10 мая 2018 г. |
Дело N А83- 3967/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 мая 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Баукиной Е.А. и Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калякиной О.О.,
при участии представителей:
от Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - Сырцовой А.В., доверенность от 29.12.2017,
от общества с ограниченной ответственностью "Туристическая компания "Энерго-Тур" - Поляковой М.В., доверенность от 20.06.2016 N 17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 января 2018 года по делу N А83-3967/2017 (судья Гаврилюк М.П.),
по иску Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя к обществу с ограниченной ответственностью "Туристическая компания "Энерго-Тур" о признании недействительным подпункта 1.6 пункта 1 дополнительного соглашения N 4 от 22 июня 2016 года,
установил:
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополь обратился (далее - Департамент) в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Туристическая компания "Энерго-Тур" (далее - ООО "ТК "Энерго-Тур", общество) о признании недействительным подпункта 1.6 пункта 1 дополнительного соглашения N 4 от 22 июня 2016 года к государственному контракту на оказание услуг по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере (по путевкам) N 250К/13-11 от 12 мая 2016 года в части указания количества детей: 981 в третью смену и 940 в четвертую смену.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 января 2018 года исковые требования Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополь к ООО "ТК "Энерго-Тур" о признании недействительным подпункта 1.6 пункта 1 дополнительного соглашения N 4 от 22 июня 2016 года к государственному контракту N250К/13-11 от 12.05.2016 в части указания количества детей: "в количестве 981 в третью смену и в количестве 940 в четвертую смену" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования Департамента удовлетворить.
Представитель Департамента в судебных заседаниях апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым исковые требования Департамента удовлетворить.
Представитель ООО "ТК "Энерго-Тур" в судебных заседаниях апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 12.05.2016 между Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя (государственный заказчик) и ООО "ТК "Энерго-Тур" (исполнитель) заключен государственный контракт N 25ОК/13-11 на оказание услуг по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере (по путевкам) (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях контракта услуги по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере (по путевкам), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить их. Организация отдыха и оздоровления детей осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.2 контракта установлено, что перечень услуг определяется в техническом задании (приложение N 1 к контракту).
Согласно пункту 1.3 контракта исполнитель оказывает услуги поэтапно согласно графику оказания услуг (приложение N 2 к контракту).
Место оказания услуг: на базе исполнителя на территории г.Севастополя либо Республики Крым (пункт 1.3 контракта).
В соответствии с пунктом 2.3 контракта цена контракта составляет 12 462 450,00 руб., включая налог на добавленную стоимость (-%), (без НДС, в связи с применением упрощенной системы налогообложения). Стоимость путевки на одного ребенка составляет 22 659,00 руб., среднесуточная стоимость одного дня пребывания - 1079,00 руб.
Согласно пункту 2.1 цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных настоящим контрактом. Авансовые платежи по контракту не предусмотрены (пункт 2.5.3 контракта).
В контракте стороны согласовали условия размещения детей (подпункт 3.3.5 пункта 3.3 контракта), требования к организации питания (подпункт 3.3.6 пункта 3.3 контракта), режима дня детей (подпункт 3.3.7 пункта 3.3 контракта), воспитательного процесса и досуговой деятельности с реализацией комплекса мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности (подпункт 3.3.8 пункта 3.3 контракта), требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей (подпункт 3.3.9 пункта 3.3 контракта), оборудования пляжа (подпункт 3.3.10 пункта 3.3 контракта) и т.п.
Пунктом 4.1 контракта определено, что услуги должны быть оказаны в период с 01.06.2016 по 31.08.2016 (приложение N 2 к контракту).
Приложение N 1 к контракту, которое является его неотъемлемой частью, "Техническое задание на оказание услуг по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере (по путевкам)" предусматривает количество путевок по контракту - 550, длительность смены - 21 календарный день, рекомендуемые периоды для определения дат заезда и выезда по сменам: 1 смена с 01.06.2016-05.06.2016 по 21.06.2016-25.06.2016; 2 смена с 23.06.2016-28.06.2016 по 13.07.2016-18.07.2016; 3 смена с 16.07.2016-21.07.2016 по 05.08.2016-09.08.2016; 4 смена с 06.08.2016-09.08.2016 по 27.08.2016-30.08.2016.
Графиком оказания услуг (приложение N 2 к контракту) является согласованный сторонами график заездов в 4 смены: 1 смена с 04.06 - 24.06.2016 - 100 путевок, 2 смена с 26.06 - 16.07.2016 - 200 путевок, 3 смена с 18.07 - 07.08.2016 - 150 путевок и 4 смена с 09.08 - 26.08.2016 - 100 путевок.
Согласно пункту 10.5 контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в соответствии с пунктом 3.3 контракта исполнителем государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. До принятия такого решения государственный заказчик вправе провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов экспертных организаций.
Дополнительными соглашениями к контракту стороны неоднократно вносили в него изменения и дополнения, а именно:
- дополнительным соглашением N 1 от 23.05.2016 к контракту в пункте 1.3 стороны уточнили место оказания услуг: частное учреждение Крымской республиканской организации Российского профсоюза работников культуры "Детский оздоровительный лагерь "Салют", Республика Крым, г. Евпатория ул. Маяковского;
- дополнительным соглашением N 2 от 26.05.2016 к контракту также было уточнено место оказания услуг: детское учреждение оздоровления и отдыха "Тимуровец", Республика Крым, г. Евпатория, пгт. Заозерное, Аллея Дружбы, 11-а; уменьшены цена контракта, стоимость путевки и среднесуточная стоимость одного дня пребывания; Приложение N 1 дополнено сравнительной таблицей характеристик частного учреждения Крымской республиканской организации Российского профсоюза работников культуры "Детский оздоровительный лагерь "Салют" и детского учреждения оздоровления и отдыха "Тимуровец"; Приложение N 2 к контракту изложено в новой редакции: количество путевок в первую смену составило 146 штук, во вторую и третью по 135, в четвертую - 134;
- дополнительным соглашением N 3 от 03.06.2016 к контракту местом оказания услуг определены детское учреждение оздоровления и отдыха "Тимуровец", Республика Крым, г. Евпатория, пгт. Заозерное, Аллея Дружбы, 11-а; государственное унитарное предприятие Республики Крым "Солнечная Таврика", пансионат - детский оздоровительный лагерь "Лучистый", Республика Крым, г. Евпатория, пос. Заозерное, ул. Аллея Дружбы, д. 31, Техническое задание (Приложение N 1) дополнено соответствующими сравнительными таблицами характеристик, а График оказания услуг (Приложение N 2) изложен в новой редакции: оказание услуг в ДУОО "Тимуровец" во вторую и третью смены - по 135 путевок и в четвертую смену - 134 путевки, в ПДОЛ "Лучистый" в первую смену - 146 путевок;
- дополнительным соглашением N 4 от 22.06.2016 к контракту пункт 1.4 изложен в новой редакции: местом оказания услуг определены учреждение оздоровления и отдыха "Тимуровец", Республика Крым, г. Евпатория, пгт. Заозерное, Аллея Дружбы, 11-а; государственное унитарное предприятие Республики Крым "Солнечная Таврика", пансионат - детский оздоровительный лагерь "Лучистый", Республика Крым, г. Евпатория, пос. Заозерное, ул. Аллея Дружбы, д. 31; общество с ограниченной ответственностью "Санаторий для родителей с детьми "Голубая волна", Республика Крым, г. Саки, ул. Морская, д. 2, Приложение N 1 к контракту "Техническое задание" дополнено соответствующими сравнительными таблицами. Кроме того, согласована новая редакция графика оказания услуг (Приложение N 2), которая предусматривает в УООО "Тимуровец" вторая смена - 8 путевок, третья - 161, четвертая - 160, в ДОЛ "Лучистый" первая смена - 146 путевок и СРД "Голубая волна" вторая смена - 75 путевок.
Кроме того, пунктом 1.6 дополнительного соглашения N 4 от 22.06.2016 контракт дополнен пунктом 3.3.17 следующего содержания: "Исполнитель обязуется предоставить предложения об организации отдыха и оздоровления для размещения детей в 3 смену в количестве 981 человек и в 4 смену в количестве 940 человек, с предоставлением гарантийных писем руководителей организаций в течение 14 дней со дня подписания дополнительного соглашения".
Департамент в адрес общества направил претензию от 31.01.2017 исх.N 149/6.1/17-2.
Департамент полагает, что указание в дополнительном соглашении N 4 от 22.06.2016 количества детей противоречит требованиям ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи чем обратился в арбитражный с настоящим иском.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
К отношениям сторон применяется Федеральный Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По своей правовой природе контракт является государственным контрактом, под которым пункт 8 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" понимает договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739), если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Как усматривается из материалов дела, 12.05.2016 между Департаментом и ООО "ТК "Энерго-Тур" заключен государственный контракт N 25ОК/13-11 на оказание услуг по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере (по путевкам), на определенное количество детей в определенный период времени, то есть существенными условиями контракта являлись цена, количество детей, место исполнения и период времени.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Как усматривается из материалов дела, 22 июня 2016 года между Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя и ООО "ТК "Энерго-Тур" заключено дополнительное соглашение N 4 которым, в частности, контракт дополнен п. 3.3.17. "Исполнитель обязуется предоставить предложения об организациях отдыха и оздоровления для размещения детей в 3 смену в количестве 981 человек и в 4 смену в количестве 940 человек, с предоставлением гарантийных писем организаций в течение 14 дней со дня подписания дополнительного соглашения".
То есть в п.3.3.17 стороны договорились, что исполнитель обязуется предоставить только предложения, а не выполнить свое прямое обязательство по контракту по организации отдыха и оздоровления, на основании чего суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваем пунктом дополнительного соглашения стороны не изменяли существенные условия контракта и, соответственно, не нарушили требования ст. 95 Закона 44-ФЗ, так как из условий контракта не вытекает, что предоставление предложений по организации отдыха повлечет и предоставление услуги.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя жалобы о том, что положения пункта 3.3.17 государственного контракта в части указания количества детей: 981 в третью смену и 940 в четвертую смену противоречат требованиям статьи 95 Закона 44-ФЗ, в связи с чем вышеназванное условие контракта должно быть признано недействительным в силу статей 167, 168 ГК РФ, не принимаются судебной коллегией ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1.6 дополнительного соглашения N 4 от 22.06.2016 контракт дополнен пунктом 3.3.17 следующего содержания: "Исполнитель обязуется предоставить предложения об организации отдыха и оздоровления для размещения детей в 3 смену в количестве 981 человек и в 4 смену в количестве 940 человек, с предоставлением гарантийных писем руководителей организаций в течение 14 дней со дня подписания дополнительного соглашения".
Этот пункт может быть квалифицирован как часть сделки (ст. 180 ГК РФ).
Истец полагает, что указанный пункт вносит изменения в заключенный сторонами государственный контракт более чем на 10 %, поэтому противоречит ст. 95 Закона 44-ФЗ.
Однако из содержания указанного пункта явствует, что каких-либо изменений в государственный контракт от 12.05.2016 N 25ОК/13-11 он не вносит. Этот пункт предусматривает только обязанность ответчика представить оферту с гарантийными письмами. Представление такой оферты влечет гражданско-правовые последствия, в силу которых истец вправе эту оферту рассмотреть.
Пункт 1.6 дополнительного соглашения N 4 от 22.06.2016 не предусматривает даже обязанности истца дать ответ на оферту в течение какого-либо срока. То есть предложение ответчика с гарантийным письмами в соответствии с указанным пунктом является обычной офертой, правовой режим которой определяется ст.435, 436, 438 ГК РФ. Таким образом, пункт 1.6 дополнительного соглашения N 4 от 22.06.2016 не противоречит какому-либо закону, каким-либо образом не нарушает права истца, а поэтому не может быть признан недействительным ни по п.1 ст. 168 ГК РФ, ни по п.2 ст.168 ГК РФ.
На основании изложенного, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 января 2018 года по делу N А83-3967/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В.Черткова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.