город Омск |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А46-21546/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бралиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2475/2018) муниципального предприятия города Омска "Пассажирское предприятие N 4" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2018 по делу N А46-21546/2017 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Омской области (ОГРН 1045509009996, ИНН 5505037107) к муниципальному предприятию города Омска "Пассажирское предприятие N 4" (ИНН 5501003322, ОГРН 1065501060822) о взыскании 8 075 467 руб. 74 коп.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Омской области - Яковлева Наталья Анатольевна (удостоверение, по доверенности);
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области (далее по тексту - заявитель, налоговый орган, МИФНС России N 4 по Омской области) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к муниципальному предприятию города Омска "Пассажирское предприятие N 4" (далее по тексту - должник, предприятие, МП г.Омска "ПП-4") о взыскании 8 075 467 руб. 74 коп., в том числе: 6 061 287 руб. 33 руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 1 кв. 2016 г., 202 914 руб. 10 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период с 01.01.2016 по 25.05.2016, 214 556 руб. 31 коп. - страховые взносы по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за 1 квартал 2016 года, 7 260 руб. 81 коп. - пени по страховым взносам по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ на недоимку в сумме 87 394 руб. 33 коп. за период с 01.01.2016 по 25.05.2016, 1 542 410 руб. 01 коп. - недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 1 квартал 2016 года, 47 039 руб. 18 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2016 по 25.05.2016.
Решением от 22.01.2018 по делу N А46-21546/2017 Арбитражный суд Омской области заявленные требования МИФНС России N 4 по Омской области удовлетворил, взыскав с МП г.Омска "ПП-4" 8 075 467 руб. 74 коп., в том числе: 6 061 287 руб. 33 коп. - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 1 квартал 2016 года, 202 914 руб. 10 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период с 01.01.2016 по 25.05.2016, 214 556 руб. 31 коп. - страховые взносы по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за 1 квартал 2016 года, 7 260 руб. 81 коп. - пени по страховым взносам по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ на недоимку в сумме 87 394 руб. 33 коп. за период с 01.01.2016 по 25.05.2016, 1 542 410 руб. 01 коп. - недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 1 квартал 2016 года, 47 039 руб. 18 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2016 по 25.05.2016; в доход федерального бюджета 63 377 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, МП г.Омска "ПП-4" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что на расчетном счете предприятия имелись денежные средства для погашения задолженности перед Инспекцией в принудительном порядке; срок обращения в суд пропущен.
В качестве приложения к апелляционной жалобе МП г.Омска "ПП-4" представило копии следующих документов: выписки операций по лицевому счету N 40702810845000005325 за период с 31.03.2016 по 31.12.2016; сведения об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях от 11.12.2017.
МИФНС России N 4 по Омской области в отзыве на апелляционную жалобу МП г.Омска "ПП-4" указала на несостоятельность доводов последнего.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) в отсутствие представителя МП г.Омска "ПП-4", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайство об его отложении.
Суд апелляционной инстанции отказывает в приобщении к материалам дела копии документов поименованных в приложении к апелляционной жалобе как по причине отсутствия мотивированного ходатайства о приобщении, так и в силу того, что предприятие не обоснована уважительность причин непредставления их в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 АПК РФ). Данные документы подлежат возврату МП г.Омска "ПП-4" вместе с настоящим постановлением.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа высказался согласно отзыву на жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Инспекции проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, МП г.Омска "ПП-4" состоит на учете в МИФНС России N 4 по Омской области, что подтверждается записью в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г.Омска должнику было предложено, согласно требованию N 065S01160037829 от 25.05.2016, добровольно уплатить в срок до 15.06.2016 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, по страховым взносам по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, по пени по страховым взносам по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, а также по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 10 498 497 руб. 99 коп., в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 8 081 718 руб. 33 коп. за 1 квартал 2016 года;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 202 914 руб. 10 коп. на недоимку 2 435 706 руб. 36 коп. за период 01.01.2016 по 25.05.2016;
- страховые взносы по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ в сумме 286 076 руб. 31 коп. за 1 квартал 2016 года;
- пени по страховым взносам по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ в сумме 7 260 руб. 81 коп. на недоимку 87 394 руб. 33 коп. за период с 01.01.2016 по 25.05.2016;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 1 873 489 руб. 26 коп. за 1 квартал 2016 года;
- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 47 039 руб. 18 коп. на недоимку 564 641 руб. 02 коп. за период с 01.01.2016 по 25.05.2016.
В порядке статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г.Омска по данному требованию было принято Решение от 12.08.2016 N 065S02160026375 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках на задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам за 1 квартал 2016 года, в том числе страховые взносы в сумме 10 241 283 руб. 90 коп., пени в сумме 257 214 руб. 09 коп.
Должником частично погашена задолженность по данному требованию:
1)15.03.2017 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 в размере 2 020 431 руб.
2) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017:
- 15.03.2017 в размере 161 701 руб. 85 коп.
- 17.03.2017 в размере 3 139 руб. 08 коп.
- 19.04.2017 в размере 2 092 руб. 72 коп.
- 24.05.2017 в размере 1 414 руб.
- 09.06.2017 в размере 9 782 руб. 50 коп.
- 28.06.2017 в размере 2 092 руб. 72 коп.
- 10.08.2017 в размере 1 866 руб. 48 коп.
3) 15.03.2017 по страховым взносам в ПФ РФ по доп.тарифу за лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п.2-18 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, на выплату страховой пенсии в размере 71 520 руб.
В связи с передачей с 01.01.2017 полномочий по администрированию платежей во внебюджетные фонды налоговым органам, инспекция обратилась 10.11.2017 в Арбитражный суд Омской области с соответствующим требованиями.
Поддерживая выводы суда первой инстанции относительно наличия оснований для удовлетворения заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
На основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Пунктами 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год.
В порядке части 1 статьи 15 указанного закона сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 15 рассматриваемого закона в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (часть 5 статьи 15).
Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года.
В порядке части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ч. 8 данной статьи.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В порядке части 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов-организаций принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (часть 3 статьи 25). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (часть 5 статьи 25). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 6 статьи 25). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7 статьи 25). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (часть 3 статьи 25, в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ)
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что МП г.Омска "ПП-4" в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ являлось плательщиком страховых взносов.
Факт наличия задолженности в предъявленном размере со стороны МП г.Омска "ПП-4" подтвержден материалами дела и предприятием не оспаривается.
В связи с вступлением в законную силу Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и органами ФСС России.
В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности.
В силу пункта 14 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
В порядке части 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, процедура принудительного взыскания налоговым органом недоимки, пеней и штрафов включает в себя ряд последовательных, обязательных процессуальных действий, порядок и сроки совершения которых регламентированы НК РФ.
При этом, оснвоанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога является неисполнение обязанности по уплате сумм недоимки, пеней и штрафов, указанных в требовании об уплате налога.
В ходе рассмотрения дела, МП г.Омска "ПП-4" заявлено о пропуске заявителем срока обращения в суд.
Как установлено судом первой инстанции, в обоснование суммы предъявленной ко взысканию задолженности в размере 8 075 467 руб. 74 коп. налоговым органом представлено требование N 065S01160037829 от 25.05.2016 со сроком исполнения - 15.06.2016.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, проверив с применением статей 46, 47 НК РФ сроки на взыскание спорной задолженности в судебном порядке, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что на момент обращения налогового органа в Арбитражный суд Омской области (10.11.2017, согласно входящему штампу Арбитражного суда Омской области, л.д. 6) срок обращения в суд заявителем не пропущен, в связи с чем, доводы предприятия в этой части судом отклоняются.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявителем не утрачена возможность принудительного взыскания спорной задолженности за счет имущества должника в пределах двухгодичного срока, установленного статьей 47 НК РФ, по требованию N 065S01160037829 от 25.05.2016.
Также отклонены как неподтвержденные документально доводы относительно наличия на расчетном счете предприятия денежных средств для погашения задолженности перед заявителем в принудительном порядке (статьи 9, 65 АПК РФ).
Каких-либо документальных доказательств, дающих основания достоверным образом полагать о необоснованности требований МИФНС России N 4 по Омской области, МП г.Омска "ПП-4" ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства не представлено.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворения заявленных налоговым органом требований.
Удовлетворив заявленные МИФНС России N 4 по Омской области требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы МП г.Омска "ПП-4" не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2018 по делу N А46-21546/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.