г. Красноярск |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А74-17441/2017 |
Резолютивная часть постановления принята "08" мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" мая 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Белан Н.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "06" марта 2018 года по делу N А74-17441/2017, принятое судьёй Курочкиной И.А.,
установил:
администрация Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006432, ОГРН 1061903000015, далее - истец,) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН 1901019947, ОГРН 1021900521785, далее - Минфин Хакасии), к Республике Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901098931, ОГРН 1111901000903, далее - Минстрой Хакасии) о взыскании 1 830 165 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Ширинский район.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.03.2018 исковые требования к Республике Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия удовлетворены. В удовлетворении исковых требований к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Республики Хакасия обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что с указанным решением не согласен, считает его принятым с нарушением норм материального права, ссылаясь на следующие доводы:
- в качестве доказательства возникновения убытков истец представил копию муниципального контракта без номера и даты, а также резолютивную часть решения по делу N А74-4586/2017, из указанных документов не следует, что убытки возникли непосредственно из данного муниципального контракта, поскольку невозможно соотнести муниципальный контракт, отраженный в решении Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.05.2017 по делу N А74-4586/2017 с копией муниципального контракта, представленного истцом в качестве доказательства возникновения убытков в заявленном размере;
- применение положений статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основания для взыскания убытков по настоящему делу не допустимо, поскольку из представленных истцом документов не следует, что должником значится то или иное министерство; правовые основания для возмещения убытков отсутствуют;
- судом первой инстанции при принятии решения не устанавливалась вина государственных органов власти Республики Хакасия применительно к соглашениям от 02.06.2016 N 09-16, от 14.03.2017 N 07-17 о перечислении субсидии, послужившим основанием для обращения истца с заявленным требованием;
- имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия и заявленными убытками по муниципальному контракту и государственной пошлины по делу;
- убытки возникли не по вине органов государственной власти, а по вине администрации Ширинского района, не исполнившей обязательства по соглашениям от 02.06.2016 N 09-16, от 14.03.2017 N 07-17 о перечислении субсидии;
- в настоящее время в отношении Ширинского сельсовета Ширинского района действует приостановление предоставления межбюджетных трансфертов на основании приказа Министерства финансов республики Хакасия от 10.03.2017 N 55-од до устранения нарушений, ставших причиной для применения данной меры бюджетного принуждения, таким образом, по причине действий самого истца произвести перечисление субсидии по соглашениям от 30.05.2016 N 164, от 10.03.2017 N 179 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия не предоставляется возможным.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В Третий арбитражный апелляционный суд 07.05.2018 от Минфина Хакасии поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью представителя ответчика в ином судебном процессе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Из содержания приведенной правовой нормы во взаимосвязи с пунктами 2 - 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что во всех остальных случаях арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, то есть, у суда есть соответствующее право, а не обязанность.
Поскольку Минфин Хакасии доказательств невозможности явки в судебное заседание иного представителя не представил, не указал те обстоятельства, в силу которых считает свое участие в заседании обязательным, а рассмотрение жалобы в его отсутствие невозможным, суд апелляционной инстанции не усматривает уважительных причин для отложения судебного разбирательства.
С учетом изложенного, ходатайство отвечтика об отложении судебного заседания не подлежит удовлетворению.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Между Минстроем Хакасии и администрацией Ширинского района заключено соглашение от 30.05.2016 N 164 (далее - соглашение N 164) о предоставлении в 2016 году субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения N 164 Минстрой Хакасии обязуется предоставить субсидию из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на софинансирование расходных обязательств Муниципального образования на софинансирование расходов муниципальных образований в границах муниципального района по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - программные мероприятия) в размере 4 042 000 руб., а Муниципальное образование обязуется принять субсидию и обеспечить софинансирование программных мероприятий в размере 40 830 руб.
Расходное обязательство Муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия, устанавливается муниципальной целевой программой "Чистая вода" на территории муниципального образования Ширинский район на 2010-2017 годы", утвержденная постановлением главы муниципального образования Ширинский район от 16.03.2010 N 619 (пункт 1.2 соглашения).
В приложении N 2 к соглашению N 164 предусмотрено распределение средств субсидии на капитальный ремонт системы водоснабжения с. Шира (водозабор N1 с. Шира), в сумме 4 082 830 рублей из республиканского бюджета и 40 830 рублей из бюджета поселения.
Во исполнение соглашения N 164 между муниципальным образованием и администрацией заключено соглашение от 02.06.2016 N 09-16 о перечислении в 2016 году субсидий, поступивших из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету администрации Ширинского сельсовета (поселение) на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования (далее - соглашение N 09-16), по условиям которого муниципальное образование обязалось перечислить субсидию, поступившую из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету администрации Ширинского сельсовета на софинансирование расходных обязательств в границах поселения по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в размере 4 042 000 рублей, а поселение обязуется принять субсидию и обеспечить софинансирование программных мероприятий в размере 40 830 рублей.
Муниципальное образование осуществляет перечисление средств субсидий поселению в пределах поступивших из республиканского бюджета средств (пункт 2.1 соглашения N 09-16).
03.10.2016 в адрес Минстроя Хакасии поступила заявка муниципального образования на перечисление субсидии в сумме 3 799 173 рублей в рамках программы "Чистая вода" (2016-2020 годы) капитальный ремонт системы водоснабжения с. Шира (водозабор N 1 с. Шира) (заявка N 5640, представлена в материалы дела в электронном виде 22.02.2018).
07.10.2016 Минстрой Хакасии направил соответствующую заявку в Минфин Хакасии (заявка N 3590, представлена в материалы дела в электронном виде 22.02.2018), однако денежные средства поступили в Минстрой Хакасии в сумме 2 000 000 рублей.
07.11.2016 Минстрой Хакасии перечислил 2 000 000 рублей муниципальному образованию (платежное поручение от 07.11.2016 N 128046, представлено в материалы дела в электронном виде 22.02.2018).
Между Минстроем Хакасии и администрацией Ширинского района заключено соглашение от 10.03.2017 N 179 (далее - соглашение N 179) о предоставлении в 2017 году субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения N 179 Минстрой Хакасии обязуется предоставить субсидию из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на софинансирование расходов муниципальных образований в границах муниципального района по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - программные мероприятия) в размере 1 800 000 рублей, а муниципальное образование обязуется принять субсидию.
Согласно приложению N 2 к соглашению N 179 объем субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на капитальный ремонт системы водоснабжения с. Шира (водозабор N1 с. Шира) составляет 1 800 000 руб.
Между муниципальным образованием и администрацией заключено соглашение от 14.03.2017 N 07-17 о перечислении в 2017 году субсидий, поступивших из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету администрации Ширинского сельсовета (поселение) на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования (далее - соглашение N 07-17), по условиям которого муниципальное образование обязалось перечислить субсидию, поступившую из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету администрации Ширинского сельсовета на софинансирование расходных обязательств в границах поселения по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в размере 1 800 000 рублей, а поселение обязуется принять субсидию.
Согласно приложению N 2 к соглашению N 07-17 на мероприятия по капитальному ремонту системы водоснабжения с. Шира (водозабор N 1 с. Шира) предусмотрено распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия в размере 1 800 000 рублей.
16.03.2017 Муниципальным образованием Минстрою Хакасии представлена заявка на предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия в сумме 1 799 173 рублей.
15.03.2017 Минстрой Хакасии направил Минфину Хакасии заявку бюджетополучателя от 13.03.2017 N 1106.
Субсидия из республиканского бюджета Республики Хакасия в размере 1 799 173 рублей не была предоставлена.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.05.2017 по делу N А74-4586/2017 с администрации Ширинского сельсовета в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ширинская сервисная компания" взыскано 1 799 173 рублей долга, а также 30 992 рублей расходов по государственной пошлине.
Администрация претензией от 17.11.2017 N 1883 уведомила Минфин Хакасии о том, что в результате неисполнения Минфином Хакасии обязанностей по выделению субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия администрация несет убытки, взысканные с администрации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ширинская сервисная компания" по решению суда от 22.05.2017 по делу N А74-4586/2017.
Поскольку убытки администрации не были возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
По настоящему делу истцом заявлено требование о взыскании убытков, причиненных истцу в связи с неисполнением ответчиками обязательств по перечислению субсидии на реализацию мероприятий в рамках государственной программы Республики Хакасия "Чистая вода" (2016-2020 годы).
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 551 утверждена государственная программа Республики Хакасия "Чистая вода" (2016 - 2020 годы) (далее - государственная программа).
Государственной программой предусмотрено выделение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Республики Хакасия и бюджетные ассигнования на разработку проектно-сметной документации, модернизацию, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт систем водоснабжения, водоотведения и очистки вод на объектах республиканской собственности.
Ответственным исполнителем по программе является Минстрой Хакасии.
Во исполнение условий государственной программы постановлением администрации Ширинского района от 13.11.2014 N 582 утверждена муниципальная целевая программа "Чистая вода на территории муниципального образования Ширинского сельсовета на 2015-2018 годы".
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.03.2016 N 85 "Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2016 год" распределены субсидии для муниципального образования Ширинский район (Ширинский сельсовет) в размере 3 800 000 рублей.
Муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту комплекса водозаборного сооружения N 1 с. Шира, ул. Свердлова, 30 заключен и исполнен в рамках государственной программы "Чистая вода" (2016-2020 годы). Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Из материалов дела следует, что заявки муниципального образования от 03.10.2016 и от 13.03.2017 о предоставлении субсидии не были исполнены Минстроем Хакасии в полном объеме, сумма не перечисленной субсидии составила 1 799 200 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.05.2017 по делу N А74-4586/2017 с администрации Ширинского сельсовета в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ширинская сервисная компания" взыскано 1 799 173 рублей долга, а также 30 992 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Оценив установленные по делу обстоятельства, правильно применив нормы материального права - положения статьи 5, пункта 3 статьи 242, пункта 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции сделал правильные и обоснованные выводы о том, что обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31.12.2016, денежные средства, взысканные с администрации решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.05.2017 по делу N А74-4586/2017 в сумме 1 830 165 рублей являются убытками, которые на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счёт казны Республики Хакасия.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Минстроя Хакасии об отсутствии противоправности в его действиях (бездействии), поскольку заявка на выплату субсидии от 03.10.2016 исполнена не в полном объеме, Минстроем Хакасии в период с 07.11.2016 по 26.12.2016 заявки Минфину Хакасии не направлялись, несмотря на то, что мероприятия были выполнены в полном объеме, лимиты денежных обязательств в указанной части были доведены до Минстроя Хакасии в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что с 10.03.2017 приостановлено предоставление межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как правильно указано судом первой инстанции, запрет начал действовать в 2017 году, а субсидии должны были быть перечислены Минстроем Хакасии муниципальному образованию согласно поданной заявке в 2016 году.
Довод о том, что в качестве доказательства возникновения убытков истец представил копию муниципального контракта без номера и даты, а также резолютивную часть решения по делу N А74-4586/2017, из указанных документов не следует, что убытки возникли непосредственно из данного муниципального контракта, поскольку невозможно соотнести муниципальный контракт, отраженный в решении Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.05.2017 по делу N А74-4586/2017 с копией муниципального контракта, представленного истцом в качестве доказательства возникновения убытков в заявленном размере, является несостоятельным.
В материалы дела представлен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту комплекса водозаборного сооружения N 1 с. Шира, ул. Свердлова, 30, а также мотивированное решение по делу N А74-4586/2017.
Таким образом, размер убытков в части основного долга в сумме 1 799 173 рублей подтвержден надлежащими доказательствами, указанная сумма взыскана решением по делу N А74-4586/2017.
Заявляя указанный довод, ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что в рамках дела N А74-4586/2017 взыскана сумма по иному муниципальному контракту.
Доводы апелляционной жалобы о том, что применение положений статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основания для взыскания убытков по настоящему делу не допустимо, поскольку из представленных истцом документов не следует, что должником значится то или иное министерство; правовые основания для возмещения убытков отсутствуют, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В качестве правового снования для взыскания убытков в настоящем деле судом правильно применены положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также обоснованно учтено, что в рассматриваемом случае на основании соглашений N 164, N09-16 расходные обязательства возникли у субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия. Должником по рассматриваемым обязательствам является публично-правовое образование - Республика Хакасия как самостоятельный участник гражданских правоотношений, который реализует свою правоспособность через органы публичной власти, в том числе Минстрой Хакасии.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные доводы апелляционной жалобы о том, что убытки возникли не по вине органов государственной власти, а по вине администрации Ширинского района, не исполнившей обязательства по соглашениям от 02.06.2016 N 09-16, от 14.03.2017 N 07-17 о перечислении субсидии; имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия и заявленными убытками; судом первой инстанции при принятии решения не устанавливалась вина государственных органов власти Республики Хакасия применительно к соглашениям от 02.06.2016 N 09-16, от 14.03.2017 N 07-17 о перечислении субсидии, послужившим основанием для обращения истца с заявленным требованием.
Доводы, изложенные в жалобе, по существу дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.03.2018 по делу N А74-17441/2017 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "06" марта 2018 года по делу N А74-17441/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.