г. Саратов |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А12-37843/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сергеевой Алевтины Борисовны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2018 года по делу N А12-37843/2017 (судья Н.В. Стрельникова)
по заявлению индивидуального предпринимателя Сергеевой Алевтины Борисовны (ИНН 344209165220, ОГРНИП 314344320200117)
к Администрации Дзержинского района г. Волгограда (ИНН 3443900373, ОГРН 1023402975012), Администрации г. Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет экономического развития администрации Волгограда (ИНН 3444067813, ОГРН 1023403445075)
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителя: Индивидуального предпринимателя Сергеевой Алевтины Борисовны - Подлобошников Ю.О. по доверенности от 01.09.2017 б/н
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сергеева Алевтина Борисовна (далее - ИП Сергеева А.Б., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным решение администрации Дзержинского района Волгограда (далее- Администрация), выраженное в уведомлении от 30.10.2017 годаN 01-21-111/3181-17 об отказе включить в схему размещения места размещения торгово-остановочного павильона (мобильного временного сооружения некапитального характера) расположенного по адресу Волгоград, Дзержинский район, ул. Константина Симонова (остановка троллейбуса "28-я поликлиника" по направлению к центру города);
- обязать администрацию г.Волгограда включить в схему размещения на 2017-2021 годы места размещения торгово-остановочного павильона (мобильного временного сооружения некапитального характера) расположенного по адресу Волгоград, Дзержинский район, ул. Константина Симонова (остановка троллейбуса "28-я поликлиника" по направлению к центру города).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2018 года по делу N А12-37843/2017 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Сергеева А.Б. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Сергеева А.Б. обратилась в администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения нестационарного торгового объекта - павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Им. К.Симонова, д.21 к.
Письмом от 30.10.2017 N 01-21-111/3187-17 администрация Дзержинского района Волгограда сообщила предпринимателю, что постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения НТО на территории Волгограда на 2017-2021 годы" место размещения по адресу: г. Волгоград, К. Симонова, 21 "К" не включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, в связи с чем у администрации Дзержинского района Волгограда отсутствуют основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, также указанным письмом сообщено о возможности выбора компенсационного места.
18.01.2017, 19.01.2017 состоялись заседания межведомственной комиссии по формированию Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, по результатам которых составлен протокол N 1-2017.
В рамках данного заседания межведомственной комиссии сделан вывод о невозможности размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, ул. К. Симонова, 21 К, поскольку уполномоченными органами при согласовании данного места в проект Схемы на 2017-2021 годы были выявлены нарушения требований п. 6.2, 6.3 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 742-ст а именно размещено на инженерных коммуникациях, а именно на газопроводе среднего давления 0350 мм, газопроводе низкого давления О 114 мм.
На основании изложенного межведомственной комиссией принято решение об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Константина Симонова (остановка троллейбуса "28-я поликлиника" по направлению к центру города.
ИП Сергеева А.Б, полагая, что действия администрации Дзержинского района г. Волгограда, администрации Волгограда являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы предпринимателем, обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы принимается в соответствии с Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденным приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД (далее - Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Согласно пункту 2.2. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
В соответствии с пунктом 4 постановления администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решения межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проект постановления администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 3.10 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов правовые акты о внесении изменений в схему подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Не позднее 10 календарных дней после принятия правового акта о внесении изменений в схему актуализированная версия схемы в электронном виде представляется уполномоченным органом в орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере торговой деятельности.
Пунктом 3.2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что основанием для исключения места размещения нестационарного торгового объекта является несоответствие места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
В соответствии с письмом администрации Дзержинского района Волгограда от 14.12.2017.N 01-21/11471 место размещения нестационарного торгового объекта, находящееся по адресу: ул.им.К.Симонова, 21 "К", расположено на улице, подлежащей комплексному благоустройству.
Размещение нестационарных торговых объектов с нарушением требований, установленных Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований схем размещения нестационарных торговых объектов не допускается.
В соответствии с требованиями стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" размещение торговых киосков не допускается в помещении (на площади) автопавильона; торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (подпункты 3.10.7 и 3.16.1).
Пунктом 3.10.7. установлено, что не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков.
Пунктом 3.16.1. определено, что торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.
Письмом департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 17.11.2017 N ДГХ/06 - 19354 в адрес комитета правового обеспечения администрации Волгограда направлен перечень остановок общественного транспорта на территории городского округа город - герой Волгоград, в который входит остановка общественного транспорта "28-я поликлиника".
Таким образом, в силу действующего в настоящий момент законодательства в этой области, включение места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г.Волгоград ул.им.К.Симонова, 21 "К" невозможно.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы спорного места размещения нестационарного торгового объекта обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 30.12.2016 N 39-н "О внесении изменений в Приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04 февраля 2016 года N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов Волгоградской области" в пункт 2.14 внесены изменения, в соответствии с которыми основанием для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов является наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта о комплексном благоустройстве земельного участка.
В соответствии с письмом администрации Дзержинского района Волгограда от 14.12.2017.N 01-21/11471 место размещения нестационарного торгового объекта, находящееся по адресу: г. Волгоград ул.им.К.Симонова, 21 "К", расположено на улице, подлежащей комплексному благоустройству.
При указанных обстоятельствах включение места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: : г. Волгоград ул.им.К.Симонова, 21 "К", невозможно.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ИП Сергеева А.Б. указывает, что принадлежащий ей павильон является нестационарным торговым объектом, строительство и эксплуатация которого начаты до формирования Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, в связи с чем администрация обязана включить данный объект в новую схему.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
По смыслу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
При этом частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Поскольку подобная обязанность законом не предусмотрена, оспариваемые действия администрации закону не противоречат.
Обжалуя решение суда первой инстанции, предприниматель указывает на отсутствие доказательств несоответствия места размещения нестационарного торгового объекта требованиям п. 6.2, 6.3 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 742-ст а именно размещено на инженерных коммуникациях, а именно на газопроводе среднего давления 0350 мм, газопроводе низкого давления О 114 мм.
Как полагает заявитель, место размещения объекта соответствует требованиям указанного акта, проект границ земельного участка согласован с собственником инженерных сетей, и каких-либо требований о сносе объекта собственником газопровода не предъявлялось.
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод предпринимателя.
Нарушение требований законодательства при размещении нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, ул. им. К.Симонова, 21 "К" подтверждены письмами комитета экономического развития администрации Волгограда от 13.12.2017 N 2181, администрации Дзержинского администрации Волгограда от 14.12.2017 N 01 -21/11471-17.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Кроме того следует учесть, что по существу оспаривается Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132. Указанный акт является нормативным правовым актом. Согласно требованиям АПК РФ оспаривании нормативных правовых актов подведомственна судам общей юрисдикции.
С учетом изложенного, требования заявителя о устранении нарушения прав заявителя путем внесения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы спорного места размещения нестационарного торгового объекта, являются ненадлежащей попыткой предпринимателя использования процессуальных прав для оспаривания нормативного акта в арбитражном суде, а не в суде общей юрисдикции.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2018 года по делу N А12-37843/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-й инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.