г. Москва |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А40-151527/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Валюшкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "ХИМКИ-МОЛЖАНИНОВО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2018 г.
по делу N А40-151527/17 принятое судьей Яниной Е.Н. (шифр судьи 28-1392)
по иску АО "ХИМКИ-МОЛЖАНИНОВО"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо - Управление Росреестра по Москве
о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в договор купли- продажи земельного участка
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Мельников Е.Н. по доверенности от 03.05.2018 г.;
от ответчика: Путенко М.В. по доверенности от 27.12.2017 г.;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ХИМКИ-МОЛЖАНИНОВО" (далее - Общество, истец) обратилось в суд с требованием к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка от 25.01.2017 г. N М-09-С02189 в части выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001001:1181, обязании Департамент в месячный срок со дня принятия судебного акта внести изменения в распоряжение Департамента от 07.11.2016 N32299, указав выкупную стоимость земельного участка в размере 198941,40 руб.; обязании Департамент в месячный срок со дня принятия настоящего судебного акта подготовить, подписать и направить в АО "Химки-Молжаниново" - дополнительное соглашение к договору купли-продажи земельного участка от 25.01.2017 N М-09-С202189 о внесении следующих изменений: Изложить пункт 1.4 договора в новой редакции: "1.4. Кадастровая стоимость Участка составляет 198941 рубль 40 копеек; Изложить пункт 2.1. договора в новой редакции: "2.1. Цена Участка равна кадастровой стоимости Участка и составляет 198941 руб. 40 коп.".
Решением Арбитражного суда города Москвы 09.01.2018 г. по делу N А40-151527/17 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель апелляционной жалобы указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители истца требования апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней мотивам, просили решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представитель ответчика требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя 3-го лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2014 по делу N А40-106819/2014 признан незаконным отказ Департамента от 10.04.2014 N 33-5- 8071/14-(0)-1 в предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001001:1181 площадью 29085 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, КСХП "Химки". Департамент обязан устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении Обществу в собственность вышеуказанного земельного участка и направить заявителю проект договора купли-продажи.
Во исполнение названного решения на основании распоряжения Департамента от 07.11.2016 N 32299 между ответчиком и заявителем был заключен договор купли-продажи земельного участка от 25.01.2017 N М-09-С01189 (далее - Договор).
Согласно п. 2.1. Договора цена земельного участка составляет 278.052 руб. 60 коп.
12.05.2017 Общество обратилось в Департамент с письмом N 118/17, в котором потребовало подписать дополнительное соглашение N 1 к Договору и внести изменения в распоряжение N 32299 от 07.11.2016 в связи с приостановлением государственной регистрации права собственности на земельный участок по причине несоответствия указанной в Договоре выкупной цены земельного участка размеру кадастровой стоимости данного земельного участка, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости на дату заключения договора.
Департамент рассмотрел данное обращение Общества и сообщил о невозможности внесения изменений в ранее изданное распоряжение и оформление дополнительного соглашения к Договору, что изложено в ответе Департамента от 26.05.2017 г. N ДГИ-1-38319/17-1.
Ссылаясь на незаконность данного отказа, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял во внимание, что согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (действующего на момент обращения Общества к Департамент с заявлением о выкупе Земельного участка 11.03.2014 г.) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
На основании п. 8 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка указанным лицам и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ при разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения, должна приниматься во внимание необходимость обеспечения гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключения для них негативных последствий возрастания выкупной цены земельного участка до принятия правомочным органом решения о продаже земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи.
Заявление о выкупе земельного участка является основанием для начала процедуры оформления его купли-продажи.
Обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащего все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, ограничена сроками для принятия решения соответствующим органом, и не связана с моментом заключения договора купли-продажи, в связи с этим, выкупную цену земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
Суд первой инстанции правомерно указал, что определение стоимости земельного участка на другую дату (например, на дату регистрации права собственности на земельный участок, либо на дату заключения договора купли-продажи земельного участка), противоречит сложившейся судебной практике.
Кроме того, такой подход может привести к нарушению прав иных лиц, например, собственников зданий (сооружений и т.п.), обратившихся с заявлениями о приватизации земельных участков, стоимость которых для целей выкупа определяется исходя из кадастровой стоимости, и которая на момент заключения договора купли-продажи может существенно превышать размер кадастровой стоимости, определенной на дату подачи заявления о выкупе.
Согласно ст. 39.4 ЗК РФ, п. 4 ст. 6 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельный участок предоставляется в собственность по цене равной кадастровой стоимости земельного.
В данном случае суд первой инстанции учел, что Общество обратилось в службу "одного окна" Департамента с заявлением от 11.03.2014 вх. N 33-5- 8071/14-(О)-О о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001001:1181.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.03.2014 N 77/501/14-191566 на момент принятия решения об отказе кадастровая стоимость составляла 278052 руб. 60 коп.
Таким образом, обязанность государственного органа подготовить и направить проект договора возникает исключительно с волеизъявления заявителя, то есть именно подача заявки о выкупе земельного участка порождает права и обязанности, соответственно условия договора должны определяться из этой даты, то есть в рассматриваемом случае - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 11.03.2014, в размере 278052,60 руб.
На основании п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абз. 3 и 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Федерального закона N225-ФЗ.
В данном случае суд первой инстанции посчитал, что обществом не представлено доказательств того, что оно обращалось в суд с иском о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001001:1181 и вступившим в законную силу решением суда кадастровая стоимость названного земельного участка пересмотрена и установлена в размере, равном его рыночной стоимости в сумме меньшей указанной в договоре и определенной в спорный период времени.
В порядке ст. 445 ГК РФ за урегулированием спора о цене выкупаемого имущества в судебном порядке истец также не обращался.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований Общества к Департаменту.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.01.2018 года по делу N А40-151527/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151527/2017
Истец: АО Химки-Молжаниново
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департаент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве