город Ростов-на-Дону |
|
10 мая 2018 г. |
дело N А32-20939/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: Лоскутов Н.В. - председатель приказ от 29.03.2012 N 01/ку, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц:
от ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий": Перерва Л.Н. - представитель по доверенности от 09.01.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу потребительского гаражно-строительного кооператива "Зиповский"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2018 по делу N А32-20939/2017,
принятое судьей Назыковым А.Л.,
по заявлению потребительского гаражно-строительного кооператива "Зиповский" (ИНН 2311143534 ОГРН 1122311002384)
к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае; Федеральному агентству научных организаций (ФАНО России)
при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования город Краснодар; Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий"; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
потребительский гаражно-строительный кооператив "Зиповский" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федеральному агентству научных организаций, о признании незаконным отказа от 23.03.2017 в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 512 кв.м. на кадастровом плане территории, по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, вблизи ул. Зиповская 39/1; признании незаконным отказа от 26.04.2017 в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 512 кв.м. на кадастровом плане территории, по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, вблизи ул. Зиповская 39/1. В порядке устранения допущенного нарушения просит утвердить схему расположения земельного участка площадью 512 кв. м на кадастровом плане (карте) территории, изготовленную ООО "Первая Межевая Компания", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автостоянки, парковки, гаражи, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, вблизи ул. Зиповская, 39/1.
Заявленные требования мотивированы следующим. На земельном участке ориентировочной площадью 300 кв.м., примыкающем к земельному участку, принадлежащему членам кооператива, расположены инженерные коммуникации кооператива (система водоснабжения, электроснабжения, канализация), асфальтированные проезды, средства охраны, возведенные с соблюдением градостроительных норм и требований и на которые зарегистрировано право собственности. Испрашиваемый земельный участок ориентировочной площадью 300 кв. м входит в состав единого земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141008:239, находящемуся в собственности Российской Федерации. По результатам межевых работ точная площадь земельного участка составила 512 кв.м. Федеральное агентство научных организаций сообщило, что полномочиями по согласованию межевых планов наделено Теруправление Росимущества в Краснодарском крае, тогда как Теруправление Росимущества рекомендовало обратиться за утверждением схемы расположения земельного участка в администрацию муниципального образования город Краснодар. В результате кооператив лишен возможности оформления землеустроительной документации на земельный участок под принадлежащими ему и членам кооператива объектами недвижимости.
Определением от 06.06.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены администрация муниципального образования город Краснодар, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий" (далее - институт).
Определением от 11.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано следующим. В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений уполномоченных органов в случаях, указанных в пункте 1 данной статьи, в частности, для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Оформление права на земельные участки, на которых расположены подземные трубопроводы и иные линейные объекты, не требуется. Нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Потребительский гаражно-строительный кооператив "Зиповский" обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на доводы, заявленные ранее суду первой инстанции. Указывает, что о нецелесообразности предоставления земельного участка под коммуникациями никто из участников процесса суду не заявлял. Основание, указанное в решении суда, мотивом к оспариваемым отказам не являлось. Указывает, что распоряжение о согласовании схемы не выступает в качестве правоустанавливающего документа, а лишь служит началом для дальнейшей процедуры оформления земельно-правовых отношений. Право на обращение за утверждением схемы имеет любое лицо, владеющее сооружениями на земельном участке. Огороженная металлическим забором открытая асфальто-бетонная площадка возведена кооперативом за собственные средства и используется для ведения предпринимательской деятельности. Указывает, что ранее, в 1993 году земельный участок площадью 512 кв.м. (кадастровый номер 23:43:0301001:2321) был предоставлен в общую долевую собственность физических лиц для гаражного строительства и обслуживания гаражного комплекса. Большая часть земельного участка, из которого формировалась схема, находится в постоянном (бессрочном) пользовании Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий". Суд не оценил существо отказов.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий" просит решение отменить, поскольку полагает отказы в утверждении схемы земельного участка необоснованными.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное агентство научных организаций просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0141008:239 является собственностью Российской Федерации. ФАНО России не предоставлено право самостоятельного (единоличного) распоряжения имуществом подведомственных организаций. Полномочиями по управлениями федеральными земельными участками ФАНО не обладает.
В судебном заседании представители кооператива и института дали суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела. Кооператив настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить. Институт согласился с доводами апелляционной жалобы в части оспаривания действий Теруправления Росимущества в Краснодарском крае.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения председателя кооператива, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, кооператив "Зиповский" обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением, в котором просил сообщить, передавался ли земельный участок ориентировочной площадью 300 квадратных метров, имеющий смежные границы с земельным участком, принадлежащим членам ПГСК "Зиповский", расположенным по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Зиповская 39/1 - 39/5, из федеральной (государственной) собственности Российской Федерации в собственность администрации муниципального образования город Краснодар (муниципальную собственность). В ответ на очередное заявление департамент муниципальной собственности и городских земель города Краснодар сообщил заявителю, что испрашиваемый земельный участок площадью 300 кв.м., примыкающий к земельному участку членов ПГСК "Зиповский", расположенному в районе улицы ул. Зиповская, 39/1 - 39/5, входит в состав единого земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141008:239 площадью 200463 кв.м. расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Зиповская 37, находящегося в собственности Российской Федерации. Правообладателем указанного земельного участка являлся "Всесоюзный институт табака и махорки", правопреемник которого - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий", подведомственно Федеральному агентству научных организаций, на основании п. 687 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2591-р "Об утверждении перечня организаций, подведомственных ФАНО России".
Для обращения за утверждением схемы расположения земельного участка истцом в ООО "Первая межевая компания" была заказана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. По результатам проведения межевых работ была установлена точная площадь указанного земельного участка, составившая 512 кв.м.
В ответ на заявление истца Федеральное агентство научных организаций письмом от 26.04.2017 сообщило, что в соответствии с письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.03.2015 N ВВ-10/10699 от имени Российской Федерации межевые планы земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленные подведомственным ФАНО России научным организациям, подлежат согласованию с территориальными управлениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в связи с чем, за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории необходимо обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, что и было сделано истцом.
В ответ на заявление истца Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае письмом от 23.03.2017 отказало в утверждении схемы расположения земельного участка, рекомендовав истцу обратиться в администрацию муниципального образования город Краснодар, ссылаясь на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Истец полагает отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 23.03.2017 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным, поскольку земельный участок площадью 512 кв.м, в отношении которого была подготовлена схема расположения на кадастровом плане территории и на котором располагаются принадлежащие ему объекты недвижимости, является частью земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141008:239 площадью 200463 кв.м. расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Зиповская 37, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Полагая состоявшиеся отказы не соответствующими действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом установлено, что схема расположения земельного участка площадью 512 кв. м подготовлена и испрашивается кооперативом в целях формирования и приобретения впоследствии прав на земельный участок, на котором расположены принадлежащие кооперативу линейные объекты - система водоснабжения, электроснабжения, канализации, при этом системы водоснабжения и канализации являются подземными коммуникациями.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией, приведенной в заявлении кооператива по настоящему делу, а также в техническом паспорте водопровода (т. 1 л.д. 40 - 45), техническим планом сооружения (т. 1, л.д. 171 - 178), в котором водопровод описан как подземное линейное сооружение. Таким образом, в схеме, которую просит утвердить кооператив, предполагается формирование земельного участка для эксплуатации, в том числе, подземных коммуникаций.
Кроме того, схема земельного участка подготовлена с учетом прохождения линии электропередачи, то есть также и для размещения указанного линейного объекта.
Суд первой инстанции исходил из того, что схема расположения земельного участка испрашивается кооперативом под подземные коммуникации, принадлежащие кооперативу, и стоянку для хранения автомобилей.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 2); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3); линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5); тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 7); геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки (пункт 8); линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
Нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций. Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности, могут размещаться на значительном количестве земельных участков, в том числе под их поверхностью.
Поскольку сооружение канализационных сетей является линейным сооружением, то оно может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2017 по делу N А53-1557/2017).
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений уполномоченных органов в случаях, указанных в пункте 1 данной статьи, в частности, для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение статей 39.33 и 39.36 Кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, вступившим в силу 01.03.2015, утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Оформление права на земельные участки, на которых расположены подземные трубопроводы и иные линейные объекты, не требуется. Нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Использование кооперативом земельного участка под размещение автостоянки и учет им на балансе открытой асфальто-бетонной площадки (инвентарный номер 000841) площадью 203 кв.м. также не является основанием для возникновения у кооператива права требовать утверждения схемы расположения земельного участка, включающего такую площадку. Доказательств наличия у асфальто-бетонной площадки признаков самостоятельного объекта недвижимости, а также регистрации права собственности в ЕГРП на данную площадку кооперативом не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд не может считать кооператив имеющим право требовать от федерального собственника утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал кооперативу в удовлетворении требования.
В апелляционной жалобе кооператив ссылается на новые доводы (приводит взаимоисключающие основания иска), которые суд первой инстанции не исследовал.
Так, кооператив указывает, что его члены являются долевыми сособственниками указанного участка в связи с изданием приказа НПО "Табак" от 04.10.1993 N 122-ЗУ.
Указанный довод не заявлялся суду первой инстанции и тем более свидетельствует о правильности отказа в удовлетворении заявления, поскольку посредством формирования схемы расположения земельного участка осуществляется образование земельных участков из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, на получение которых в указанной процедуре претендует лицо, не являющееся собственником земельного участка.
Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не тождественно спору о границах земельного участка, рассматриваемому в исковом порядке.
Кроме того, апелляционная коллегия полагает возможным указать на следующее.
Кооператив указывает на то, что ранее Всесоюзному институту табака и махорки г. Краснодара в соответствии с государственным актом от 14.02.1985 N А-I N 247818 на праве бессрочного пользования предоставлено 45 га земли для сельскохозяйственного использования.
Приказом НПО "Табак" от 04.10.1993 N 122-ЗУ гражданам Лоскутову В.М., Маркушину Л.А., Цинглер А.И., Фандееву Л.А. в общую долевую собственность предоставлен земельный участок площадью 512 кв.м. в тупике автодороги по ул. Зиповской для целей гаражного строительства и обслуживания гаражного комплекса.
Апелляционный суд проанализировал соответствие приказа НПО "Табак" от 04.10.1993 N 122-ЗУ действующему на дату его принятия законодательству.
Приказ принят генеральным директором Научно-производственого объединения по табаку, махорке и табачным изделиям "Табак". Предоставление земельного участка площадью 512 кв.м. в тупике автодороги по ул. Зиповской для целей гаражного строительства и обслуживания гаражного комплекса гражданам Лоскутову В.М., Маркушину Л.А., Цинглер А.И., Фандееву Л.А. одобрено решением профсоюзного комитета НПО "Табак" от 20.09.1993, на что имеется ссылка в приказе.
Между тем, в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РСФСР граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах; садоводства; огородничества; животноводства; иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
В целях строительства коллективных и индивидуальных гаражей земельные участки гражданам предоставляются в пожизненное наследуемое владение или в аренду.
Кроме того, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РСФСР работники предприятий, учреждений и организаций, заинтересованные в получении земельных участков для огородничества, сенокошения и выпаса скота, подают соответствующее заявление администрации предприятия, учреждения, организации, которые имеют в своем пользовании сельскохозяйственные угодья. Предоставление земельных участков для указанных целей производится на основании совместного решения администрации предприятия, учреждения, организации и его профсоюзного комитета, которое подлежит регистрации в соответствующем Совете народных депутатов.
Цель предоставления земельного участка в приказе НПО "Табак" от 04.10.1993 N 122-ЗУ иная, чем указано в статье 34 Земельного кодекса РСФСР, кроме того, не представлено доказательств регистрации приказа в соответствующем Совете народных депутатов.
При таких обстоятельствах соответствие приказа от 04.10.1993 N 122-ЗУ действующему на момент его издания законодательству и, соответственно, возникновение права долевой собственности граждан на земельный участок кооператив суду не подтвердил.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Краснодарского края отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба кооператива по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2018 по делу N А32-20939/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.