (основные);
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области энергоснабжения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100191:86 запроектировано размещение (проект региональный) ЛЭП 110 кВ; объектов транспортной инфраструктуры - магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (основные), а также улицы и дороги местного значения;
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоотведения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100191:91 запроектировано размещение канализации хозяйственно-бытовой безнапорной, а также объектов местного значения, относящихся к областям образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, рекреации - проект местный объекта учебно-образовательного назначения;
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоотведения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100481:24 запроектировано размещение канализации хозяйственно-бытовой безнапорной, объектов транспортной инфраструктуры - магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (основные), а также магистральной улицы районного значения; объекты местного значения, относящихся к области энергоснабжения, - ЛЭП 110 кВ;
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоотведения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100481:25 запроектировано размещение канализации хозяйственно-бытовой безнапорной, объектов транспортной инфраструктуры - магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (основные); объекты местного значения, относящихся к области энергоснабжения, - ЛЭП 110 кВ;
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоотведения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100191:94 запроектировано размещение канализации хозяйственно-бытовой безнапорной, объектов транспортной инфраструктуры - магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (основные), а также магистральной улицы районного значения; объекты местного значения, относящихся к области энергоснабжения, - ЛЭП 110 кВ;
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоотведения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100191:79 запроектировано размещение канализации хозяйственно-бытовой безнапорной.
Заявитель оспорил решения управления в судебном порядке, ссылаясь на необоснованность отказа в предоставлении земельных участков, возможность нахождения земельного участка для добычи недр в любых территориальных зонах.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых решений управления недействительными необходимо установить несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулирует глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления недропользователю земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Аналогичные положения содержит статья 25.1 Закона о недрах.
Из абзаца 3 статьи 25.1 Закона о недрах следует, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (в соответствии с записью о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы от 28.04.2017 N 2172468500411 - ответчик) с заявлениями, подписанными директором общества, о предварительном согласовании предоставления земельных участков без проведения торгов на основании пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в целях недропользования.
Согласно пункту 3 статьи 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 11 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
В силу пункта 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Решениями, оформленными письмами от 12.04.2017 N 03-51/08/3113, N 03-51/08/3114, N 03-51/08/3115, N 03-51/08/3116, N 03-51/08/3117, N 03-51/08/3118, N 03-51/08/3119, N 03-51/08/3120, N 03-51/08/3121, N 03-51/08/3122, N 03-51/08/3123, N 03-51/08/3124, N 03-51/08/3125, N 03-51/08/3126, и от 14.04.2017 N 03-51/08/3183, ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельных участков по следующим основаниям:
- в нарушение требований подпункта 6 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса некорректно указано основание предоставления испрашиваемого участка без проведения торгов;
- в нарушение требований подпункта 4 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя;
- не представлена исчерпывающая информации об отсутствии проекта межевания территории в отношении испрашиваемых земельных участков (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса);
- не представлены актуальные сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Красноярска либо информация, подтверждающая отсутствие противоречий установленным для территориальной зоны видам разрешенного использования, виду, указанному в обращении.
С учетом указания обществом в качестве основания предоставления испрашиваемого участка без проведения торгов пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод незаконности приведенных ответчиком в оспариваемых решениях оснований отказа заявителю предоставить испрашиваемые участки.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в пункте 46 которого предусмотрен перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. К таким документам относятся выдержка из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода (за исключением сведений, содержащих государственную тайну). В соответствии с данным приказом заявитель вправе представить вместе с заявлением выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); выписку из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Судом первой инстанции установлено, что к заявлениям согласно приложению обществом представлена заверенная копия лицензии ГКК N 0677 вид ТЭ, заявления подписаны директором общества, являющимся единоличным исполнительным органом общества, имеющим право действовать от имени общества без доверенности.
Представление выписки из ЕГРЮЛ о юридическом лице - заявителе является правом общества, в случае непредставления данного документа в соответствии с вышеназванным Перечнем он запрашивается органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Поскольку заявитель просил предварительно согласовать предоставление земельных участков без проведения торгов для недропользования, то предоставление сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Красноярска либо информация, подтверждающая отсутствие противоречий установленным для территориальной зоны видам разрешенного использования, виду разрешенного использования, указанному в обращении, также не является обязательным в силу пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ.
В отказе в качестве одного из оснований указано, что не представлена исчерпывающая информация об отсутствии проекта межевания территории в отношении испрашиваемых земельных участков (пункт 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
Проект межевания территории является видом документации по планировке территории (пункт 2 части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной. Предоставления земельных участков в целях недропользования к таким случаям не относится.
Вместе с тем, суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемые решения не нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно статье 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса (пункт 2);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости указанные в заявлениях общества земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100191:91, 24:50:0100481:25, 24:50:0100191:86, 24:50:0100481:21, 24:50:0100191:89 предоставлены на праве аренды ФГУП "Красноярское" Российской академии сельскохозяйственных наук, которое возражало против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на нарушение его прав в случае предоставления спорных земельных участков заявителю.
Таким образом, суд первой инстанции правильно признал, что указанные обстоятельства являются основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых заявителем земельных участков в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, пунктом 2 статьи 39.16 ЗК РФ.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 57 ГрК РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6, 7 статьи 57 ГрК РФ).
На основании сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) установлены следующие обстоятельства:
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100191:88 запроектировано размещение магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (основные);
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области энергоснабжения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100191:86 запроектировано размещение (проект региональный) ЛЭП 110 кВ; объектов транспортной инфраструктуры - магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (основные), а также улицы и дороги местного значения;
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоотведения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100191:91 запроектировано размещение канализации хозяйственно-бытовой безнапорной, а также объектов местного значения, относящихся к областям образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, рекреации - проект местный объекта учебно-образовательного назначения;
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоотведения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100481:24 запроектировано размещение канализации хозяйственно-бытовой безнапорной, объектов транспортной инфраструктуры - магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (основные), а также магистральной улицы районного значения; объекты местного значения, относящихся к области энергоснабжения, - ЛЭП 110 кВ;
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоотведения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100481:25 запроектировано размещение канализации хозяйственно-бытовой безнапорной, объектов транспортной инфраструктуры - магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (основные); объекты местного значения, относящихся к области энергоснабжения, - ЛЭП 110 кВ;
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоотведения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100191:94 запроектировано размещение канализации хозяйственно-бытовой безнапорной, объектов транспортной инфраструктуры - магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (основные), а также магистральной улицы районного значения; объекты местного значения, относящихся к области энергоснабжения, - ЛЭП 110 кВ;
- согласно схеме расположения участка на карте планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоотведения, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100191:79 запроектировано размещение канализации хозяйственно-бытовой безнапорной.
Указанные земельные участки находятся в пределах границ города Красноярска и в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории г. Красноярска предназначены для размещения объектов регионального значения, объектов местного значения, а общество не является лицом, уполномоченным на строительство этих объектов, что является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15, пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ.
По этим основаниям не принимается довод заявителя о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100191:24, 24:50:0100481:79, 24:50:0100191:94 находятся в собственности Российской Федерации и не обременены правами третьих лиц, поэтому отказ в предварительном согласовании их предоставления истцу является незаконным.
Кроме того, ссылаясь на статьи 7, 25 Закона о недрах, подпункт 4 пункта 5 статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского совета депутатов N В-122 от 07.07.2015, заявитель считает, что добыча полезных ископаемых имеет преимущественное значение по сравнению с застройкой населенных пунктов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, так как получение обществом лицензии на недропользование не предоставляет ему исключительное право на пользование земельным участком, предоставление которого должно осуществляться в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Подпункт 4 пункта 5 статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского совета депутатов N В-122 от 07.07.2015, подлежит применению к земельным участкам, фактически предоставленным в целях добычи полезных ископаемых.
Учитывая наличие предусмотренных подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15, пунктами 2 и 17 статьи 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых заявителем земельных участков, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемые решения управления не нарушают прав и законных интересов общества, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" февраля 2018 года по делу N А33-10544/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.