г. Пермь |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А71-17383/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя Публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350): Нилова В.В. по доверенности от 25.12.2017;
от заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 января 2018 года по делу N А71-17383/2017
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала
"Удмуртский"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
о признании недействительным предписания,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" филиал "Удмуртский" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 12.07.2017 N 1058/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.01.2018 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что отсутствие с 26.08.2016 акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии не является причиной забракования прибора учета и поводом для признания его негодным для коммерческого учета, поскольку срок поверки прибора учета установлен до 10.04.2018; прибор учета проработал в нештатном режиме менее 15 суток (с 18.09.2016 по 26.09.2016) (с 15.09.2016 по 17.09.2016), в связи с чем расчет потребления тепловой энергии за сентябрь и октябрь 2016 года выполнен в соответствии с пунктами 71, 72 Методики коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр; полагает, что при таких обстоятельствах плата за январь, февраль, март 2017 года правомерно пересчитана с применением среднемесячного показателя по итогам 2016 года. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя ПАО "Т Плюс" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 25.05.2017 в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска поступило обращение Сабирзянова И.Д., проживающего по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 5"б", кв. 108, по вопросу начисления платы за коммунальную услугу "отопление". В связи с чем на основании приказа от 08.06.2017 N 1058/06-02 Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска в отношении ПАО "Т Плюс" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлены следующие обстоятельства:
ПАО "Т Плюс" является исполнителем коммунальной услуги "отопление" для потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 5"б" по ул.Гагарина г. Ижевска, поскольку договор ресурсоснабжения на поставку тепловой энергии, заключенный между ООО УК "ЖРП N 8" и ПАО "Т Плюс" отсутствует.
В многоквартирном доме N 5"б" по ул. Гагарина г. Ижевска установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии ТСРВ-023, заводской номер 713579.
В соответствии с актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 17.09.2015 период допуска с 26.08.2015 по 26.08.2016.
Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска на основании представленных в ходе проверки документов (в частности, копии актов повторного допуска в эксплуатацию общедомового узла учета тепловой энергии от 16.04.2015 и от 17.09.2015, копии акта забракования узла учета тепловой энергии у потребителя от 18.06.2015; информации об объемах потребления тепловой энергии по общедомовому УУТЭ, расчет. кор.; отчетов о потребленной тепловой энергии и теплоносителя за период с января 2016 год по декабрь 2016 года с общедомового узла учета тепловой энергии многоквартирного дома; копии проекта и паспортов на общедомовой узел учета тепловой энергии многоквартирного дома; копий платежных документов по оплате за тепловую энергию за период с января 2016 года по декабрь 2016 года, за период февраль, март, апрель 2017 года) установлено, что узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме N 5"б" по ул.Гагарина г. Ижевска работал с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода 2016 года.
Кроме того, как следует из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, определенных на основании отчетов о потребленной тепловой энергии и теплоносителя за период с сентября по октябрь 2016 года с общедомового узла учета тепловой энергии многоквартирного дома, зафиксирована отрицательная температура в обратном трубопроводе, что значительно увеличивает объем потребления тепловой энергии в многоквартирном доме.
Сведения о том, что узел учета проходил ремонт в период отопительного сезона 2016-2017 года отсутствуют.
Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска сделаны выводы о том, что данные факты подтверждают, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в начале отопительного сезона 2016-2017 года некорректно отображал показания температуры воды в обратном трубопроводе; в проверяемый период узел учета считается вышедшим из строя и не пригодным для коммерческого учета тепловой энергии.
В связи с чем Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска указано, что в случае отсутствия данных об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, а также, если прибор учета проработал менее года, вышел из строя и не допущен к дальнейшей эксплуатации, расчет размера платы за отопление в 2017 году производится в соответствии с формулой 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354, то есть исходя из установленного норматива потребления тепловой энергии.
Из пояснений ПАО "Т Плюс", представленных в ходе проверки, следует, что первоначально размер платы за отопление за январь, февраль, март 2017 года произведен по нормативу, а в квитанции за апрель 2017 года произведен перерасчет платы за отопление исходя из среднемесячного размера потребления тепловой энергии за предыдущий отопительный период 2016 год, при этом в сентябре 2016 года и в октябре 2016 года, когда прибор учета проработал в нештатном режиме (с 18.09.2016 по 26.09.2016) (с 15.09.2016 по 17.09.2016) расчет потребления тепловой энергии выполнен в соответствии с п.71, п. 72 Методики коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр.
По результатам проверки Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска в адрес ПАО "Т Плюс" выдано предписание от 12.07.2017 N 1058/06-02 об устранении в срок до 25.08.2017 выявленных нарушений, согласно которому необходимо: "Привести порядок определения размера платы за отопление в соответствие с установленными требованиями - снизить размер платы за отопление на величину, предъявленной корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в платежном документе за апрель 2017 года, с учетом выполненного расчета размера платы за коммунальную услугу "отопление" в платежном документе за апрель 2017 год".
ПАО "Т Плюс", полагая, что данное предписание Управления ЖКХ Администрации города Ижевска является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в ст. 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска является отраслевым органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим функции управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с функциями, установленными Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, утвержденным решением Городской Думы г. Ижевска от 30.10.2007 N 314, в редакции от 19.02.2015 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска". В силу п.п. 2.1.1, 2.13 данного решения Городской Думы города Ижевска Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору.
Управлению ЖКХ Администрации города Ижевска для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016. Между тем, вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
В соответствии абз. 2, абз. 4 п. 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с п. 3(1) Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, исходя из среднемесячного объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) под неисправностью средств измерений узла учета понимается, состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).
В п. 73 предусмотрено, что перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном п. 62- п. 72 настоящих Правил.
В соответствии с п. 86, п. 90 Правил N 1034 при выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета. Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя, а при их отсутствии - с даты сдачи последнего отчета о теплопотреблении. При несвоевременном сообщении потребителем о нарушениях функционирования узла учета расчет расхода тепловой энергии, теплоносителя за отчетный период производится расчетным путем.
В п. 91, п. 92 Правил N 1034 предусмотрено, что не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а именно:
а) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации;
б) срок действия поверки;
в) работоспособность каждого канала измерений;
г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров;
д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных.
Результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.
Как указано судом выше, в ходе проверки установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в нарушение указанных пунктов Правил N 1034 проверка работоспособности общедомового прибора учета тепловой энергии в 2016 году не проводилась. В период с 27.08.2016 по 26.02.2017 допуск в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии также отсутствовал (акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 17.09.2015 - период допуска с 26.08.2015 года по 26.08.2016 года; акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 03.03.2017 - период допуска с 27.02.2017).
Кроме того, согласно представленной информации о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета, определенных на основании отчетов о потребленной тепловой энергии и теплоносителя за период с сентября по октябрь 2016 года зафиксирована отрицательная температура в обратном трубопроводе, что также свидетельствует о том, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в начале отопительного сезона 2016-2017 г.г. некорректно отображал показания температуры воды в обратном трубопроводе. Сведения о том, что узел учета проходил проверку в период отопительного сезона 2016-2017 года отсутствуют.
Доводы заявителя ПАО "Т Плюс" о том, что отсутствие с 26.08.2016 акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии не является причиной забракования прибора учета и поводом для признания его негодным для коммерческого учета со ссылкой на то, что срок поверки прибора учета установлен до 10.04.2018, судом отклоняются как основанные на неверном толковании приведенных выше норм Правил N 1034, Правил N 354 применительно к установленным обстоятельствам дела.
Ссылки ПАО "Т Плюс" на то, что прибор учета проработал в нештатном режиме менее 15 суток (с 18.09.2016 по 26.09.2016) (с 15.09.2016 по 17.09.2016), в связи с чем в соответствии с п. 86, п. 90 Правил N 1034 взят расчетный среднесуточный объем потребления и расчет потребления тепловой энергии за сентябрь и октябрь 2016 года выполнен в соответствии с п. 71, п. 72 Методики коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку из положений Правил N 354 следует, что при расчете платы, начисленной собственникам помещений в многоквартирном доме, среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определяется как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. При расчете платы, начисленной собственникам в многоквартирном доме, применение расчетного метода для определения показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии не допускается. Определить объем тепловой энергии расчетным путем возможно только в случае имеющегося договора теплоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией для расчета между двумя сторонами.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию Управлению ЖКХ Администрации города Ижевска о том, что в период сентябрь и октябрь 2016 года показания тепловой энергии с общедомового узла учета тепловой энергии, учитывающего нагрузки по отоплению, являются некорректными и не могут применяться для расчета, в связи с чем с достоверностью установить фактическое потребление тепловой энергии за период с сентября 2016 года по декабрь 2016 года не представляется возможным; следовательно, в рассматриваемом случае перерасчет размера платы за коммунальную услугу "отопление" в апреле 2017 года (за период с января 2017 по март 2017 года) не может быть произведен потребителям указанного многоквартирного дома исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Таким образом, оспариваемое предписание Управления ЖКХ Администрации города Ижевска, обязывающее ПАО "Т Плюс" совершить действия по приведению порядка определения размера платы за отопление в соответствие с установленными требованиями, является законным и обоснованным, оснований для признания данного предписания недействительным не имеется. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 января 2018 года по делу N А71-17383/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.