г. Пермь |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А71-17565/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н. В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части,
от 02 февраля 2018 года по делу N А71-17565/2017,
судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала (ИНН 56120042824, ОГРН 1055612021981)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ИНН 1835064045, ОГРН 1051802206389)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала (далее - заявитель, ОАО "ЭнергосбыТ Плюс") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 27.09.2017 N 842 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятым в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части от 02.02.2018, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе указывает на то, что ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" является агентом нескольких поставщиков (МУП г.Ижевска "Ижводоканал", ПАО "Т Плюс", ООО "УКС"), сбор денежных средств осуществляется по указанному в платежном документе единому лицевому счету по всем жилищно-коммунальным услугам, в связи с чем при наличии задолженности, произведенная оплата разносится в процентном соотношении пропорционально задолженности по каждой коммунальной услуге, в случае образования кредиторской задолженности (аванса/переплаты) по какой-либо коммунальной услуге, указанная переплата автоматически перераспределяется (не разносится) на другую услугу; по мнению заявителя, сведения о расходах при содержании общего имущества в многоквартирном доме обязаны предоставлять управляющие организации; отмечает, что в платежном документе предусмотренная подп. "ж" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, информация об основаниях перерасчета платы указана. Также полагает, что вменяемое нарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, ввиду чего административным органом не доказана правомерность определения наказания в виде административного штрафа; считает возможным назначить предупреждение, которое является минимальным наказанием, предусмотренным ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, а также возможным признать нарушение малозначительным.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике на основании обращения потребителя (вх. N 751-ж от 29.05.2017) выявлено:
ОАО "Энергосбыт Плюс" в платежном документе для оплаты за коммунальные услуги за март 2017 года, предъявленном потребителю по адресу: г. Ижевск, ул. Майская, 22-200, лицевой счет N 005372003:
не указана информация о номере банковского счета и банковские реквизиты, номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителей в сети Интернет (исполнитель услуг по ХВС, водоотведение - МУП г. Ижевска "Ижводоканал", по горячему водоснабжению - ООО "Удмуртские коммунальные системы", по отоплению - филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс");
не указана информация о номере факса ОАО "Энергосбыт Плюс";
не указан общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленного в многоквартирном доме, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса по электроснабжению, горячему водоснабжению, отоплению, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг по электроснабжению, горячему водоснабжению, отоплению, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения;
указана недостоверная информация о номере ИНН ОАО "Энергосбыт Плюс", в платежном документе указано "5612042824/1841430001", в то время как в соответствии с ЕГРЮЛ ОАО "Энергосбыт Плюс" присвоен ИНН "5612042824", а цифры "1841430001" являются номером КПП Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс".
ОАО "Энергосбыт Плюс" в платежном документе для оплаты за коммунальные услуги за апрель 2017 года, предъявленном потребителю по адресу: г. Ижевск, ул.Майская, 22-200, лицевой счет N 005372003:
не указана информация о номере факса ОАО "Энергосбыт Плюс";
не указан общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленного в многоквартирном доме, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса по электроснабжению, горячему водоснабжению, отоплению, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг по электроснабжению, горячему водоснабжению, отоплению, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса исльзованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения;
указана недостоверная информация о номере ИНН ОАО "Энергосбыт Плюс", в платежном документе указано "5612042824/1841430001", в то время как в соответствии с ЕГРЮЛ ОАО "Энергосбыт Плюс" присвоен ИНН "5612042824", а цифры "1841430001" являются номером КПП Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс";
указана недостоверная информация об основаниях произведенного перерасчета размера платы за коммунальную услугу отопление, так в качестве основания перерасчета указано "расчеты за предыдущие периоды";
указана недостоверная информация о задолженности за расчетный период, так в платежном документе указано: на 01.04.2017 долг "3435,14 руб.", переплата-"0,00 руб.", поступило "3435,14 руб."; итого к оплате на 01.04.2017: 5614,62 руб.; суммы в графах "поступило", "долг" совпадают, что свидетельствует об отсутствии долга (задолженности) за предыдущие периоды.
В связи с чем Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в отношении ОАО "Энергосбыт Плюс" составлен протокол об административном правонарушении от 08.08.2017; и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 27.09.2017 N 842 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
ОАО "Энергосбыт Плюс", не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Из текста оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности следует, что одно из вменяемых ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" нарушений сформулировано административным органом следующим образом: по платежному документу за апрель 2017 года "указание недостоверной информации об основании произведенного перерасчета размера платы за коммунальную услугу отопление, так в качестве основания перерасчета указано "расчеты за предыдущие периоды", что является нарушением подп. "ж" п. 69 Правил N 354.
В представленном в материалы дела платежном документе за апрель 2017 года, указаны следующие причины перерасчета: "(1) расчет за предыдущие периоды. Качество услуги, (2) расчеты за предыдущие периоды".
Между тем суд апелляционной инстанции отмечает, что в оспариваемом постановлении об административном правонарушении не зафиксированы обстоятельства, на основании которых административным органом сделан вывод о том, что до потребителя не доведена информация об основаниях доначисления (перерасчета) платы за коммунальные услуги: не отражено, по каким причинам указанная ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг за апрель 2017 года информация о причинах перерасчета платы, по мнению административного органа, является неполной (или недостоверной); в чем именно данная информация не соответствует требованиям подп. "ж" п. 69 Правил N 354.
В силу п. 4, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Из положений ч. 4, ч. 6 ст. 210 АПК РФ следует, что при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности суд не должен подменять административный орган в вопросе об установлении в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, поскольку эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
В связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что административным органом нарушение в данной части надлежащим образом не установлено и не доказано.
Вместе с тем административным органом также установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в квитанции за март 2017 года указана следующая информация относительно исполнителей: электроснабжение - ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога "Балтия", территория 26 км бизнес-центра "Рига-Ленд", строение 3) в лице Удмуртского филиала ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", 426063, г.Ижевск, ул. Орджоникидзе, 52а; ГВС - ООО "Удмуртские коммунальные системы", 426039, г.Ижевск, ул.Буммашевская, 11; отопление - Филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс", 426051, г.Ижевск, пр. Дерябина, 7; ХВС, Водоотведение - МУП г. Ижевска "Ижводоканал", 426039, Удмуртская Республика, г.Ижевска, ул.Воткинское шоссе, 13 км, д. 204; содержание и ремонт о.и. - ООО "УК-Ижкомцентр", 426075, УР, г.Ижевск, ул.Камбарская, 29. Однако помимо данной информации необходимо указывать номера банковского счета и банковские реквизиты, номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителей в сети Интернет (исполнитель услуг по ХВС, водоотведению - МУП г. Ижевска "Ижводоканал", по горячему водоснабжению - ООО "Удмуртские коммунальные системы", по отоплению - филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс"), о номере факса ОАО "Энергосбыт Плюс", который также не указан в квитанции за апрель 2017 года.
В квитанциях за март-апрель 2017 года за коммунальные услуги, выставленных собственнику жилья по адресу: г.Ижевск, ул.Майская, 22-200, не указаны общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленного в многоквартирном доме, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса по электроснабжению, горячему водоснабжению, отоплению, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг по электроснабжению, горячему водоснабжению, отоплению, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения.
Также подтверждается материалами дела указание в платежном документе для оплаты за коммунальные услуги за апрель 2017 года недостоверной информации о задолженности на расчетный период: так, в платежном документе указано: на 01.04.2017 долг "3435,14 руб.", переплата-"0,00 руб.", поступило "3435,14 руб."; итого к оплате на 01.04.2017: 5614,62 руб. То есть указана недостоверная информация о задолженности, образовавшейся у потребителя за предыдущие периоды на момент формирования платежного документа, поскольку суммы в графах "поступило", "долг" совпадают, что свидетельствует об отсутствии долга (задолженности) за предыдущие периоды.
Ссылки заявителя на то, что ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" является агентом нескольких поставщиков (МУП г. Ижевска "Ижводоканал", ПАО "Т Плюс", ООО "УКС"), сбор денежных средств осуществляется по указанному в платежном документе единому лицевому счету по всем жилищно-коммунальным услугам, в связи с чем при наличии задолженности, произведенная оплата разносится в процентном соотношении пропорционально задолженности по каждой коммунальной услуге, в случае образования кредиторской задолженности (аванса/переплаты) по какой-либо коммунальной услуге, указанная переплата автоматически перераспределяется (не разносится) на другую услугу, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку такой учет произведенной потребителем оплаты за коммунальные услуги не предусмотрен действующим законодательством.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вина заявителя в совершении административного правонарушения установлена.
Таким образом, в действиях заявителя доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, с учетом вышеуказанных выводов суда апелляционной инстанции.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 15.08.2017 ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" извещено надлежащим образом путем направления уведомления от 31.05.2017 N 3876, которое получено 06.06.2017 и 14.06.2017, что подтверждается почтовыми уведомлениями. О времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 27.09.2017 ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" также извещено надлежащим образом путем направления письма от 09.08.2017 N 5757 с приложением определения от 08.08.2017 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено 17.08.2017 и 21.08.2017.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о возможности назначения предупреждения, что является минимальным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку мера наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей назначена административным органом с учетом того, что ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" ранее было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (постановление N 1376 от 16.11.2016, постановление N 1429 от 30.11.2016, постановление N 614 от 19.07.2017), что отражено в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителя ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" малозначительности правонарушения судом отклоняются в силу следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем в рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст.2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства, от 02 февраля 2018 по делу N А71-17565/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.