город Ростов-на-Дону |
|
10 мая 2018 г. |
дело N А53-38696/2017 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Филимонова С.С., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Николина Александра Евгеньевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2018 по делу N А53-38696/2017 (судья Твердой А.А.) по заявлению Прокуратуры города Волгодонска к заинтересованному лицу индивидуальному предпринимателю Николину Александру Евгеньевичу о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура города Волгодонска (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Николину Александру Евгеньевичу (далее - заинтересованное лицо, предприниматель) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, предприниматель привлечен к ответственности по вмененному правонарушению с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что надлежащим лицом при привлечении к административной ответственности является не прокуратура, а Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, наличием оснований для замены штрафа на предупреждение.
Заявитель с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для вызова сторон в судебное заседание не установлено.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой в соответствии полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" на основании решения о проведении проверки от 09.11.2017 N 60 в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.10.2017 N 73/1-223-16, в соответствии с пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.08.2017 N Пр-1776 "О мерах по развитию легкой промышленности" и поручением Президента Российской Федерации N Пр-79 от 20.01.2016 поручением прокуратуры Ростовской области от 02.11.2017, совместно с представителями МУ МВД России "Волгодонское", территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в период с 16.11.2017 по 08.12.2017, с выездом на место 16.11.2017 в 13 час. 00 мин., проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства предпринимателем в магазине "Текстиль для дома" по адресу: Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Ленинградская, д. 1 "в", в ходе которой установлено, что предприниматель в магазине осуществляет деятельность по реализации населению товаров легкой промышленности.
В ходе проверки 16.11.2017 потребителем Жогловым К.В. приобретены следующие товары легкой промышленности без информации, предусмотренной Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности":
- платье женское, цвет темно-оливковый с тигровой расцветкой - отсутствует информация о наименовании продукции; наименовании изготовителя и продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридическом адресе изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размере изделия; составе сырья; товарном знаке (при наличии); единый знак обращен продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; дате изготовления;
- плед тканный "Absolute", изг. Китай, дата изготовления 2015, состав 100% полиэстер, размер 120x150 см. - отсутствует информация об импортере продукции, единый знак обращения продукции на рынке государств - члене Таможенного союза.
Указанная продукция находилась в реализации и имела установленную продавцом цену, что зафиксировано в акте проверки от 16.11.2017.
08.12.2017 прокуратурой вынесено постановление о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокуратура в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилась в суд для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с соблюдением, в том числе требований технических регламентов.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Статьей 8 Закона N 2300-1 предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В силу прямого указания норм статьи 10 Закона N 2300-1 продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Частью 2 статьи 10 Закона N 2300-1 предусмотрено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Вышеуказанная информация подлежит доведению до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
В силу части 3 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" при размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 9 указанного ТР ТС 017/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок - вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленное маркировка должна содержать следующую информацию: для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержат сырья не должно превышать +/- 5 процентов; модель; символы по уходу за изделием; инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости). Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю (процентное содержание) исходного сырья (ворсовой поверхности для ковровых покрытий и изделий из них).
Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов; массу куска при нормированной влажности (для трикотажных полотен); устойчивость окраски (для трикотажных и текстильных полотен); вид отдели (при наличии); символы по уходу за изделием.
Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 TP ТС 017/2011 перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение приведенных выше норм предприниматель осуществлял реализацию продукции, не содержащей обязательной информации, а именно:
- платье женское, цвет темно-оливковый с тигровой расцветкой - отсутствует информация о наименовании продукции; наименовании изготовителя, и, продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридическом адресе изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размере изделия; составе сырья; товарном знаке (при наличии); единый знак обращен продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; дате изготовления;
- плед тканный "Absolute", изг. Китай, дата изготовления 2015, состав 100% полиэстер, размер 120x150 см. - отсутствует информация об импортере продукции, единый знак обращения продукции на рынке государств - члене Таможенного союза.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившаяся в нарушении обществом требований технического регламента ТР ТС 017/2011 доказана обстоятельствами дела и подтверждается материалами административного дела, в том числе актом проверки от 16.11.2017, фототаблицей, актом проверочной закупки от 16.11.2017, товарным чеком от 16.11.2017, протоколом осмотра помещений, территорий от 16.11.2017, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.12.2017, объяснениями Николина А.А. от 16.11.2017, объяснениями ИП Николина А.Е.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокуратуры полномочий для осуществления проверки в отношение предпринимателя по следующим основаниям.
Проверка проведена на основании Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" на основании решения о проведении проверки от 09.11.2017 N 60 в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.10.2017 N 73/1-223-16, в соответствии с пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.08.2017 N Пр-1776 "О мерах по развитию легкой промышленности" и поручением Президента Российской Федерации N Пр-79 от 20.01.2016 поручением прокуратуры Ростовской области от 02.11.2017.
Проверка осуществлена совместно с представителями МУ МВД России "Волгодонское", территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.
Апелляционный суд отклоняет довод о наличии оснований для замены наказания в виде штрафа на предупреждение.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 ТР ТС 017/2011, утвержденного решением N 876 Комиссии Таможенного союза "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности", настоящий Технический регламент устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции.
Кроме того, допущенное правонарушение, выразившееся в несоблюдении предпринимателем требований технического регламента, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения режима государственного регулирования безопасности продукции легкой промышленности, чем создает угрозу причинения вреда, что исключает возможность применения в рассматриваемом случае положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку характер и содержание вменяемого правонарушения свидетельствует об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для замены наказания, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предупреждение, отсутствуют.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2017 по делу N А53-38696/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке и по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 229, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.